Глава 341. Шуман. Скрипичный концерт

Роберт Шуман
Концерт для скрипки с оркестром ре-минор
Камерный оркестр Европы
Гидон Кремер (скрипка)
Николаус Арнонкур (дирижер)

Intermezzo: Самое странное сочинение Шумана, в — казалось бы — не менее странном исполнении. Это касается чрезвычайно замедленного темпа финала. Однако, благодаря тому, что здесь выдерживается авторское метрономическое обозначение, музыка начинает звучать совершенно необычно, нетривиально (как это бывает в тех случаях, когда исполнители берут «нормальный» темп), и — очевидно — именно так, как это слышал, и хотел слышать сам Шуман.

dushah: Здесь приблизительный темп финала — четверть=65, в то время, как у Шумана — 68!

Intermezzo: Ну, 65 и 68 — это не слишком большая разница. Немного, быть может, излишне подчеркнуто.

balaklava: Шуман немного ошибся, записывая свое откровение свыше, а Кремер его слегка поправил... Гении тоже иногда ошибаются и не надо бояться их чуть-чуть корректировать. Главное — чтобы музыка от этого выигрывала. То, что получилось в этой трактовке — просто музыкальная бомба! Финал-апофеоз! Какая сила клокочет в этом нарочито-монотонном шествии. А ведь всего лишь — 65 вместо 68. Да, действительно, искусство там, где «чуть-чуть».
Для меня это сочинение Шумана было самым странным до тех пор, пока не прослушал именно это исполнение... Что-то сработало, и концерт превратился, наконец, в классический шедевр, ничуть не уступая своему фортепианному собрату и оставляя позади виолончельный... Гидон Кремер — вот тот ключ, который открыл замок от потайной двери загадочного скрипичного концерта...

muzaR: Я бы к списку добавил оба концертштюка для рояля с оркестром: Соль-мажорный и ре-минорный, особенно второй из них. Да и фортепианный концерт ведь составной, сначала была первая часть как отдельное сочинение, спустя несколько лет Шуман решил почему-то дописать вторую и третью части, которые, может быть, говорят нам немного о другом. Вообще, чем беспомощнее (к концу своей жизни) Шуман выглядит, тем более мы увлекаемся им лично, чуть ли уже не только эстетически, но и сострадательно. И тут именно скрипичный концерт выглядит изюминкой.

Kuumuudessa: Это все очень страшно.

balaklava: В 1936 году этот концерт был впервые исполнен Менухиным, который воскликнул: «Так вот оно — недостающее звено между скрипичными концертами Бетховена и Брамса!».
 
По версии, партитура этого концерта была спрятана Кларой Вик, как красноречивое свидетельство сумасшествия Роберта Шумана. Особенно страшен финальный полонез, причем настолько, что даже в XX веке его не решались играть так, как указано в партитуре, то есть в медленном темпе. И только Кремер приблизился к оригиналу. Страшный умопомрачительный финал — торжественный выход Сатаны.

Maxilena: Просто апофеоз. Коктейль «Кровавая Мэри», только кровь вместо томатного сока. Совершенно крамольная мысль: возможно, не будь Шуман душевнобольным, не писал бы так потрясающе.

ak57: Как бы там ни было, Шуман большую часть жизни был адекватным человеком. Если у него была шизофрения, то ведь эта болезнь характеризуется периодами обострения и ремиссии. Почитайте его статьи и рецензии — это плоды блестящего ума. После 1850 года у него начались проблемы. Он слышал все время определенную ноту и, чтобы избавиться от этого наваждения, бросился в Рейн. Однако этот факт не может объяснить всю его предыдущую творческую деятельность.

OlgaKz: Как полезно, оказывается, следовать скрупулезно авторским указаниям! Получается концерт, полностью соответствующий масштабу дарования Шумана. Потрясающе!!!

victormain: Ох, Ольга Николаевна, огорчу Вас, наверное, но я абсолютно убежден, что этот концерт никак не соответствует уровню дарования Шумана. Мне кажется, Клара правильно сделала, что не публиковала его. Я вот слишком, наверное, Шумана люблю, чтобы мне этот опус нравился.

OlgaKz: Возможно, я не совсем точно выразилась (слово «полностью» надобно убрать). Мне нравится не столько сам концерт, сколько его исполнение Кремером. Я слышала этот концерт не раз и с разными исполнителями, но как-то все звучало совсем убого. А игра Кремера впечатлила и сделала концерт, как мне кажется, хотя бы в первом приближении похожим на творение Шумана (нежно мною любимого). Впрочем, я могу заблуждаться.

balaklava: Вы не заблуждаетесь! Надо доверять своему чутью. К этому концерту я относился постольку поскольку, до тех пор, пока ни услышал этот вариант. Я даже не знал, что он наиболее точно приближен к авторской версии — меня просто захлестнула волна, возможно, такая же, как и Шумана (шучу). Вообще, оркестровое наследие Шумана требует особого подхода, расшифровки. Ведь он писал партитуры, ориентируясь на свой специфический местный оркестр. Малер и Глазунов пытались отредактировать его опусы (интересно, есть ли возможность услышать эти трактовки?). Оркестровая музыка Шумана, я уверен, еще до конца не раскрыта.

OlgaKz: Я тоже была всегда довольно равнодушна к этому концерту, принимала его как некий курьез среди шедевров Шумана. Но имя Шумана действует на меня магически — я с пиететом отношусь практически ко всему, что он написал, даже к курьезам. Мне было бы очень жаль, если бы эта партитура (по мнению профессионалов, очень несовершенная) никогда не увидела бы свет — я люблю Шумана со всеми его слабостями. Игра Кремера, потрясающая, экстатическая, виртуозная, высветила в этом концерте для меня какие-то неведомые раньше глубины, многообразие оттенков и смыслов. По силе эмоционального воздействия я пока не слышала равных его трактовке. Могу только воскликнуть еще раз — превосходно!!! Хотя критерии оценок профессиональных музыкантов могут быть многократно строже и глубже. Но ведь все мы такие разные!

MargarMast: Дорогая Ольга Николаевна, до чего же приятно читать Ваши сообщения — даже если мои оценки расходятся с Вашими.


Рецензии