Поиск и спасание на море статья обзор

Поиск и спасание на море в нормативных документах Международной морской организации.               
International Maritime Organization (IMO) –is the United Nations specialized agency with responsibility for the safety and security of shipping and the prevention of marine and atmospheric pollution by ships.


Безопасность человеческой жизни на море и предотвращение загрязнения окружающей среды -  основные задачи, которые определила Международная морская организация.
Решение этих задач относительно обеспечения безопасности судоходства на Черном и Азовском морях осуществляется по двум направлениям – выполнением международных конвенций относящихся к обязанностям прибрежного государства и контролем над выполнением требований международных конвенций судами, заходящими в порты прибрежного государства.
Важнейшей обязанностью прибрежного государства - это обязанность обеспечивать безопасность судоходства в своей зоне ответственности, принимать все меры по предотвращению загрязнения морской среды оказывать помощь терпящим бедствие в море. Этот долг государства закреплен в нескольких  международных соглашениях-конвенциях, участниками которых являются все прибрежные государства Черного моря, в том числе и Украина.  К таким конвенциям относятся:

-  Конвенция SOLAS-74;
Основным документом определяющим эти обязанности является Конвенция SOLAS-74, которая в в Главе V –“Безопасность мореплавания» содержит правила, касающиеся поиска и спасения:
Пр.V/7-"Службы поиска и спасания" - «1 Каждое Договаривающееся правительство обязуется обеспечить принятие всех необходимых мер по организации связи при бедствии и координации в своем районе ответственности и спасания людей, терпящих бедствие в море вблизи его берегов. Эти меры включают создание, эксплуатацию и техническое обслуживание таких средств поиска и спасания, которые рассматриваются как практически возможные и необходимые, исходя из интенсивности движения морских судов и навигационных опасностей, а также, насколько практически возможно, обеспечивают адекватные средства определения местоположения и спасания таких людей».
Пр.10-«Установление путей движения судов»;
Пр.11-«Системы судовых сообщений» -   правило V/11 "Системы судовых сообщений" (Ship reporting systems-SRS) говорит, что: «Системы судовых сообщений служат для обеспечения человеческой жизни на море, безопасности и эффективности мореплавания и защиты окружающей среды». «Когда два или более правительства имеют общий интерес в конкретном районе, им следует сформулировать предложения по скоординированной системе судовых сообщений на основе соглашения между ними".
Системы судовых сообщений используются для обеспечения сбора  информации о движении судов или обмена ею посредством радиосообщений. Эта информация позволяет получить данные, используемые в различных целях, включая поиск и спасание, предотвращение загрязнения моря, прогнозы погоды.
       В настоящее время созданы и действуют системы судовых сообщений в более чем 20 государствах и районах судоходства:
Обязательная Система судовых сообщений введена в странах Европейского Сообщества, в проливе Ла Манш и в ряде других районах с интенсивным судоходством.
На Черном море действуют системы судовых сообщений: Tурция-TUBREP,
Грузия- GEOREP. Перечень действующих Систем судовых сообщений" указывается в пособии Admiralty List of Radio Signals vol.1.
Российская федерация с 2000 года применяет глобальную автоматизированную систему мониторинга и контроля за местоположением российских морских и смешанного (река-море) плавания судов – «Виктория», для обеспечение автоматической дискретной передачи или запроса и последующей автоматической передачи с судна через каналы системы ИНМАРСАТ-С данных о текущем местоположении судна в любое время, с интервалом, не превышающим 12 часов.
Принятие Правила V/19.2.4 СОЛАС 74 об установке и применении автоматической идентификационной системы (АИС) существенно повышает уровень безопасности мореплавания посредством эффективного судовождения, эффективности применения Правила V/12-«Службы управления движением судов» (СУДС).;
Договаривающиеся правительства должны иметь возможность получать информацию об опознавании судов и слежении за ними на дальнем расстоянии для целей охраны и других целей.  MSC 81 принял поправки к СОЛАС 74, к главе V – «Безопасность Мореплавания»
После существующего правила 19 включается новое правило 19-1–«Опознавание судов и слежение за ними на дальнем расстоянии» – (LRITS- Long Range Identification Traffic System).
Суда должны автоматически передавать следующую информацию для опознавания судов и слежения за ними на дальнем расстоянии: опознавательные данные судна; местоположение судна (широта и долгота); дата и время указанного местоположения.
Введение этих поправок к СОЛАС 74, требуют от прибрежных государств принятия всех необходимых мер по обеспечению безопасности мореплавания: организации наблюдения с берега и спасания людей, терпящих бедствие в море вблизи его берегов.
В настоящее время, Глава XI-2 СОЛАС 74, Правило 9.2 -«Суда, намеревающиеся войти в порт другого Договаривающегося правительства», требует дать определенную информацию о судне.
Также этого требует Кодекс ОСПС часть В 4.39 «Примерами других сведений, имеющих практическое отношение к вопросам охраны, предоставление которых, в целях обеспечения безопасности и охраны людей, портовых средств, судов и иной собственности,  может потребоваться как условие захода в порт, могут быть:
.1 сведения, содержащиеся в журнале непрерывной регистрации истории судна;.
.2 местоположение судна во время подачи сведений;
.3         ожидаемое время прибытия судна в порт;
.4 судовая роль;
.5         общее описание груза на борту судна;
.6         список пассажиров.
По сути, эти требования являются частью SRS-ССС.

