Глава 496. Бах. Страсти по Луке

Иоганн Себастьян Бах
Оратория «Страсти по Луке» (апокриф)
Альсфельдский вокальный ансамбль
Бременский барочный оркестр
Вольфганг Хельбих (дирижер)

alexa_minsk: И как такую слабую музыку можно было приписать Баху?

Volovikelena: Можно было, если опыт знакомства с сочинениями Иоганна Себостьяна небольшой. По рукописям, особенно расписанным по партиям одноголосно сориентироваться сложно. Это Моцарт когда-то разложил партии мотетов Баха по голосам и внутри себя мог услышать все целиком. Но не у всех такой внутренний слух и способности, какие были у Моцарта. Рукой Баха написано — значит Бах.

Есть еще важная деталь: в «Страстях по Луке» встречаются баховские четырехголосные хоральные обработки, хоралы, которые он использовал в «Страстях по Матфею». Я заметила две, но их может быть и больше. Одна повторяется два или три раза.

Сначала удивило — слишком разительный контраст с другими хоралами в «Страстях по Луке». Другие значительно проще написаны.
Потом подумала, что они могли быть или заимствованы автором «Страстей по Луке» у Баха, или, благодаря известности хорала, могли быть уже универсальной обработкой с баховской подачи либо ранее. А третья версия мне ближе: Бах ведь переписывал «Страсти по Луке» и сам мог вставить свои хоральные обработки к месту. Он мог их использовать в своей канторской работе. Если разобраться, то для его хора мальчиков в Лейпциге собственные «Страсти по Иоанну» и по Матфею были неимоверно сложны. Там взрослый хор профессионалов требовался. А «Страсти по Луке» для хора мальчиков вполне годятся. Полифонии почти нет, подголосочная только и контрапункты иногда. При хорошей подготовке разучить с детьми можно. Хоралов там, кстати, много с довольно простой аккордовой организацией. И Бах мог вставить свои для разнообразия.

Но это — так, версия. Думаю, с музыкой ты абсолютно прав. Не Бах, конечно. Но ошибиться и принять «Страсти по Луке» за музыку Баха в XVIII веке было вполне допустимо.

А в XIX уже явился Брамс, доказавший противоположное. И это для него тоже было естественно. Он работал в издательстве и держал рукописи Баха в руках. (Так только вдуматься в эти слова — рукописи Баха в руках). Конечно, авторство другого человека в «Страстях по Луке» для Брамса было очевидным.


Рецензии