Ч. 2 Наш шестой цикл
Начальником 6-го цикла был подполковник Зоренко Вольт Михайлович (ВМ). К нашей тихой радости, петлицы и просветы погон у него были голубыми, это означало, что на военную кафедру Вольт Михайлович пришел из авиации.
Нрав начальника цикла был непростым. Чувствовалось, что после аэродромной службы с ее ледяными ветрами зимой, испепеляющей жарой летом, и огромной ответственностью, командовать циклом на военной кафедре было для него почти что отдыхом. С другой стороны, распускать себя, офицеров, и тем более вольнолюбивых студентов, начальник цикла не собирался, а потому поддерживал дисциплину на цикле достаточно серьезно и разумно. Так и уживались в нем строгость и демократичность к подчиненным. У Вольта Михайловича это получалось отлично, по крайней мере, нам студентам так виделось.
Например, закончив тему занятия, Зоренко позволял себе отвлечения на различные невоенные темы, например, как накопить деньги на вожделенные «Жигули».
В другой раз, закончив описание узлов ракеты, ВМ затронул тему пития. Мы, чувствуя себя «бывалыми», начали рассказывать о своих «успехах» на этой ниве. Подполковник, поглядев на нас «щенят», загрустил и изрек:
- Эх, не видали вы, как люди от тяжелой жизни начинают пить всерьез!..-
И окончательно опечалившись, свернул эту тему, больше никогда к ней не возвращаясь.
Однако, при всей своей некоторой добродушности, Зоренко легко мог поставить на место тех, кто переходил разумную грань общения с начальством.
Как-то на практических занятиях, которые проводил Вольт Михайлович, один из нас начал прилюдно ныть:
-Товарищ подполковник, так нечестно, товарищ подполковник вы же нам обещали…-
И все в таком ключе.
Зоренко моментально поставил нытика по стойке «смирно», затем прочитал короткую, но крайне жесткую речь о военной субординации, а также - «Who is, кто». Урок был не только для провинившегося, но и для всей нашей студенческой братии.
Однажды, ВМ беседуя с нами «за жизнь» поинтересовался, как нам живется на военной кафедре. Мы «заплакали», что строевые тренажи перед каждым занятием, нам сильно надоели. На что подполковник, ни на минуту не задумываясь, сразил нас цитатой из устава:
- Строевая подготовка дисциплинирует военнослужащих, способствует развитию исполнительности, собранности, подтянутости, выносливости, аккуратности, чувства товарищества, что формирует личность человека.-
Вот так, начальник цикла, технарь, авиатор, а устав знает и шпарит назубок, исключительно по делу! А сборы в войсках подтвердили пользу строевых тренажей, «ходили» на плацу мы явно лучше местных солдатиков технического дивизиона.
Или другой интересный случай с ВМ. На цикле имелась комната – мастерская. В ней силами студентов, после занятии, проводились работы по изготовлению учебных пособий. Как-то раз мы работали в мастерской, занимаясь каждый своим. Кто-то чертит, кто-то выпиливает, кто-то шлифует.
Резко открывается дверь, заходит Зоренко, какой-то «смурной», озабоченный. Останавливается на пороге, оглядывает нас. Лицо у ВМ постепенно разглаживается, он негромко произносит:
-Отлично! Все работают, все при деле!-
С довольной улыбкой, Вольт Михайлович выходит и тихонько, что бы нам не мешать, закрывает дверь. Штришок к портрету Зоренко В.М., может быть и небольшой, но такой, знаковый.
К моменту нашего прихода на цикл, на нем кроме Зоренко служили еще три офицера. Подполковник Барановский Валентин Михайлович, майор Ставский Евгений Петрович, и только что пришедший из войск, майор Соболев Виктор Васильевич.
Подполковник Барановский был для нас, студентов, человеком непростым. С одной стороны, он, наверное, лучше всех на цикле знал технологическое оборудование для обслуживания ракеты. Этакая «ходячая энциклопедия» по техническому дивизиону комплекса С-75.
