Симбирин Е. А. Поэт. Памяти Тукая. Казань, 1976 г

На мой взгляд, самый примечательный по своей идейно-художественной выразительности портрет татарского поэта Г.М. Тукаева (1886-1913). Художник запечатлел шагыйрьне в мистическом состоянии творческого вдохновения. Габдулла опирается скрещенными руками на петлеобразную спинку венского стула (такие стулья были весьма популярны в начале ХХ века). Его вдумчивый взгляд устремлен вдаль, за горизонт обыденности, в сказочную трансцендентность… Мы свидетели поэтической мистерии, демиургического творения, рождения в мир новых смыслообразов. Художник приоткрывает нам эту непостижимую тайну серо-голубым фоном витиеватых смысловых переплетений, текучих фантазийных образов, из которых то вырисовывается женский лик (в левом верхнем углу – видите?), то проступает ветвистое древо (вглядитесь справа). В стихии папиросного дыма (Габдулла много курил) поэт мечтает, но еще не готов взять в руки перо.

В какой момент времени изображен Тукай? Можно предположить, что место события – Казань, гостиница «Болгар», 1908 год. В том году Габдулла написал сказку в стихах «Су анасы» («Мать воды» - не она ли глядит из левого угла?) и проживал в номере 40 упомянутой гостиницы. Примечательно то, что стены комнаты были окрашены в голубой цвет. Мог ли об этом знать живописец? Вероятнее всего, нет, но ведь истинный художник – отчасти тайновидец, пророк и, если хотите, медиум. Ему ли не знать?


Рецензии