Кукушата Овертона

          "...Будем ли признавать историческую действительность
          рассказанного случая, или считать его выдумкой жизнеописателя,
          или созданием благочестивой фантазии верующих –
          доказательность и значение его от этого нисколько не уменьшаются."
          В. Я. Малахов. "Пресуществление Святых Даров в Таинстве Евхаристии"
          "Богословский вестник", № 6, 1898 г. (переиздание 2008 г.)


Обретая, поглощать всё видимое (кажущееся) многообразие чужого заёмного опыта, остановиться, кто в недоумении, а кто в негодовании, перед одним из многих образов того же самого; замереть от неспособности усвоить (для этого надобен свой, собственный опыт, а не импортированный с другого устройства) и по принадлежности использовать полученное для общей правды, что всегда важно для русского человека в когда-то американских, а теперь китайских джинсах. Я разобщён с самим собой и так называемой личностью (правильно было бы множественное число: личности), и только узнаю себя в чужом обряде, будь то джинсы или камилавка.
Когда я увидел конверт Abbey Road, вспоминает Коля Васин, то на другой же день снял ботинки и пошёл босиком по Невскому. О, дорогие сердцу времена. Тяготы индивидуации так легко и просто снимаются через саморазоблачение. Снял и пошёл. И ты уже Пол Маккартни. Я тоже ходил по Ленина в Петрозаводске сняв ботинки. Один раз: никто не обратил внимания на моё босоножество. Да оно и неудобно, босиком.
Примерно в те же годы, или нет: десятилетием позже, уже перестройка и гласность, плюрализм и ускорение, попался в руки журнал "Наука и религия". Выходил такой, издание ордена Ленина Всесоюзного общества "Знание", тираж около полумиллиона экземпляров. В прошлом это: и такие тиражи, и такие журналы. Редколлегия сидела в Москве на Ульяновском, а печатала "НиР" типография по адресу: Киев, проспект Победы, 47. Я же говорю, были времена. Жаль, нет теперь этих журналов. В своё время, до победы в Армагеддоне, я много знаний получил из как бы атеистической литературы, она тогда не сходила с полок стараниями в том числе киевской типографии, и от таких авторов, как Свенцицкая, Рудницкая, Донини, Крывелев, Шифман – да много, много было имён... На смену им явились священники Малахов и Васечкин, им тоже спасибо, но Шифмана недостаёт. Его и сегодня можно издать, всё не "шестисотник" с тщательно продуманными "оскорблениями". И даже Крывелев пошёл бы, лайтовый вариант Таксиля. Не Демьян Бедный всё-таки. Правда, куда васечкиных девать тогда... не в солсбери же...
В том достопамятном номере велась как бы дискуссия (это мы тогда по бедности опыта полагали, что дискуссия, а сейчас понятно: овертонили будущие кукушата) на тему симфонии науки и религии (см. название журнала). Нельзя ли общей пользы ради (гласность-перестройка) сопрячь коня и трепетную лань? Поженить, так сказать, "историческую действительность" и "создание благочестивой фантазии..." Конь, надо полагать, это грубый материализм, ну а кто вторая, я не рискну произнести вслух, не будучи Александром Глебовичем. А давайте мы пустим их к нам! И многие были готовы пустить и радовались ожидаемым плодам новой лысенковщины. Время было такое. Время ожиданий и надежд. И никто не озаботился возвращением "новых тёмных времён".
Год 1913. Инспектор народных училищ Петрозаводского уезда и учитель Великогубской земской школы:
 "– В вашей школе есть брошюра Рубакина "О происхождении человека"?
– Да, имеется.
– Немедленно изъять! – заявил инспектор и тут же мотивировал своё требование: – Помилуйте, как можно? Там автор до того договорился, что человек произошёл, минуя божий промысел...". Н. Г. Кучепатов. "Школа в дореволюционной Карелии". 1956 г.
Жив инспектор, только обличье сменил. Кукушата овертона повыкидывали шифманов, поставили кураевых и пр. Равноценная ли замена, о том не мне судить. Время другое. Как бы потянуло из подполья, мистикой потянуло и онучами благорастворённых воздухов. Как заметил в том журнале, это 1989 год, некий ныне хорошо, а тогда не хорошо (или наоборот?) известный доктор богословия и архиепископ Кирилл, "религиозные взгляды не всегда возникают на уровне рационального мышления". (Почему только религиозные? Любые взгляды! Ratio спит – мышление работает...) На сто лет раньше Кирилла преподаватель Волынской семинарии и будущий священномученик Василий Малахов изложил те же мысли куда более доходчиво (см. эпиграф к настоящей статье). Поэтому, намекает доктор богословия, хорошо бы приоткрыть такое, знаете, окошко... ну окошечко, маленькое... и чтобы оттуда иррациональность такая, знаете... Ведь наше государство не атеистическое, а конституционно-секулярное, и Октябрь (тогда ещё с большой буквы писали, и даже батюшки) провозгласил принцип свободы совести. Дайте свободу, откройте окно. Открыли. И "свежий ветер пролетел..." Атеизмом не пахнет в секулярном государстве, на страже трепетной лани поставлен ангел с огненной статьёй. Ты не пройдёшь, Огнемрак. Ну разве по Невскому босиком. Так это мы проходили.


5 июня 2023 г.


Рецензии