-  Конвенция по поиску и спасанию на море 1979 г. (SAR-79) 
 International Convention on Maritime Search and Rescue (SAR), 1979. Одобрена 27 апреля 1979 года,  вступила в  силу 22 июня 1985 года, принята Украиной 4 апреля 1993 года.
Главная цель конвенции — улучшить сотрудничество между государствами и организациями, участвующими в операциях по поиску и спасанию на море. О таком сотрудничестве говорит правило V/15 СОЛАС, призывающее правительства принять все меры по организации наблюдения с берега и спасания людей, терпящих бедствие в море вблизи его берегов.
Государства — участники конвенции должны создать национальные спасательно-координационные центры (СКЦ) и при необходимости — подцентры, а также определить зоны ответственности. Поисково-спасательные зоны устанавливаются по соглашению с соседними государствами, которые не имеют отношения к границам между государствами.
Каждое государство должно направить в ИМО информацию о национальной организации поиска и спасания и о морской поисково-спасательной службе с указанием всех национальных СКЦ, возможностей связи с ними и наличия спасательных средств, которыми они располагают. Государства-участники должны содействовать установлению соглашений по SAR между соседними государствами для координации спасательно-поисковых операций, проведения совместных учений.
Международная Конвенция по поиску и спасанию на море 1979 г. требует, чтобы Стороны направляли Генеральному секретарю информацию о своих поисково-спасательных службах, включая сведения о:
. 1     национальном органе, ответственном за морские поисково-спасательные службы;
. 2     местонахождении созданных спасательно-координационных центров или других центров, обеспечивающих координацию поиска и спасания в поисково-спасательном районе или районах и связь в этих районах;
. 3     границах их поисково-спасательного района или районов и зоне действия их береговых средств связи при бедствии и для обеспечения безопасности; и
. 4    основных типах имеющихся в их распоряжении поисково-спасательных единиц.

