История спасательных жилетов life jackets

Такие жилеты были на "Титанике": спасжилеты американских моряков 1917 год: совр. спасжилеты.

Жилет (фр. gilet), жилетка- мужская или женская верхняя одежда без рукавов.
Существует несколько версий происхождения слова «жилет»:
ярмарочные балагуры, которых во Франции называли «жиль», носили безрукавку; от имени портного Жиле, который первым сшил жилет.

С давних времён морская стихия показывала свой норов людям, стремящимся её покорить, и по сей день, отправляясь в плавание, ни один мореплаватель не может быть уверенным в том, что он и его команда вернётся домой. Поэтому с развитием мореплавания человек постоянно улучшал средства индивидуальной защиты на воде.
Если судить по древним эпосам и легендам, то единственным средством спасения мореплавателей античной, да и средневековой эпох становились деревянные доски и иные части корабля, оставшиеся на поверхности моря после кораблекрушения.

Первым документальным упоминанием об индивидуальных плав средствах является ассирийский барельеф, изображающий неких воинов, переправляющихся через реку при помощи надутых воздухом бурдюков из-под воды. Подтверждением применению надутых мешков из козьих шкур в качестве вспомогательного плавательного средства служит и клинописная подпись под барельефом, гласящая, что это вражеские солдаты, спасающиеся вплавь через реку от доблестных ассирийских солдат.
И в дальнейшем нередко в истории античности упоминались надутые бурдюки, применяемые для переправы целых армий через широкие реки. По оценкам современных учёных, подобное индивидуальное средство могло иметь «грузоподъёмность» до 20-25 кг; этого вполне достаточно для того, чтобы удержать на плаву взрослого человека.

В античные, и в гораздо более поздние времена основным средством индивидуального спасения на море при падении человека за борт судна, служил спасательный линь. А если точнее - любой попавшийся под руки трос; исторические свидетельства говорят, что верёвки издревле использовались для подъёма человека из воды на борт.
В 1914 году матрос Василий Александров сконструировал его для спасения лиц, оказавшихся за бортом. В честь этого российского матроса спасательный линь получил наименование «конец Александрова». «Конец Александрова» состоял из плавучего синтетического троса, который имеет на конце петлю диаметром около полуметра; на петлю надеваются два или три пробковых поплавка оранжевого или красного цвета. Конец дополнен утяжелителем в виде кожаного или брезентового мешочка с песком для большей дальности метания.

Изобретением самого известного средства спасения на воде - спасательного круга связано с именем великого изобретателя Леонардо да Винчи. Именно ему приписывается эскиз приспособления, точь-в-точь напоминающего современный спасательный круг.

Спасательные жилеты были запатентованы в 40-х годах XIX века.
С тех пор спасательный жилет претерпел значительные изменения, пережив большое количество различных модификаций, пока во второй половине 20 века не были приняты единые стандарты, продиктованные опытом его эксплуатации.
Спасательные жилеты спасают жизни на протяжении поколений. Их историю можно проследить до простых деревянных или пробковых блоков, используемых норвежскими моряками.

Первый пробковый спасательный жилет был запатентован в 1765 году доктором Джоном Уилкинсоном. В своей книге под названием «Спасение моряков от кораблекрушений, болезней и других бедствий для моряков» Джон Уилкинсон описал преимущества своих спасательных кругов из пробки.

В ноябре 1841 года в Нью-Йорке житель Нью-Йорка Наполеон Эдуард Гуэрин изобрёл и запатентовал «пробковый спасатель", представляющий собой простёганный особым образом жакет, наполненный измельчённой натуральной пробкой. Всего через несколько лет Америка начала активное судоходство, и "спасатели" Гуэрина сохранили огромное количество жизней.
К началу XX они уже стали широко распространённым атрибутом на американских судах. Особое постановление Конгресса обязало всех судовладельцев снабжать суда жилетами из расчёта один жилет на одного человека, находящегося на борту.

Британцы приписывают изобретение предшественника современного спасательного жилета капитану Уорду, инспектору RNLI (Royal National Lifeboat Institution) в Великобритании, который в 1854 году создал пробковый жилет. Этот должны носить экипажи спасательных шлюпок как для защиты от непогоды, так и для плавучести.
Пробка использовалась много лет.
Все, кто смотрел фильм «Титаник», помнят пробковые спасательные жилеты, выдаваемые пассажирам.
Не раз потерпевшие гибли по причине неправильного использования спасательных жилетов. Наиболее известный случай — трагедия океанского лайнера «Титаник»: когда к месту катастрофы прибыли спасательные суда, был отмечен тот факт, что многие погибшие плавают в море вверх ногами. Это было следствием неправильно надетых жилетов: слишком низко, практически на поясе. После прыжка с борта корабля в воду люди не могли перевернуться вниз ногами из-за смещённого к голове центра тяжести и захлёбывались, оставаясь плавать вниз головой.

Поэтому пробке нашли заменитель- капок, представляющий собой волокнистый растительный материал из семян тропического хлопкового дерева сейбы. Волокна семян (капок) Сейбы гораздо легче хлопка. Это самое тонкое натуральное волокно, обладающее массой полезных свойств: дышит, не теряет форму, удерживает тепло. Капок был гораздо более мягок чем пробка.  Это было особенно важно на военных кораблях, потому что моряки носили спасательные жилеты даже во время сна. Пробковые и капоковые спасательные жилеты были стандартными в течение многих лет.

Война принесла нам надувные спасательные жилеты, которые носят моряки и подводники. Эта военная технология была затем применена к потребительским спасательным жилетам, и они превратились во многие стили, которые мы видим сегодня.
В 60-х годах были разработаны синтетические пеноматериалы и изобретён пенопластовый спасательный жилет. Эта новая технология принесла с собой гибкость для производства всех вариантов, которые мы видим в настоящее время.

В настоящее время требования к спасательным жилетам для экипажей судов определяются Международным кодексом по спасательным средствам ((Кодекс КСС/LSA).\

Международный кодекс по спасательным средствам (Кодекс КСС/LSA) установил требования к спасательным жилетам.
В частности, они должны быть максимально удобными и простыми в использовании.
Такие жилеты в России принято классифицировать как страховочно-спасательные, они обладают меньшей плавучестью (от 4,1 кг в зависимости от размера и модели), и дают возможность в случае попадания в воду держаться на воде, не выполняя активных движений руками или ногами, защищая органы дыхания от попадания воды.
Виды спасательных жилетов подразделяются на простые спасательные жилеты для лодок, общего назначения, для водного туризма, для каякинга, для рафтинга и жилеты для водных видов спорта, и спасательные жилеты для рыбалки.
Все направления имеют свои особенности. Поэтому спасательный жилет для каждого вида разрабатывается отдельно и имеет свои специфические отличия.


Рецензии