Глава 433. Вилла-Лобос. Семья малыша

Эйтор Вилла-Лобос
Сюита для фортепиано «Семья малыша»
№1 Branquinha (Беленькая: фарфоровая кукла)
Вилем Лачумиа (фортепиано)

Volovikelena: Эйтор Вила-Лобос был очень красивым человеком. Иногда люди покидают свой континент, едут в Европу, чтобы остаться там навсегда. А он, поучившись в Париже и познакомившись с удивительными людьми — Антоном Рубинштейном, Морисом Равелем — мог остаться, ведь в Европе столько возможностей сделать карьеру музыканта. Но Эйтор вернулся в Бразилию и всю жизнь положил на развитие национальной культуры. Люблю таких людей.
И в творчестве все попробовал — от опер и балетов до миниатюр для гитары, которой прекрасно владел

cdtnkfyf: Обомлела от этого исполнения фортепианной сюиты с таким милым названием «Семья малыша», не просто «Детский уголок», как обычно называют композиторы сочинения для детей. Пианист очень неординарный, игра, я бы сказала, такая контрастно-характерная, как любитель не скажу, как там у него с педалью, но своей игрой он выделяется определенно.

Volovikelena: Замечательный пианист, выпускник Лионской национальной консерватории и музыковед по совместительству. На момент записи ему тридцать четыре года. Много гастролирует в Европе. До России, правда, пока не добрался, но в Белоруссии выступал.
Была больше двадцати лет назад с мужем в Минске, ходили на сольный концерт французского пианиста в Минской филармонии. Не помню ни имени, ни репертуара. Только запомнилось — темноволосый кудрявый мальчик с невероятным обаянием. Когда играл на bis, произнес название по-французски тихо, как себе. Играл очень хорошо. Кто знает, может быть, это был он — Вильгельм Лачумиа. По возрасту вполне подходит, ему тогда было лет двадцать пять. Но вероятность небольшая. Так, прочитала биографию, и вспомнилось.
А сюита прекрасная. Вилла-Лобос мне нравится уже несколько лет. Но его музыки знаю немного. Нравится почти все, что слушала. И национальный пласт творчества, и вот такой — импрессионистского плана.
Детская тема действительно нередка в творчестве композиторов. У Рихарда Штрауса есть «Детская симфония». С его «Альпийской», конечно, ни в какое сравнение не идет, но тоже симпатичная. А так — много всего нам композиторы подарили на Детскую тему — Чайковский, Шуман, Дебюсси, Голубев.
Но название «Детский уголок» как раз из необычных. Оно есть только у Дебюсси в его сюите, которую он писал для дочки. Каждый композитор дает свой вариант названия пьес или сюиты или сборника. Слово «альбом» фигурирует несколько чаще, но тоже не из обычных.

Mikhail_Kollontay: Это, вероятно, первый джазовый альбом, о чем есть исследование Валентины Джозефовны Конен. Она, по воспитанию американка, уж конечно тут понимала хорошо. Название «Children`s Corner» — не французское, а английское — с тем, видно, и связано. Там, конечно, не только этот ранний джаз, «предджаз», входивший в моду, но именно тут-то вся закавыка. Не раз проходя с учениками, видел, как почти невозможно достучаться тут до людей, не поигравших хотя бы регтаймы Джоплина (их сыграть уж вовсе невозможно, хотя тоже не раз были попытки).

Volovikelena: Я как раз с него и начинаю, когда у меня тема джаза в Современной музыке. Плюс «Менестрели».
А «Затонувший собор» показываю как предтечу сонорики. Дебюсси был мастером на многие виды композиторских техник XX века и не случайно любил Мусоргского. А уж Мусоргский был предтечей экспрессионизма, и зачатки атональности уже у него были.
 


Рецензии