Как Фредди Меркьюри создал величайшую поп-песню ХХ

Сегодня мы читаем статью, опубликованную на сайте аукциона Sotheby's


Богемская рапсодия: как Фредди Меркьюри создал величайшую поп-песню ХХ века

Арсалан Мохаммад

31 мая 2023

"Live Aid, Лондон, 13 июля 1985 года. В 18:41 душным лондонским вечером Queen вышли на сцену. Фредди Меркьюри вылетает из-за кулис, энергично приветствует ликующую толпу, садится за пианино, берет несколько аккордов и начать петь.

«Mama… Just killed a man…»

Толпа начинает реветь от восторга узнавания, и тут же 72 000 человек начинают подпевать. Гармония волнами плывет над стадионом. Можно с уверенностью сказать, что многие из примерно двух миллиардов зрителей по всему миру тоже подпевают. Песня звучит и звучит, Фредди продолжает выкладываться по полной все 21 минуту выступления. По мнению большинства, именно их номер войдет в историю как неоспоримый кульминационный момент крупнейшего концерта в истории рока. Мир до сих пор чувствует эту алхимию - «Богемская рапсодия», Queen и Фредди Меркьюри были непобедимы.

Какая другая песня могла бы объединить миллионы за считанные секунды? Тот июльский день снова продемонстрировал уникальную способность «Богемской рапсодии» проникать в души и поднимать настроение миллиардам зрителей. «Queen были безусловно лучшей группой того времени», — сказал позже организатор Боб Гелдоф. «Они играли лучше всех, у них был лучший звук. Идеальная сцена для Фредди - весь мир!»

«Bohemian Rhapsody», шестой сингл Queen, был выпущен в октябре 1975 года, следом за их новаторским альбомом "A Night at The Opera". Как и выступление Queen на Live Aid, сингл был драматической авантюрой с высокими ставками, на которую группа решилась, чтобы что-то доказать, продемонстрировав свой феноменальный талант всему миру.

Такого еще никто не выпускал. И меньше всего это ожидали от молодой британской рок-группы, испытывающей финансовые затруднения, выпустившей всего три альбома и отчаянно нуждающейся в безусловном хите, чтобы похвастаться своим потенциалом накануне завоевания мирового поп-рынка.

«Мы чувствовали, что это более не менее отражает все смены настроений, царивших в группе. И мы подумали - ну же, мы хотим представить публике именно это — посмотрим, как нас примут».
Фредди Меркьюри, 1976 г.
Но Queen всегда отличались от других. Роджер Тейлор, Джон Дикон и Брайан Мэй, выпускники факультетов естественных и технических наук, были одаренными, практичными и надежными людьми. Между тем их переменчивый фронтмен, погруженный в искусство, музыку, моду и театр, был наделен заразительной сценической харизмой. С первых дней существования Queen он владел сценой, завораживая публику не только самоуверенностью, но и своим потрясающим голосом, легко перескакивающим через целые октавы. Фредди Меркьюри был не только исключительным исполнителем. Вокалист-самоучка, с редким голосом диапазоном в три октавы, он научился оттачивать свои исключительные таланты в музыке, композиции и лирике. К 1975 году, после многих лет гастролей и записей, он понял, что готов к большому успеху. Вопрос был в том, готов ли успех к пришествию Фредди.

(Ниже фрагменты из пятнадцатистраничного блокнота Фредди, оцененного в 800 000 -1 200 000 фунтов стерлингов. Слово Mongolian перечеркнуто карандашом. У кого какие идеи по поводу этого первоначального названия? У меня есть одна - она в конце публикации. Вернее, это не идея даже, а наблюдение.)

Несмотря на успех альбома Sheer Heart Attack 1974 года и его сингла «Killer Queen», ставшего международным хитом, Queen были сильно стеснены в средствах. Тогда они уговорили менеджера Элтона Джона Джона Рида взять их на работу и вести их, как и Элтона, к международной славе. Рид взял управление их финансами в свои руки, дав своим новым подопечным простую инструкцию: «Идите в студию и записывайте лучшее, что вы только можете!"

Результатом стала «Bohemian Rhapsody», полностью написанная Меркьюри. Сплетая ее из различных фрагментов текстов и мелодий, Фредди возился с ней в течение многих лет. В итоге мы имеем тексты на 15 страницах, которые включены в аукцион Sotheby's «Фредди Меркьюри: его собственный мир». Когда структура была готова, Фредди решил представить песню группе во время записи альбома A Night at the Opera. Окончательная версия будет длиться шесть минут и включать в себя многодорожечную хоровую музыку, оперные мотивы, тяжелый рок и фортепианную балладу.

Постепенно в течение трех недель работы в четырех студиях, группа как скульптор лепила трек, доводя мастерство и музыкальность до максимума, и штурмуя границы технологий записи своего времени. Этот сингл обошелся EMI больше, чем любой предыдущий. «Трек какое-то время развивался, — сказал Брайан Мэй. - Мы знали, что это будет нечто необыкновенное. Это была мечта Фредди». Последним штрихом стало видео, экстраординарная вещь, насыщенная драматическими настроениями, притягательными концертными кадрами и современными видеоэффектами.

В итоге, оно изменило параметры поп-музыки, чего не было со времен расцвета The Beatles. Соответственно, трек продержался на вершине британских чартов, как и песни «Битлз», - девять недель, что сделало его первым лидером британских чартов и подтвердило их статус мировых знаменитостей, сделав Фредди одним из величайших поэтов-песенников своего времени. Такие музыканты как Брайан Уилсон, Джо Перри из Aerosmith и Бьорн Ульвеус из Abba, были ошеломлены. Бьорн признался, что «позеленел» от зависти, когда впервые услышал сингл. «Это самый громкий сингл века», — сказал он годы спустя.

«Это действительно было похоже на извержение вулкана Queen, который внезапно проснулся!» — подытожил Меркьюри через пару лет после выхода рапсодии. Этот сингл был продан тиражом более миллиона только в Великобритании, что совершенно невероятно. Вы только подумайте, что под него балдели даже бабушки!»

Прибалдевшие бабушки были только началом. Звукозаписывающий лейбл EMI изначально не хотел выпускать не поддающийся классификации шестиминутный трек как сингл, опасаясь, что ди-джеи не захотят его крутить на радио. НО так не случилось. Полное неукротимой решимости руководство Queen передало другу группы, радио-ди-джею BBC Кенни Эверетту, тестовый тираж сингла с твердым указанием не проигрывать его. "Конечно, не буду! — подмигнул Эверетт, прежде чем сразу же выпустить в эфир отрывки из песни. Дело было в выходные , и отклик публики был моментален. Люди требовали продолжения, EMI капитулировала, и сингл был выпущен на Хэллоуин 1975 года. Два года спустя, в 1977 году, Британская фонографическая индустрия объявила его «Лучшим синглом за последние 25 лет».
*****************************

А продолжение будет позже - в публикации очень много букв. Теперь мои наблюдения по поводу "Монгольской".

Помните интервью Дэвиду Уиггу в Мюнхене в 1985 году? В красных подтяжках?

Фредди говорит - "Если мои записи дойдут до вас отсюда из Монголии..." В этот момент взрывается какая-то лампа в студии. Все начинают смеяться, а Уигг шутит - "Фредди я знал, что ты взрывной, но что настолько взрывной...".

И вот я задалась вопросом - почему через столько лет (1975-1985) опять звучит какая-то Монголия? Что за прикол такой? Что за коннотации возникали у него? Монголия как предмет темный и исследованию не подлежащий? Одним словом, одни вопросы. Но связи не может не быть.


Рецензии