Чем отличается система от скопления?

Ярким примером системы является наш организм, который, хоть и состоит из множества клеток, органов, но действует слаженно, как единое целое. А вот множество людей, случайно оказавшихся в одном месте, это уже не система, а скопление. Можно привести и другие примеры скоплений из мира природы: облако газа или пара, куча песка, скопление звезд, межзвездной пыли и т.д.

Между этими двумя крайностями существуют и промежуточные варианты. Например, юридическая организация или государство – это уже не случайное скопление, но еще и не такая высокоорганизованная система, как организм. Чем выше уровень организации, тем более развитым, цивилизованным считается общество.

Будучи сами от природы высокоорганизованными системами, мы стремимся и в общественной жизни к такой же организованности, системности, которая заложена в нас. И это такое же естественное стремление, как эволюция природы. Вернее, это стремление заложено в нас самой эволюцией.

И для того чтобы достичь высокого уровня социальной организации, необходимо понимать, что превращает скопление в систему. Что есть такое в системе, чего нет в скоплении?


Я думаю, систему отличает, прежде всего, внутреннее единство, целостность. Если мы говорим о нашем организме, то это наличие сознания, души. Если мы говорим об обществе, народе, то это духовное, информационное единство, то, что объединяет людей, позволяет им чувствовать себя частью одного рода, одной системы.

Не понимая или отрицая эти «тонкие материи», их влияние на общественную жизнь, люди могут пытаться выстраивать отношения (экономические, политические и т.д.) по каким-то своим правилам, договоренностям, законам. И даже если эти правила вполне логичны и разумны, но не учитывают законов самой природы, эволюции, то они не позволят добиться такой системности и целостности, которая есть в организме. Созданные объединения будут очень неустойчивыми и развалятся при малейшем испытании. Что мы с вами сейчас и наблюдаем.

Экологический и экономический кризис – это те испытания, которые проверяют на прочность государства, народы и наши семьи. И если в их основе нет духовного единства, а только экономическая выгода или какая-то искусственная идея, то они разваливаются, не выдерживая суровых жизненных испытаний.

В чем же выражается это духовное единство? Как понять, есть оно или нет, не подвергая общество тяжелым испытаниям?

Я считаю, что главным показателем духовного единства между людьми является бескорыстность. Это готовность помогать ближнему физически или материально не ради личного вознаграждения, а из желания ему добра, ради всеобщего благополучия.

И примером таких взаимоотношений является в первую очередь семья. Если семья построена на любви и взаимоуважении, в ней всё общее: и имущество, и дела, и цели. Члены семьи друг другу не «оказывают услуги», а помогают, не продают вещи, а дарят. И если кому-то грозит опасность, близкие готовы защитить члена семьи даже ценой своей жизни. Потому что семья – это в первую очередь МЫ, а уже потом я, ты, он, она…

И когда в основе лежат именно семейные ценности, общество духовно здорово и крепко. Неслучайно семью называют ячейкой общества, и государство уделяет огромное внимание поддержанию института семьи.

Всё, что отрывает человека от семьи, затрудняет поддержание семейных и родственных связей, постепенно подтачивает и государственные основы. Я имею в виду не какие-то «теории заговора» или движение ЛГБТ, это скорее следствие, а не причина. А главное причина – это преобладание деловых, рыночных отношений над духовными. Общество, в котором всё измеряется в денежном эквиваленте, в котором слава, богатство, рост товарооборота являются главным мерилом успеха, неизбежно утрачивает духовное единство.

В мирное время, в период изобилия это трудно заметить, внешне всё выглядит благополучно и красиво. Но когда наступают тяжелые времена, сразу становится видно, на чем были построены отношения, и насколько они глубоки и крепки, какие ценности истинны, вечны, а какие ложны, где система, а где просто скопление…

Приоритет семейных ценностей должен быть не просто на словах, но и на деле. Недостаточно просто объявить «год семьи» или назначить социальное пособие многодетным. Не в деньгах измеряются семейные ценности. Важно другое. Нужно прийти к такому образу жизни, когда семейные ценности не будут противоречить государственным, экономическим, чтобы человек не разрывался между семьей и работой. Надо постепенно расширять понятие семьи до уровня государства, до мирового уровня, чтобы в сознании людей человечество ощущалось как одна большая семья. Только в этом случае возможно развитие общества, и в этом действительно есть смысл, доступный пониманию любого человека.

А когда в приоритете рыночные ценности, это разрушает общество, ослабляет связи между людьми, и ведет к деградации. В конце концов, даже при достижении небывалого материального благополучия у людей в таком обществе нет ответа на вопрос: «Ради чего?»


Рецензии