Резолюция ИМО А.894(21)  в 1999 году заменила ранее существовавшее Руководство для торговых судов по поиску и спасанию (MERSAR), а также Руководство по поиску и спасанию на  море (IMOSAR) и ввела в действие «Руководство по международному авиационному и морскому поиску и спасанию» (IAMSAR) в трех томах.
Том I- Предназначен для Администраций и содержит вопросы организации и управления, обсуждаются глобальные концепции системы SAR, создание и совершенствование национальных и региональных системах САР и для обеспечения эффективного и экономичного сотрудничества поисково-спасательных служб с соседними государствами.
• Том II- Предназначен для Государственных морских Координационных центров (ГМСКЦ), для персонала , который участвует в планировании и координинации спасательных операций и учений по спасению.
• Том III- предназначен для подвижных объектов-воздушных и морских судов, для помощи в организации и проведении поисково-спасательных операций, выполнения функций координатора в районе поисково-спасательных операций. Приведены рекомендации по действиям экипажа на борту судна при черезвычайных ситуациях.   Наличие 3-го тома (vol.III) этого Руководства на борту судна является обязательным.
Знание положений этого Руководства, обязательны для всех лиц задействованных в поисково-спасательных операциях.

-  Конвенция об открытом море 1958 г.
   Статья 12 п.2 «Все прибрежные государства должны способствовать  организации и содержанию эффективной спасательной службы для обеспечения безопасности на море и над морем, а также заключать с этой целью в необходимых случаях региональные соглашения о взаимном сотрудничестве с соседними государствами".
В связи с гибелью танкера "Торре Каньон" в 1967 году у берегов Англии, возник вопрос о необходимости принятия мер защиты Государством, побережью, которого угрожает загрязнение в результате разлива нефти в открытом море.
  Конвенция подтвердила право прибрежного Государства принимать меры в открытом море, для предотвращения, уменьшения или  устранения  серьезной и реальной опасности загрязнения его побережья, или связанным с ним интересам (здоровье населения, рыболовство или другая деятельность, туризм, флора и фауна). 02 ноября 1973 года в Лондоне был принят Протокол о вмешательстве в открытом море в случае загрязнения веществами, иными, чем нефть. Протокол вступил в силу 30 марта 1983 года. В 1991 году были приняты дополнения к Протоколу, которые пересматривали и уточняли список веществ, к которым применяется Протокол 1973 года.

Конвенция  ООН по морскому праву 1982 г. требует, чтобы - "Каждое прибрежное государство способствует организации, деятельности и содержанию соответствующей эффективной поисково-спасательной службы для обеспечения безопасности на море и над морем, а также, когда того требуют обстоятельства, сотрудничает в этих целях с соседними государствами посредством взаимных региональных  договоренностей" (Статья 98 п.2.).
Статья 123 " Государствам, омываемым замкнутыми или  полузамкнутыми морями, следует сотрудничать друг с другом в осуществлении своих прав и в выполнении своих обязанностей по настоящей Конвенции. Для этой цели они либо непосредственно, либо через соответствующую региональную организацию стремятся:
   п.b) координировать осуществление своих прав и обязанностей в отношении защиты и сохранения морской среды;
   п.d)приглашать, когда это целесообразно, другие заинтересованные государства или международные организации для сотрудничества;

- Международная Конвенция относительно вмешательства в открытом море в случае аварий приводящих к загрязнению нефтью,1969; (принята Украиной в январе 1994 года).

