Раифа-5

Признавайтесь, много ли в вашей жизни встречалось людей или мест, от соприкосновения и знакомства с которыми млела от восторга душа? И в которые хотелось бы возвращаться вновь и вновь? Лично я могу сосчитать по пальцам… Но Раифа стала неожиданным и приятным исключением! Особенно, на фоне событий последних лет – ковид, война. Здесь, в монастыре, я вдруг отчётливо поняла, как сильно устала! Устала бояться, прятаться от ужасов мира, устала от лжи, рекой льющейся из СМИ. Устала просыпаться и засыпать в тревоге за завтрашний день…
Здесь, в монастыре, с моей душой произошли удивительные метаморфозы! Вспомнилось услышанное когда-то полунасмешливое выражение «эх, уйду в монастырь!» Здесь это выражение приобрело совсем другое звучание, и правда захотелось остаться если не навсегда, то хотя бы на несколько месяцев - писать стихи, заниматься живописью, и под колокольный звон встречать закаты и рассветы…
У-Миро-Творение!.. В стенах Раифской обители действительно, изо дня в день, творят и создают свой, неповторимый удивительный мир! Мир без насилия, войн и лжи.

Возможно, кто-то, из побывавших здесь,  скажет:
- В обители всё дорого – свечи, иконы, требы.
Я не буду оспаривать это утверждение по двум причинам. Во-первых, содержание такого огромного комплекса требует больших затрат, а во-вторых, я приехала сюда за тридевять земель в поисках благодати, а не преследуя меркантильные интересы. В монастырской лавке я приобрела для близких свечи, несколько икон с изображением Богородицы, набрала освящённой воды. И тем счастлива! Вот только бы довезти эту святость до дома, не расплескать по дороге, сохранить, как можно дольше в иссушенной неурядицами и жизненными испытаниями, душе…

Приходилось ли вам в жизни приблизиться к Небу настолько, насколько это возможно? Быть может, вам посчастливилось летать самолётом или взбираться на горы?.. Здесь, в монастыре, есть такая возможность!
Поднявшись по винтовой кованой лестнице Смотровой башни, можно легко дотянуться и прикоснуться до атласной синевы божественных Небес! А какие дали открываются восхищённому взору… Озеро, заповедные леса, зубчатые стены монастыря, философская тропа, маковки храма, беседка на воде, купель… Но главное – Небо!
С непривычки у меня закружилась голова, и, видимо, не только от высоты и красот окружающего мира – от особой, намоленной энергетики этого места.

Каждый ярус Смотровой башни – это музей, оснащённый экспонатами и рассказывающий о настоятелях, сподвижниках и мучениках монастыря, принявших страшную смерть за веру Христову. Это Иов, Пётр, Сергий, Иосиф, Антоний, Варлаам…Фотографии, литографии и витражи – всё повествует о силе духа русского человека, его подвиге во имя веры. Множество личных вещей, исторических документов, поистине, не имеющих цены, можно лицезреть в музее… А это что такое? Читаю: «Ложка серебряная, принадлежала иеромонаху». Ничего себе! У меня дома – практически такая же. Достаю фотоаппарат и фотографирую ложку. Приеду домой – непременно сравню…
Сколько же всего интересного! Ковчег с чеканкой на крышке, который был изготовлен в размер Чудотворной иконы из серебра. Скуфья – шапка монаха. Полное облачение священника начала двадцатого века… Да разве всё перечислить?! Там, где оживает история, там крепче становится вера. Однако пора с Небес спускаться на грешную землю…

Возвращаться в Дом паломника совсем не хотелось, несмотря на то, что лиловые сумерки всё ближе и ближе подбирались к стенам Раифы. Но я всё-таки решаюсь совершить прогулку по «Философской тропе». Тем более, про «философский камень» слышала, а о тропе - впервые.
Асфальтированная дорожка уверенно ведёт меня вдоль монастырской стены, всё дальше и дальше от центрального фонтана и Дома паломника. Туристы встречаются всё реже и реже, но меня это не пугает и не останавливает.
- А при чём здесь философия? – спросите вы.
Всё дело в том, что вдоль тропы установлены декоративные стенды, на каждом из которых уместилась целая философия нашей жизни: что такое душа, что есть человек, что есть Бог?