В процессе изучения техники, мы в конце практических занятий должны были отчитаться, иначе говоря, защитить изученную тему. И хотя мы старались и отвечали правильно, Барановский под «финиш» мог задать нам вопрос, которого не было в учебниках. Вопрос, как обычно, был непростой, и у нас начиналась не то «Угадайка», не то шоу «Что, где, когда». Увы! Ответить, правило, мы не могли. После чего подполковник озвучивал ответ. Зачет по теме он нам ставил, но мы не испытывали радости. Однако, в такой методике Барановского был положительный момент, мы узнавали от него, что-то новое, чего не было в программе, а при такой подаче материала, ответ на вопрос прочно откладывался в памяти.
Технологического оборудования было много, заправщики топливом, воздушный компрессор, куча траверс и балок для погрузки и разгрузки ракет, технологические тележки. Особенно запомнилась та, чье название у нас всегда вызывало улыбку – 5Ю-12А! (Созвучно с одним неприличным анекдотом, ходившим в те времена).
Как-то мы пожаловались на длинные названия оборудования, которые не всегда укладывались в памяти, на что подполковник, чуть грассируя сказал:
-Ничего, главное запомните первые цифры, а дальше неважно, например 38 т’у ля ля!-
Словом, специалистом он был отменным. А вот командиром… Тут было сложнее. Мы для него, первогодки, были салагами, к которым в армии принято относиться соответственно. По счастью, нашим курсовым офицером был майор Ставский. А вот ребятам из взводов, где курсовым был Барановский, завидовать не приходилось. Правда с течением времени, и нашим постижением военных наук, отношение к нам со стороны подполковника улучшалось. Ну, а мы, конечно же, уважали Барановского за его знания, но особой приязни к нему не испытывали.
Был забавный случай с подполковником уже перед самым нашим выпуском. Обычно в конце занятий на военке один час отводился на политмассовые беседы. В этот раз ее проводил Барановский. Тема была скучная, что-то о том, как хорошо служить в армии, какие есть льготы для военнослужащих. К тому времени уже определилось, кто из нас идет двухгодичником в войска, кто нет. Поэтому агитация не имела смысла. Подполковник это тоже понимал, но приказ есть приказ. Он мучительно расписывал преимущества армейской жизни, и в частности то, что оплата жилья для военных льготная и составляла, допустим 8,5 копеек за кв.метр квартиры. После того как перечисление льгот завершилось, последовало:
-Вопросы есть?-
Поднялся студент из взвода Барановского Шура Ф., который наивно хлопая глазами, спросил:
-Товарищ подполковник, а где они полкопейки берут??-
Началась перестрелка глазами. С одной стороны Барановский такие выходки не терпел, с другой, лекция ему так надоела, что он не прочь был поиронизировать над темой занятия. Он, то метал грозный взгляд на студента, а тот отвечал абсолютно невинным выражением лица. То губы Барановского трогала нежданная улыбка, и наконец, он сменил гнев на юмор, рассмеялся, а мы горячо поддержали его в этом начинании. Произошел редкий случай – смех на занятиях Барановского! Оказалось, Валентин Михайлович обладает чувством юмора!
Про майора, а затем подполковника Ставского Евгения Петровича, нашего курсового офицера имеется отдельная статья (http://proza.ru/2023/03/02/1520). Хотелось бы добавить, что наш наставник самое серьезное внимание уделял технике безопасности, объяснял, что надо быть максимально серьезным при работе со сжатым воздухом – 300 - 400 атм это не шутки! Тех, кто пойдет в войска, предупреждал об ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ мерах безопасности при заправке ракеты горючим и окислителем. Так Евгений Петрович старался обезопасить наше здоровье, а то и жизнь. И только позже, мы смогли оценить его абсолютно правильные и необходимые наставления.
На нашем факультете появилась новая специальность «Прочность летательных аппаратов», соответственно в два раза увеличилось количество учебных взводов. Цикл стал разрастаться. Появились новые офицеры преподаватели.
Первым пришел из войск подполковник Косолапов Виктор Иванович. Он явно не служил в техническом дивизионе, а был «кабинщиком», поэтому, вначале лучше разбирался в радиоэлектронике, но быстро освоил и технологическое оборудование. У нас он вел практические занятия. С нашей бригадой у подполковника установились прекрасные отношения.