 Конвенция о защите Черного моря от загрязнения-1992 г., призывает объединить усилия Черноморских Государств по сохранению морской среды.
В соответствии с Международной Конвенции по обеспечению  готовности на  случай  загрязнения  нефтью,  борьбе  с  ним  и  сотрудничеству (БЗНС-90) Украина не является стороной этой важной конвенции (ещё не готова к её выполнению), участвующие Стороны (Правительства) обязуются принимать индивидуально или совместно все надлежащие меры по обеспечению готовности на случай инцидента, вызывающего загрязнение, и борьбе с ним (ст.1).
     Сейчас, когда на рынке мирового судоходства появились многочисленные судоходные  компании, эксплуатирующие старые изношенные суда (субстандартные), вероятность аварий и разливов нефти значительна возросла. Поэтому проблема спасания на море и ликвидация разлива нефти приобрела еще большее значение.
   В 1996 году, в Стамбуле была организована и проведена ИМО, Конференция причерноморских стран по поиску и спасанию (SAR).
Конференция признала необходимым, чтобы каждая из стран  региона направила в секретариат ИМО информацию относительно  создания  и обеспечения Планов поиска и спасания и ГМССБ, в соответствии с циркулярами ИМО.
  На конференции были приняты решения о необходимости заключения двухсторонних и многосторонних соглашений по вопросам поиска и спасания на море, проведения совместных учений, обмена информацией, координаций действий соседних стран в случае бедствия на море, объединения морских и воздушных служб поиска и спасения. Конференция предложила ежегодно проводить совещания представителей аварийно-спасательных служб Сторон-участников для развития сотрудничества, обмена опытом и информацией.
   Вероятность аварий и разливов нефти на Черноморско-Азовском бассейне, определяемым по различным методикам, показывает что, учитывая грузопотоки нефтеперевозок, разливы нефти могут быть ежегодно и наибольший разовый вылив нефти, может  составлять 20-28 тысяч тонн, а разовая потребность в спасании людей 300-400 человек. Фактические разливы нефти на Черном море достигали 1000 тонн. В настоящее время, с учетом увеличения грузоперевозок нефти вероятность таких разливов возрастет, соответственно возрастет  и  возможность экологической катастрофы. Примером тому может служить гибель танкера "Находка" у берегов  Японии, танкера «Престиж» у берегов Испании.
   Серьезные аварии с судами, приведшие к гибели людей и загрязнению окружающей среды в катастрофических масштабах вызвали беспокойство во многих государствах мира. Аварийный случай, вылившийся в повреждение, отказ или поломку судна может  привести к  гибели судна или значительной угрозе загрязнения морской среды. По инициативе некоторых государств Европы, было предложено, чтобы ИМО была наделена полномочиями предпринимать по просьбе государства-члена ИМО, устанавливать обязательные системы движения и обязательные системы судовых сообщений, позволяющих предпринять немедленные меры по спасению жизни людей, охране окружающей среды.
        В зоне прибрежного плавания безопасность судоходства обеспечивается достаточным обеспечением СНО, установлением рекомендованных путей, систем разделения движения судов. Особо необходимо рассмотреть вопрос о маршрутах крупнотоннажных танкеров, Прохождение этих маршрутов вблизи особо чувствительного района - южного побережья Крыма, а также интенсивное движение пассажирских и сухогрузных судов по рекомендованным путям и подходам к портам значительно увеличивают возможность возникновения аварий и, следовательно, загрязнении моря. Наличие многочисленных полигонов боевой подготовки ВМФ особо осложняет это плавание.
Обязательность установления зон ответственности государств предусмотрены Международной Конвенцией по охране человеческой жизни на море - СОЛАС 74/78, Постановлением КМУ №1612 от 26 октября 2000 г., Письмом Госфлотинспекции Украины  №03/21 от 4 февраля 2000 г. Приказом Минтранса №69 от 6 марта 1998 г. утверждены Правила плавания судов в северо-западной части Черного моря, где определены  зоны ответственности портов.
Украина, как участник Международной конвенции по охране человеческой жизни на море (SOLAS-74), Международной конвенции по поиску и спасанию на море 1979г. (SAR-79) обязуется обеспечивать выполнение требований этих конвенций по вопросам  координации и услуг в области морского и авиационного поиска и спасания.

