Iamsar -руководство по поиску и спасанию на море

Международное авиационное и морское Руководство по поиску и спасанию на море. 
                (IAMSAR Manual)               


 IAMSAR Manual vol. III в обязательном порядке должна быть на борту морских  судов в качестве практического руководства на случай чрезвычайных ситуаций на самом судне или связанных с предоставлением или получением помощи.


        Осуществление операций поиска и спасания бедствующих на морских и океанских просторах людей практически до конца истекшего XX столетия было в основном уделом оказавшихся поблизости от происшествия морских судов, иногда - немногочисленных специализированных морских спасательных подразделений прибрежных государств и, конечно, - "делом рук самих утопающих".
Мореплаватели и авиаторы руководствовались своими (международными и национальными) наставлениями (несогласованными друг с другом ни по координации действий, ни по связи, ни по терминологии и полноте). Те и другие в спасательных операциях проявляли порой чудеса героизма и всегда страдали от отсутствия надёжной взаимной связи, столь необходимой в целях координации совместных действий.
Бортовая радиоаппаратура была (а в определённом смысле и остаётся) несовместимой из-за различных радиочастот, выделенных в морском и авиационном секторах связи.

Эффективность спасательных операций и соответствующих предписаний "Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года (СОЛАС-74 с поправками)" была неудовлетворительной из-за отсутствия прописанных и признаваемых на международном уровне норм организации и предоставления целенаправленной помощи с берега. В общем-то примитивные способы обмена информацией считались чуть ли не основными (бреющий полет, покачивание крыльями и полет самолета по кругу, неразличимые в плохую погоду флаги и сигнальные фигуры на мачтах судна, фальшфейеры, ракеты, "морзянка" прожектором и т.п.).
Массу проблем вызывали разработка концепции и создание во всемирном масштабе эффективной системы поиска и спасания (системы САР от английского SAR - Search and Rescue) при порой несоизмеримо разных возможностях отдельных государств в их техническом и финансовом отношении, в уровне подготовки кадров моряков, авиаторов, спасателей и других нужных специалистов, включая управленцев разного уровня и персонала для служб САР и т.д.

Только в ноябре 1999 года 21-я сессия Ассамблеи Международной морской организации (ИМО) резолюцией А.894(21) придала обязательный характер разработанному совместно с Международной организацией гражданской авиации (ИКАО) "Международному авиационному и морскому руководству по поиску и спасанию на море (IAMSAR Manual)".
Международное авиационное и морское Руководство по поиску и спасанию на море (IAMSAR Manual), является результатом длительной работы экспертов Международной морской организации (ИМО) и Международной организации гражданской авиации (ИКАО) с целью подготовки международно-признанного, единого для моряков и авиаторов, руководства в вопросах организации и предоставления услуг по поиску и спасанию на море (САР).

С учётом специфики глобальной системы САР, Руководство (IAMSAR Manual) издаётся в трех книгах.
В книге I освещаются, в частности, концепция системы САР (глобальная, региональные, национальные); принципы организации и управления; требования по подготовке, квалификации и дипломированию задействованного персонала; эффективность системы и ее технического оснащения; необходимость сотрудничества государств как в деле создания и совершенствования национальных и региональных систем САР, так и в конкретных поисково-спасательных операциях.
Содержание книги II посвящено ключевым элементам, составляющим систему, и решаемым ими задачам (координация действий на всех уровнях; оповещение и связь; теория и практика, планирование и управление операциями САР; необходимость, возможность и регламент привлечения сторонних сил и средств и т.д.), а также включает обширный информационный и справочный материал для персонала служб САР, авиаторов и моряков. Обе книги заменяют прежнее морское «Руководство ИМОСАР».
Книга III Наставления ИАМСАР - "Подвижные средства" (воздушные и морские) заменяет, согласно решению ИМО, "Руководство для торговых судов по поиску и спасанию (МЕРСАР)".

