Таинственный остров Сан-Борондон

Живя много лет на Тенерифе, я считал, что наш архипелаг состоит из семи островов, не считая мелкоту, типа островка Ла-Грасиоса.
Однако, один ирландский монах VI века считал, что их восемь! Да и не он один - на старых картах фигурировал еще один остров - Сан-Боронд;н. Еще Птолемей во II веке писал в своей «Географии» о том, что кроме известных семи Канарских островов существует восьмой - Aprositus Nesos (недостижимый, невидимый). Знал о о его существовании и Христофор Колумб.
В VI - VII веках морские путешествия ирландских святых стали довольно распространённым занятием. В основном это были плавания у удаленным уголкам Британских островов или нынешней Германии, жителей-язычников которых ирландские монахи обращали в христианство. Христианство в Северной  Европе распространялось из Ирландии, еще до разделения церквей и еще совсем недавно многие ирландцы отмечали церковные праздники по Старому стилю.
Вероятно, наиболее известным стало многолетнее путешествие (согласно различным источникам оно длилось шесть, семь и даже девять лет) настоятеля одного из ирландских соборов Святого Брендана-Мореплавателя (484-578 гг.) «со товарищи» - то-ли тринадцатью, то-ли шестьюдесятью монахами в поисках Земли обетованной.
Каких-либо письменных свидетельств путешествия того времени не существует. Первая рукопись на латыни неизвестного автора «Плавания святого Брендана» («Navigatio Sancti Brendani») относится к X веку и похоже скорее на миф, чем на реальное описание плавания. Однако, большинству описанных там «чудесных» явлений можно сейчас найти вполне реальное объяснение.
Тем не менее, многие ученые сходятся во мнении, что Святой Брендан действительно побывал на Гебридских, Оркнейских, Шетландских Фарерских и Канарских островах, в Исландии и, что весьма вероятно, достиг берегов Северной Америки. На некоторых посещенных островах он основал монастыри.
В качестве плавсредства монахи использовали  Куррах (ирландское  Currach или Curach) - разновидность традиционных ирландских и шотландских лодок с деревянным каркасом, обтянутым бычьими шкурами, дубленными в экстракте из дубовой коры и для водонепроницаемости смазанной жиром. Такая конструкция корпуса придавала ему эластичность и тем самым позволяла избегать повреждений от ударов волн и столкновений со льдами. Лодки оснащались уключинами для весел и одной-двумя мачтами с простейшим прямым парусным вооружением. Еще в письменных источниках времен Юлия Цезаря встречаются упоминания о куррахах, на которых кельты выходили в Северную Атлантику. Подобные лодки для ловли рыбы и перевозки небольших грузов до сих пор строятся в Ирландии, Шотландии и Уэльсе, хотя из более современных материалов и иногда оснащаются подвесными моторами.
Дабы подтвердить возможность путешествия Брендана, команда из 4-5 человек под руководством известного британского путешественника, учёного и писателя Тима Северина (1940-2020 гг.) на «Брендане», реплике древнего курраха, в 1976-1977 годах, следуя по предполагаемому пути Святого Брендана, пересекла Северную Атлантику и достигла Ньюфаундленда, преодолев 7300 км. Средний суточный переход под парусами составлял 40 миль. Это путешествие Северин описал в захватывающей книге «Путешествие на «Брендане» (есть издание на русском языке).
Куррах Северина с набором из дуба и ясеня, обтянутого сорока девятью бычьими шкурами, был длиной 12 и шириной 2,5 метра, оснащен гребными и рулевыми веслами, а также двумя мачтами с парусами общей площадью 18 кв. метров. Водоизмещение лодки при полной загрузке составляло около пяти тонн. Для хранения снаряжения и защиты экипажа от непогоды служили носовой тент и маленькая палатка. При строительстве лодки старались следовать технологии времен Святого Брендана, даже при сооружения деревянного набора использовались не гвозди, а кожаные ремешки (1600 креплений длиной более трех километров!).
В своей книге Т. Северин пишет: «...успешное плавание «Брендана» превратило достижения древних ирландских мореплавателей из предмета сомнений и догадок в объект серьезной исторической дискуссии.»