К международным нормативным документам по плаванию в ледовых условиях необходимо отнести Полярный Кодекс (ПК), который  должен охва¬тывать вопросы, связанные с проектированием, конструкцией, оборудованием и эксплуа¬тацией полярных судов, включая подготовку экипажей для плавания в ледовых условиях и при низких температурах наружного воздуха.
Решение о разработке международного Полярного Кодекса было принято Международной Морской организацией (ИМО) в 1996 г. Подготовка проекта Кодекса бы¬ла поручена Подкомитету по проектированию и оборудованию судов (ЭЕ). Основной задачей разрабатываемого документа являлась выработка об¬щих правил и требований по обеспечению безопасной эксплуатации судов и предотвра¬щению загрязнения в покрытых льдом полярных водах.
По предложению США в 1999 г. Ко¬митет ИМО по безопасности на море (КБМ) принял решение в качестве первого шага раз¬работать рекомендательное Руководство по эксплуатации судов в поляр¬ных областях в виде циркуляра КБМ. Кроме того, предлагалось на данном этапе исклю¬чить вопросы об Антарктике, передав их в ведение Системы Антарктического Договора, являющейся рабочим органом по Антарктике.
Проект «Руководства для судов, эксплуатируемых в покрытых льдом арктических водах» был  подготовлен в 2001 г. и одобрен 76-й сессией КБМ (МSС 76) в 2002 г. В 2008 г. Подкомитет DЕ приступил к пересмотру «Руководства…» с целью распространения его и на Антарктику. В результате в 2009 г. ИМО разработала и приняла объединённое «Руководство для судов, эксплуатируемых в полярных водах» (Полярное Руководство). И в том же 2009 г. приполярные страны (Дания, Норвегия, США), а также Великобритания, озабоченные увеличивающимися морскими перевозками в этих регио¬нах со сложными условиями навигации, поиска и спасания, инициировали разработку обязательных требований к судам полярного плавания, обеспечиваю¬щих безопасную работу во льдах, то есть обязательного Полярного Кодекса.
В 2010 г. в ИМО была создана Корреспондентская группа, приступившая к работе над Полярным Кодексом со сроком его завершения в 2012 г.
Однако в этом году, пресс-служба Международной морской организации сообщила Международное соглашение по безопасности судоходства в Арктике "Полярный кодекс", , который должен регулировать и рекомендовать нормы судоходства в водах Арктики и Антарктики, появится не раньше 2013 года.
Полярный Кодекс должен представлять собой дополнение к существующим обяза-тельным Конвенциям и Кодексам ИМО по безопасности мореплавания, включающее осо-бенности эксплуатации судов в ледовых условиях и при низких температурах наружного воздуха. Поскольку общие положения Международной конвенции по охране человече¬ской жизни на море 1974 г. (СОЛАС), Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 г. (ПДНВ) и Международной конвенции о предотвращении загрязнения с судов 1973 г. (МАРПОЛ) не охватывают все проблемы, возникающие при эксплуатации судов в полярных водах, разрабатываемый ПК будет посвящен аспектам полярной навигации, не учитываемым этими кон¬венциями, а также мерам, необходимым для обеспечения безопасности жизни и предотвращения загрязнения полярных вод.
К национальным документам следует отнести Правила плавания по трассам Северного Морского Пути, утвержденные Министерством морского флота СССР 14 сентября 1990 г.

Основные нормативные документы по SAR:
1. Международная конвенция ООН по морскому праву 1982г.;
2. Международная конвенция по поиску и спасению на море 1979г (SAR - 79)
3. Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 г.-SOLAS-74)
4. Соглашение о сотрудничестве причерноморских государств при поиске и спасании на Чёрном море (Анкара, 27 ноября 1998г.);
5. Международная конвенция о спасании 1989г. (Лондон, 28 апреля 1989г.)
6. Международная конвенция относительно вмешательства в открытом море в случаях аварий, приводящих к загрязнению нефтью 1969г. (Брюссель, 29 ноября 1969г.)
7. Международная конвенция по обеспечению готовности на случай загрязнения нефтью, борьбе с ним и сотрудничеству 1990 г. (OPRC-1990);
8. Конвенция по защите Чёрного моря (Бухарест, 21 апреля 1992г)
9. Руководство по международному авиационному и морскому поиску и спасанию 1999г. (IAMSAR);
10. Директива Европейского Парламента и Совета 2002/59/ЕС от 27 июня 2002 года о создании системы мониторинга судоходства и информации


