Кинопрокат в Донецке
Кинопрокат в Донецке.
Предыдущие мои воспоминания и разглагольствования, связанные с кинотеатрами им. Шевченко и «Комсомолец», вызвали интерес у членов нашей группы, поэтому продолжу вспоминать и заодно глаголить. Обширная сеть очагов «важнейшего из искусств» в Сталино имела в шаговой доступности своих местных почитателей. Мы же, гладковские снобы, не смотря на периферийное происхождение, причисляющие себя к городским патрициям, критически относились к появлению новых кинотеатров за пределами центральной улицы – Первой линии, но со временем постепенно убедились в преимуществах распространения сети кинотеатров на провинцию. Кинопрокат в Советском Союзе осуществлялся по идейно-распределительному принципу. Например, высокоидейное руководство компартии Украины решило, что рязановский «Гараж» вредит пищеварению украинских трудящихся и запретило прокат гнилого продукта на своей территории, поэтому мне удалось поймать и вкусить этот ядовитый плод только в захудалом периферийном кинотеатрике г. Сочи через 2 года (8-го января 1981 года). Попавшие в облкинопрокат экземпляры новых лент направлялись в главный кинотеатр Сталино – им. Шевченко. Учитывая, что после очередной реконструкции там было уже 4 зала, то надо было крутить как минимум две ленты в неделю. Недостатка в фильмах не было – работали все киностудии страны, помогали братушки из Варшавского блока, итальянские неореалисты, французские коммунисты, фестивальные дельцы. Обычно лента крутилась одну неделю, потом передавалась в кинотеатр «Комсомолец» или в другой престижный кинотеатр, а после – уже в районную сеть. В клубах, оборудованных кинопроектной аппаратурой, например, в клубе им. Воровского при шахте им. Ф.Кона на Гладковке, можно было посмотреть фильм четвертой свежести месяца через три. Если не успел посмотреть фильм в начале проката или хочешь еще раз насладиться им, всегда была возможность выловить ленту где-то на отшибе.
В отлаженной системе случались сбои. Году в 1952 прошла активная реклама с огромными помпезными декорациями фильма-сказки Александра Птушко «Садко» (с легендарным Сергеем Столяровым, молоденькой студенткой Аллой Ларионовой и другими звездами советского экрана). С утра понедельника стояла громадная очередь, а назавтра оба зала были уже пусты. Кино было общедоступным видом искусства, о фильмах говорили, судили в компаниях, на производстве, в трамвае, поэтому слух о развесистой клюкве распространился мгновенно. Зато западный «просвещенный» зритель схавал это блюдо с восторгом. Фильм получил «Серебряного льва» в Венеции. Потом американцы прокатали «Садко» под названием «Волшебное путешествие Синдбада (?!)», изменив имена не только героев фильма, но переиначив на американский лад фамилии исполнителей. Голливуду все можно! Противостояние двух политических систем на высоком художественном уровне – в действии! Другой пример. Французская «Колдунья» с Мариной Влади во главе вместо одной недели задержалась в кинотеатре им. Шевченко без малого на три, и заколдовала не только Владимира Высоцкого, но и всех без исключения парней его, то есть и моего, поколения. Появилась и надолго задержалась девичья прическа «а-ля Влади». Фильм тоже получил серебряный приз, но уже медведя и в Берлине. Сердцу киномана не прикажешь! Попадались фильмы «с душком», по мнению областных партруководителей, например, «Зеркало» Андрея Тарковского, и мне пришлось искать зеркальный ответ, рыскать по репертуарам и ехать к черту на кулички. Неожидаемый прокатчиками ажиотаж вызвал полнометражный диснэевский мультфильм «Белоснежка и семь гномов». Как и положено сказочку отправили в кинотеатр «Детский» на утренние сеансы. Родители заметили, что детки перестали ходить в школу, и застукали неучей в толпе у «Детского». Сначала под соусом «Надо повести ребенка в кино» брали прогульщика за руку и проникали с ним незаконно в зал. Потом внаглую, оттесняя от кассы путавшуюся под ногами малышню, скупали билеты и заполняли зал. Предотвратить бунт и войну между поколениями удалось только после разрешения крутить фильм чуть ли не круглосуточно.
Кинотеатр «Победа» по типовому проекту был сдан в эксплуатацию 11.09 1955 года, первым на Донской стороне. Первоначально планировалось его назвать «Родина», как и значилось в типовом проекте, но по идеологическим соображениям пришлось пойти на замену, измену «Родине». В одном из городов, где проект уже был воплощен в жизнь, водитель автобуса, подъезжая к кинотеатру, спросил у толпившихся возле двери трех девушек: «Ну, Вы у «Родины» выходите?», – «Какие мы тебе уродины? Мы студентки!». Пришлось срочно менять название. Примерно в это же время вошел в строй кинотеатр «Хроника, повторного фильма» на 7-й линии в доме с башенкой, именуемом народом почему-то «Водоканал». Здесь демонстрировались документальные фильмы и повторно старые отборные художественные для киногурманов. Бытует мнение, что первые стереоскопические фильмы прошли в «Комсомольце», но я смутно припоминаю, что дебют стерео был в «Хронике» и что в приключенческом фильме играл «главный злодей» советского кино Эдуард Бредун (наш земляк, между прочим). Спасибо интернету! Повозился и с трудом нашел через зацепку-земляка, что это был стереофильм по советской системе «Стерео-70» на 70-мм пленке под названием «SOS» над тайгой», 1976 года, режиссера Аркадия Кольцеватого. Кстати, Эдуард Бредун играл там эпизодическую, абсолютно непривычную нейтральную роль, но, видимо, кинематографическое зло помнится долго.
РазвитОй социализм превратил наш любимый Сталино в прекрасный Донецк с развитой системой общественного и индивидуального транспорта. Не составляло труда привезти деток в широкоформатный «Донецк» с его зимним садом и мини зоопарком. Для привлечения зрителей «Панорамный» (позже – «Кристалл») оборудовал кафе на балконе с видом на стадион и парк – чем не Европа? Открываются «Сталь» на Ткаченко, «Юность» на Смолянке, «Строитель» на Калиновке, «Свет» на месте привокзального молельного дома. Кстати, в последнем я настиг и повторно посмотрел «Золотую симфонию», австрийскую ленту в тренде, зародившемся после американского шедевра «Серенада солнечной долины», – мюзикл, спорт, мелодрама. «Свет» был притягательным местом для вечно голодных студентов – рядом, в вокзальном буфете можно было круглосуточно полакомиться вкуснейшей домашней свиной колбасой. Появились детские кинотеатры «Красная Шапочка» и «Звездочка», на вечерние сеансы которых можно было ходить из студенческих общежитий в трениках для просмотра вполне серьезные фильмы. Рука не поднимается писать, что стало с храмами, в которых мы молились нашему богу – киноискусству. Кино начиналось с аттракциона, когда поезд с пассажирами, не знавшими, что становятся участниками зарождения величайшего искусства, прибывает на станцию. Кино заканчивается аттракционом («Аватар»), когда поезд с пассажирами, познавшими радость общения с величайшим из искусств, удаляется от нас в небытие. Но это уже другая история.
Свидетельство о публикации №223060400621