Однако, вернемся к острову Сан-Борондон (он же Сан-Барандан, Сан-Брандан, Сан-Бландан, Нон-Трубада или Энкубьерта). Согласно старинным летописям, Святой Брендан посетил этот прекрасный остров в 512 году и отслужил там мессу. В «Плавании святого Брендана» утверждалось, что остров покрыт густым лесом, где раздается птичье пение; солнце там никогда не заходит. Деревья там плодовиты, текут реки с пресной водой.
Считалось, что мистический остров находился к 40 лигах к западу от Ла-Пальмы и Эль-Иерро (хотя, на некоторых картах его располагали к северу от Канарского архипелага). Его можно было видеть не только с этих островов, на даже с Ла-Гомеры. На протяжении долгого времени это место считали Раем.
Согласно Алькасовскому мирному договору 1479 года, заключенному между Португалией и Кастилией и Арагоном, признавались права Кастилии на Канарские острова, включая Сан-Борондон, т.е. монархи упомянутых государств верили в существование этого острова.
В 16 веке итальянский картограф Леонардо Торриани описал его размеры и точное местоположение на основе рассказов моряков, которые утверждали, что видели и даже посещали его. По их данным, он расположен в 550 км к западу-северо-западу от Эль Йерро и в 200 км к западу-юго-западу от Ла-Пальмы и обладает солидными размерами - почти пятьсот километров в длину и около ста пятидесяти пяти в ширину. В записях, сделанных Торриани, утверждается, что посреди острова была глубокая впадина, окруженная двумя высокими горами.
Особенно много различных историй, связанных с Сан-Борондоном, как довольно правдоподобных, так и фантастических, относятся к XVI веку. Вот только несколько из них.
1525 - моряки португальского судна, следовавшего из Лиссабона на канарский остров Ла-Пальма, высаживались на Сан-Борондоне, который по их подсчетам находился в 220 милях к северо-западу от Ла-Пальмы. На острове они видели огромные деревья и реку.
1554 - испанский идальго по имени Себальос, бежавший из Франции из-за обвинения в убийстве, утверждал, что несколько раз побывал на острове. Остров покрыт густым лесом, спускающимся к самому океану. Встретил большое число птиц, которых можно было ловить голыми руками. Видел осколки керамических сосудов, огромные человеческие следы и дымы вдалеке.
1560 - экипаж зашедшего на Ла-Пальму французского судна рассказывал, что побывал на острове, расположенном на расстоянии суточного перехода от Ла-Пальмы. На острове они обнаружили большой крест, а рядом письмо и несколько серебряных монет. В это же самое время английский пират Джон Хокинс рассказывал своим друзьям на Тенерифе, что побывал на Сан-Борондоне.
1570 - житель Тенерифе Маркос Верде рассказал, что возвращаясь на Лансароте с захваченными в Северной Африке рабами, они наткнулись на остров, не принадлежащий ни к одному из известных Канарских островов. Высадились на берег, но дальнейшему его исследованию помешал разразившийся шторм.
Другую историю рассказал капитан судна, которому с двумя членами экипажа также удалось высадиться на Сан-Борондон. На судно он вернулся один, так как его спутники исчезли в лесу. На берегу он видел быков, коз, овец, большие человеческие следы и дымы вдалеке.
Под влиянием этих и других рассказов власти Канар решили провести поиски таинственного острова. Для этого с Ла-Пальмы отправились три судна под командованием местного губернатора Фернандо Вильялобоса. Поиски Сан-Борондона оказались тщетными.
1602 - капитан французского судна, прибывшего на Ла-Пальму, рассказал, что побывал на покрытом влажными лесами острове Сан-Борондон. Из срубленного там дерева моряки смастерили мачту.
Более поздние поиски этой загадочной атлантической «Земли Санникова» успехом не увенчались. Не погрузился-ли Сан-Борондон на дно океана после одного из катастрофических землетрясений, которые нередко случались в районе Канарского архипелага? Или он вообще никогда не существовал, а все это только регулярно повторяющийся мираж? Этакий остров-фантом.


Рецензии