Действующее ныне Руководство ИАМСАР, согласно предложенному рабочей группой экспертов от ИКАО и ИМО общему формату документа, было подготовлено в составе трех частей (книг), которые могут быть использованы самостоятельно, либо, для полного представления о системе САР, - совместно. Как изначально планировалось, каждая книга имеет своего адресата.
Каждая книга Руководства ИАМСАР написана с учётом выполнения специфических задач системы поиска и спасания и может быть использована как самостоятельный документ или, для получения полного представления о системе САР, совместно с двумя другими книгами.
В книге I - "Организация и управление" обсуждается концепция глобальной системы поиска и спасания, создания и улучшения национальных и региональных систем поиска и спасания, сотрудничества с соседними государствами и обеспечения эффективной и экономной службы поиска и спасания;
o Книга II - "Задачи координации" помогает персоналу, планирующему и координирующему операции и учения по поиску и спасанию; и
o Книгу III - "Подвижные средства" следует иметь на борту спасательных единиц, воздушных и морских судов, в помощь при проведении поиска, спасания, или координации на месте действия, а также на случай чрезвычайных ситуаций на самих подвижных средствах.

Книга I - "Организация и управление" предназначена, прежде всего, для руководства специализированных правительственных органов, в целом отвечающих за политику государства в области системы САР.
В ней, в частности, освещены:
- общая концепция системы САР и ее составляющие части - глобальная, региональная и национальная;
- принципы и правовые основы создания системы, ее поддержки, развития и межгосударственного сотрудничества;
- ключевые компоненты системы (связь, спасательно-координационные центры и подцентры, оперативные средства и средства поддержки, координация действий);
- общие вопросы подготовки кадров спасателей, оценки их квалификации и дипломирования;
-управление системой и планирование операций САР.
Книга I имеет десять Добавлений с образцами документов организационно-информационного характера и с некоторыми рекомендациями.
Книга II - "Координация операций" разработана в помощь специалистам, непосредственно планирующим и координирующим операции и учения САР, т.е., прежде всего, персоналу национальных спасательно-координационных центров.
Это самая объемная книга Наставления содержит 8 глав и 15 Добавлений, кстати, весьма полезных для командного состава экипажей морских судов. В первой главе в сокращенном виде излагается содержание книги I, a в последующих - с разной степенью проработки такие вопросы, как:- виды связи и ее техническое обеспечение;
- стадии аварийной ситуации;
- координация действий участвующих в операции сторон, как на общем уровне, так и на месте происшествия;
- теория и практика планирования операций (раздельно - поиска и спасания);
- методы и схемы поиска в различных условиях на море и на суше;
- средства и техническое обеспечение спасания;
- первая медицинская помощь пострадавшим и их эвакуация;
- приостановление и завершение операций САР и др.

Книга III - "Подвижные средства" занимает особое место в Наставлении ИАМСАР. Она заменила морякам прежнее "Руководство для торговых судов по поиску и спасанию (МЕРСАР)".
Согласно правилу 21 Главы V "Безопасность мореплавания" СОЛАС-74, эта книга в обязательном порядке должна быть на борту морских (и воздушных, совершающих полеты над морем) судов в качестве практического руководства на случай чрезвычайных ситуаций на самом судне или связанных с предоставлением или получением помощи.
Основной целью трёхтомного издания "Международное авиационное и морское Руководство по поиску и спасанию" (ИАМСАР) является оказание помощи государствам в обеспечении их собственных потребностей по поиску и спасанию на море (САР) и обязательств, которые они приняли в соответствии с Конвенцией о международной гражданской авиации, Международной конвенцией по поиску и спасанию на море и Международной конвенцией по охране человеческой жизни на море (СОЛАС).
Руководство подготовлено совместно Международной организацией гражданской авиации (ИКАО) и Международной морской организацией (ИМО).
Эти книги обеспечивают руководство по общему для авиации и морских судов единообразному подходу в организации и предоставлении услуг по САР. Государства призываются создавать и улучшать свои службы поиска и спасания, сотрудничать с соседними государствами и рассматривать свои службы поиска и спасания как часть всемирной системы поиска и спасания.
 
IAMSAR Manual   Книга III
Содержание

Сокращения
Глоссарий
Раздел 1: Обзор
Раздел 2: Оказание помощи
Раздел 3: Координация на месте действия
Раздел 4: Чрезвычайные ситуации на борту

Дополнения
Дополнение А Правило 33 Главы V Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года
Дополнение В Сообщение о действиях по поиску
Дополнение С Факторы, влияющие на эффективность работы наблюдателя
Дополнение D Стандартный формат для сообщения о ситуации поиска и спасания (SITREP)
Дополнение Е Формы инструктажа и опроса при операциях поиска и спасания


Рецензии