Дополнительные  документы по SAR:
1. Резолюция А.809(19).Эксплуатационные требования к ОВЧ аппаратуре двусторонней радиотелефонной связи спасательных шлюпок и плотов.
2. Резолюция А.802(19) Эксплуатационные требования к радиолокационным транспондерам спасательных шлюпок и плотов, используемым в поисково-спасательных операциях.
3. Резолюция А.760(18 Символы, относящиеся к спасательным средствам и устройствам, с поправками, внесенными Резолюция MSC.82(70)
4. Резолюция А.929(22)Руководство по подготовке экипажей для спуска на воду спасательных и дежурных шлюпок с судов на переднем ходу.
5. Циркуляр MSC/Circ.907: Application of SOLAS regulation HI/28.2 concerning helicopter landing areas on non-ro-ro passenger ships, и резолюцию MSC.91(72), которая вступила в силу 1 января 2002 года
6. Циркуляр MSC/Circ.895: Recommendation on helicopter landing areas on ro-ro passenger ships.
7. Резолюция А.852(20).Руководство по структуре комплексной системы планирования действий в аварийных ситуациях на судне.
8. Резолюция А.801(19) об обеспечении радиослужб для глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности (ГМССБ).
9. Резолюция А.701(17) о наличии на судах приемников расширенного группового вызова ИНМАСАТ службы сети передачи информации по безопасности на море, работающих в ГМССБ.
10. Резолюция А.705(17).Рекомендация о распространении информации по безопасности на море.
11. Резолюциz А.616(15) об оборудовании для наведения при поисково-спасательных операциях.
12. Резолюция А.694(17): Общие требования к судовому радиооборудованию, составляющему часть глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности (ГМССБ), и к радионавигационным средствам;
13. Резолюция A.225(VII)); Оборудование наведения воздушного средства поиска и спасания (САР).
14. Резолюция А.530(13)); Использование судовых радиолокационных ответчиков для целей поиска и спасания.
15. Резолюция А.616(15)); Оборудование для наведения при поисково-спасательных операциях.
16. Резолюция А.851(20) Общие принципы систем судовых сообщений и требований к передаче сообщений, включая Руководство по передаче сообщений об инцидентах, связанных со сбросом опасных грузов, вредных веществ и/или загрязнителей моря, принятые Организацией).
17. COMSAR/ Circ.-25 Процедура ответа судов на сигналы бедствия в режиме ЦИВ Принят 15 марта 2001года.
18. Резолюция А.887(21) Ввод, обновление и поиск информации, содержащейся в регистрационных базах данных для глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности (ГМССБ) Принята 25 ноября 1999 года
19. Резолюция A.911(22) Единообразная редакция ссылок на документы ИМО Принята 29 ноября 2001 года
20. Резолюция A.916(22) Руководство по регистрации событий, относящихся к судовождению Принята 29 ноября 2001 года
21. Резолюция А.922(22) Кодекс практики по расследованию преступлений, связанных с пиратством и вооруженным разбоем против судов Принята 29 ноября 2001 года
22. Резолюция A.919(22) Принятие и осуществление международной конвенции по поиску и спасанию на море 1979 года с поправками Принята 29 ноября 2001 года
23. Резолюция А.920(22) Обзор мер безопасности и процедур по обращению с людьми, спасенными на море Принята 29 ноября 2001 года
24. Резолюция A.917(22) Руководство по эксплуатации на судах судовых систем автоматического опознавания (САО) Принята 29 ноября 2001 года
25. Резолюция А.924(22) Обзор мер и процедур по предотвращению террористических актов, угрожающих безопасности пассажиров и экипажей, а также судов Принята 20 ноября 2001 года

Позолотин Л.А.


Рецензии
Весьма полезная информация.
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   05.06.2023 12:35     Заявить о нарушении