Любовью оскорбить нельзя?
Неожиданно за мной приехал мой сын, с предложением погостить и у них.
Перед отъездом, я попросила его заехать на наш семейный погост.
В это время, а было около шести вечера, на кладбище - жители, как правило, не ходили.
На воротах при въезде, нас попросили предъявить пропуск.
На это требование, я громко сказала охраннику:
- «Свои – … мы, – открывайте».
Предположила, что и из-за саратовского номера нашей машины, возникли сии ограничения….
Пожилой, со следами не легкой жизни, вахтер, - как-то особенно долго смотрел на меня….
Проведали мы своих близких: папу, маму, братиков и сестренок…, упокоенных в этом старинном и красивом месте….
Священник отслужил литию, а я помогала ему по ряду….
Когда выезжали с кладбища, то сын дал мне 50 рублей со словами:
-«Отдай сторожу, - таков порядок…».
Я приоткрыла окно и протянула охраннику купюру….
А тот, наклонившись, и чуть ли не касаясь головой стекла, растерянно повторял:
-«Зачем, - зачем – это?».
Что-то неуловимо, - знакомое показалось мне в этом человеке, - … - а что?
Привиделось, - верно….
А тот вышел на дорогу, и пока машина не свернула на трассу: все смотрел и смотрел нам вслед…
Может училась…с ним…, - аж три школы, ведь, в городе поменяла за время учебы, - всех и не упомнишь….
И тут меня пронзило:
-«Толя Кашаев из интерната…».
Воспоминание
В пятый класс интерната я поступила в конце сентября. Все в группе перезнакомились, и каждый воспитанник занял уже свое место «в пищевой цепочке»: кто верховодит, а кто подчиняется….
Характеристику со школы мне выдали на противоречивейшую: с отличными оценками – неудовлетворительное поведение.
Учителя отнеслись ко мне поначалу, - настороженно, а лидерша девчат, получив отпор, - творила с шестерками козни только издали….
А потом, и вовсе отстали….
Училась я хорошо, а остальное время проводила то в швейной мастерской, то помогала в библиотеке. И потому не было у меня времени принимать участие в посиделках.
Девочки из класса, после обеда, как галки, сидя на дужках своих кроватей, травили постоянно анекдоты, или разные истории из жизни…соседей….
Тогда телешоу со сплетнями не было, вот они и находили такое развлечение…, - изо дня в день…- годами.
Почти все воспитанники находились на одной социальной ступеньке: материально были не обеспеченные…, или из неполных семей….
- Но обзывали друг друга, - придумывая клички, и не всегда добрые.
И вместо того, чтобы воспользоваться алгоритмом социального лифта, данного детям в то время:
-«Учиться, и еще раз учиться, - большинство из воспитанников всеми силами упирались — да еще пытались затащить в своё болото и других…».
Знаменитый восточный мудрец Омар Хайям, подметил и написал мудрейшие слова о психологии бедных:
-«Меня никогда не отталкивала бедность человека, другое дело, если бедны были его душа и помыслы».
Но почему произошла такая чудовищная трансформация в душах этих симпатичных отроковиц?
Ведь, мы все советские дети, - были воспитаны на афоризме из книги Александра Островского:
-«Эх, кабы я беден был, я бы человеком стал.
- Бедность не порок».
В казённом интернате все учащиеся были сытенькие, прилично одеты.
А воспитатели и преподаватели были еще той формации, когда учеников любили, давая твердые знания и путевку в жизнь.
Да….
В 6 классе я подметила, что атаманша с ее шестерками, - перестали меня доставать, и лишь на уроках иногда слышала шипение:
-«Вот Зубрила – то дает, - смотри как шпарит, - ни одной строчки не пропустила».
А у меня, - из детска феноменальная память была, что увидела, то зафиксировала: стихи, текст….
От Бога дар сей.
А потом все недоброжелательство как-то растаяло….
Считала, - наивная, что подобрели мои одноклассницы….
А оказывается, что все было … далеко, -- не так….
После каникул, когда наступил новый учебный год: в восьмой класс не вернулся наш ученик – Толя Кашаев.
Учился он посредственно…. Ни в каких интеллектуальных мероприятиях не участвовал. Дневал и ночевал в столярной мастерской, - золотые руки у него были, как говорил про него мастер.
В общем, был не заметным.
Правда, в отличие от моих «друзей», при всех ласково называл меня, как-то непривычно для того времени:
- «Оля, - люкс – шокола… - … дка…».
По девчоночьи огрызалась на него, но не обижалась….
Фамилия моя была созвучна сему синониму….
Вот и все, что могла о нем вспомнить.
А тут классный руководитель говорит мне:
-«Оля, ты знаешь, что наш Толя сидит в колонии?
- Я летом, как воспитатель, возила характеристику на него в милицию.
- Так вот, он очень переживал за тебя, и говорил, что теперь не кому будет Олю защищать.
- И просил передать, что будет помнить тебя всю … - жизнь».
Вот так неожиданность.
Слышать мне это было не приятно, да еще и от учительницы….
Ведь, любая девочка в 13 лет мечтает о рыцаре, да к тому же, - я в то время, - бредила авиацией, - маниакально хотела стать как Валентина Терешкова.
- С подругой Люсей Маркиной, - на местном велотреке, - занимались в секции велоспорта.
- В космос - мы рвались тогда….
А тут, какой-то мальчишка из интерната…, да еще и преступник….
«Ах, время,
В дни юности мечтами тешит нас,
А после — пелену срывает с глаз».
(Лопе де Вега)
Увидев мою реакцию, Татьяна Яковлевна поведала мне кое-что… - еще.
Оказывается, - Толя убил отчима…, защищая свою мать.
- «Мальчишка не мог справиться с осатаневшим верзилой, который зверски избивал её на глазах его младших братьев и сестер.
И нанес удар кухонным ножом….
Получил серьезный срок».
В конце разговора Татьяна Яковлевна добавила, что Толя, оказывается еще с пятого класса, - защищал меня от некоторых одноклассников….
И нещадно бил всех, кто меня делом или словом обижал.
За это, - его многократно заслушивали на педсовете и грозили исключить из интерната.
Вот как?!
А я не знала, да и не замечала своего тайного защитника….
«Любовью оскорбить нельзя,
Кто б ни был тот, кто грезит счастьем;
Нас оскорбляют безучастьем»
(Лопе де Вега).
Белова О.В.
Свидетельство о публикации №223060501264