Нам выпало первым изучение прибора определяющего влажность сжатого воздуха, заправляемого в шар-баллон ракеты. В бригаде нас было трое. Разбираемся с электрической принципиальной схемой этого прибора ДДН-3Н, читаем описание, поначалу все идет хорошо, но потом попался «затык». По описанию одно, по схеме другое. Засада!
Косолапов, который должен был принимать у нас эту практическую работу, стал недовольно поглядывать на нас. Видимо, решил, что недалекие студенты-механики, не могут разобраться с несложной электронной начинкой прибора. Но в нашей бригаде было два радиолюбителя, которые умели держать паяльник, знали, как работать с осциллографом, читали журнал «Радио», «В помощь радиолюбителю». Поэтому пытались разобраться с «затыком» сами.
Косолапову это надоело, с недовольным лицом он подошел к нам:
-Ну, что там у вас, чего тянете?-
Отвечаем, что в основном разобрались, но есть один непонятный момент.
-Да, что там может быть непонятного, простой прибор! Рассказывайте!-
Начинаем рассказывать. Судя по просветлевшему лицу Косолапова, докладываем правильно. Доходим до камня преткновения. Подполковник глядит на схему, потом в описание:
-Работайте по схеме, в книге ошибка.-
Ну, если так, то с остальным мы разобрались правильно. Закончили докладывать, Косолапов для проформы задал пару вопросов, мы бодро ответили. Подполковник поставил нам зачет с оценкой «отлично» и отпустил с миром. Мы еще успели до конца занятия сбегать пообедать. (Организмы молодые, аппетит был отменный.)
Через неделю опять занятия по технологическому оборудованию. Мы «добиваем» вторую часть устройства ДДНа. Теперь уже сами напрашиваемся отвечать. Косолапов слушает нас, на половине ответа останавливает, опять ставит нам «отлично», потом громко объявляет:
-Товарищи студенты! У кого будут вопросы по ДДН, обращайтесь в эту бригаду. Они, если надо, все вам расскажут.-
Приятный комплимент от преподавателя! А мы и в дальнейшем выполняли и защищали практические работы на «пять баллов».
Еще через год, после лагерных сборов, госэкзамен по «военке». У меня экзамен принимает подполковник Косолапов. Отвечаю на вопросы билета, щегольнул знаниями, полученными на сборах в техдивизионе. Экзамен сдал. Получил погоны лейтенанта запаса.
В последний год нашего обучения, на 6-м цикле появился новый офицер. Из войск пришел подполковник Болярский Виктор Николаевич. Как позже оказалось он, и Барановский служили в одной бригаде ЗРВ, которой ранее командовал завкафедрой полковник Белоусов Е.А. Тесен мир! У нашего курса подполковник почти не вел занятий. Однако, новый преподаватель выступил перед нами на политмассовом занятии, и покорил умы студентов.
Оказалось, что Болярский В.Н. служил в 1966 -67 годах советником в зенитно-ракетных войсках во Вьетнаме. И очень интересно, без всякого пафоса или рисовки рассказал о том времени. Сообщил нам о тактике боевой авиации США, о контртактике вьетнамских ракетных дивизионов С-75. Причем, поведал о многих вещах, которые официально нигде не сообщались, но вовсю присутствовали в той войне. Занятие получилось очень интересным, а сам подполковник завоевал наши сердца. Настоящий военный интеллигент! Виктор Николаевич в настоящее время жив и здоров, написал на редкость интересные воспоминания о своей офицерской жизни, без всяких прикрас, но отлично читаемые. Их можно найти здесь: http://nuclear-poligon.ru/bvn.htm
Таким был преподавательский состав 6-го цикла, который «ковал» из нас офицеров специалистов. Неудивительно, что из нашего взвода сразу шесть человек пошли служить «двухгодичниками», а двое остались затем в войсках, и сделали там достойную армейскую карьеру. Но и те, кто пошел работать на гражданской ниве, с уважением вспоминали и вспоминают до сих пор офицеров военной кафедры НЭТИ и 6-го цикла, за то, что привили нам много положительных качеств, собранность, ответственность, умение самостоятельно разобраться в непростых порой, технических и не только технических вопросах.
Спасибо вам, уважаемые «черные полковники»!
Свидетельство о публикации №223060501644