Асфальт неожиданно обрывается, и я ступаю на грунтовую дорожку. Оглядываюсь назад, и не знаю, на что решиться. Позади – светящиеся окна Дома паломника, горящие фонари. Люди, в конце концов! Впереди – сумерки, заросли кустарника и полная неизвестность. Принимаю непродуманное решение – двигаться вперёд…
Нет, я решительно ничего не понимаю! Слева от меня, на берегу озера – баня по-чёрному, парники и ухоженные грядки, справа – дорогая иномарка, уткнувшаяся носом в какой-то закоулок. Где-то впереди слышится звонкий смех и даже пара малоценцурных фраз. Иду на звуки смеха, как ищейка – на запах дичи. Тут явно что-то не то…

Неожиданно, слева от меня, вырастает барак - двухэтажное чудовище постройки примерно тридцатых годов, сложенное из цельного бревна. Но и это ещё не всё! Аккурат через дорогу, напротив барака, красуется двухэтажка современного типа, сложенная из светлого кирпича. Каково, а?! Создавалось впечатление, что время здесь остановилось или потекло вспять. Словно кто-то решил пошутить, столкнув лбами две эпохи, две культуры, два разных сюжета. Интересно, кто кого переборет? Старое, стабильное, пусть и неказистое, но привычное и устоявшееся,  или новое, кирпичное, без лица и характера? Типичная кирпичная коробка, каких теперь миллионы в нашей стране. Всматриваюсь в серого «монстра» и ностальгирую…

Ветерок вдруг доносит яркий, настоянный аромат цветущей сирени. Галлюцинации? Откуда взяться запаху, если сирень в наших краях отцвела три или четыре недели тому назад?.. Не может быть! Недалеко от барака – куст настоящей цветущей сирени! Пытаюсь отыскать пять лепестков и загадать желание. Ничего не получается – слишком темно! Вдыхаю неповторимый аромат и двигаюсь дальше…
Позади слышатся лёгкие осторожные шаги, меня неторопливо обгоняет девушка.
- Простите, это тоже территория монастыря?
- Нет, что вы! Это посёлок Раифа. Такую Раифу не показывают туристам, но, тем не менее, она существует.
- Ах, вот оно что…
Теперь всё становится понятно! Наслаждающаяся мирской жизнью молодёжь, иномарка, парники и всё прочее. Думаю, посёлок образовался подле монастыря в силу обстоятельств – нужны были рабочие руки. Моё любопытство вознаграждено, пора возвращаться…
Неожиданно, в сгустившихся синих сумерках, мелькает неясная тень в долгополом плаще и накинутом на голову капюшоне. Что это? Тень прошла, вернее, проплыла в воздухе несколько метров и скрылась за каменной стеной… Уф-фф! Вот так фантазия разыгралась! На всякий случай, я ускоряю шаг и, в сопровождении пары-тройки надоедливых комаров, возвращаюсь в обитель.
Мою обитель…

Сборы в обратный путь домой занимают совсем немного времени.
Мой чемодан заметно сдулся, похудел за дни, проведённые в монастыре. Место продуктов, привезённых с собой, теперь достойно занимают дары Раифы. Осталось только принять душ, выпить кофе и -  в путь! Принимаю прохладный душ и гашу за собой свет – здесь принято экономить и воду, и электроэнергию.
На террасе – ни души…
Впрочем, я ошибаюсь! Из-под стола, накрытого зелёной скатертью, торчит рыже-коричневый хвост. Осторожно приподнимаю уголок ткани: на мягкой подушечке, кем-то заботливо положенной в плетёное кресло, сладко спит кот Маркиз. Вот нахал! Он даже ухом не повёл в мою сторону…
Из остатков колбасы и сыра готовлю на завтрак бутерброд, подношу ко рту…Не тут-то было! Жалобное «мяу-у!» раздаётся у самых ног. Ага, голод – не тётка! Делюсь с котом угощением и снова подношу кусок хлеба ко рту… Похоже, в монастыре действует рация, или всё дело в скрытых видеокамерах? Откуда-то из-за угла появляется сначала чёрный кот, потом серый… В общем, завтрак удался на славу!

Толкаю входную дверь…
На территории монастыря ещё тихо, потому что слишком рано. Благоговейное спокойствие нарушают только крики стрижей, чёрными пунктирами рассекающие небо, и гортанные крики чаек, доносящиеся с озера. Фонтаны ещё спят, ветра нет совсем, поэтому не шелохнётся ни единый листочек, ни одна былинка.
И вдруг, разрывая тишину:
- Бом-бом-бом!
Это колокола возвещают об утренней службе, и моё сердце бьётся с ними в такт. Какой же это хороший знак перед дальней дорогой!
Я весело подмигиваю мраморному Ангелу и, испросив у него благословения, отправляюсь в путь. Прощай… Нет, до свидания, Раифа!
Сладок звук твоих колоколов и песнопений, блажен звук журчания воды и соловьиных трелей. И всё это – лучшая музыка, что существует на свете! Музыка любви, мира и добра. Пусть звучит она в сердце каждого из нас как можно чаще и дольше.
Аминь…


Рецензии