Семёныч

- Алло, Семен Семенович, это Миша! Здравствуйте!
- Миша, здравствуй, рад тебя слышать!
- Семен Семенович, я поздравляю Вас с замечательным юбилеем! Дай Вам Бог здоровья и бодрости на следующие СТО лет! Я рад поводу и возможности в этот день еще раз передать свои самые теплые чувства к Вам и свою преданность и любовь! 
- Спасибо, дорогой, обнимаю тебя, мне очень приятно!
- Как Вы себя чувствуете?  Какие ощущения от начала второй сотни?
- Ты знаешь, первая сотня начиналась лучше, что касается ощущений. Тогда ничего не болело, а сейчас… Да все, как обычно – по возрасту.
Этот диалог произошел в феврале 2022 года. Я позвонил поздравить моего старого учителя с днем рождения. Сто лет назад, 17 февраля 1922 года, родился мой дорогой друг и наставник, прекрасный художник и замечательный человек, Семен Семенович Леонович.
Впервые я его увидел в 1961 году, зимним вечером во время прогулки по набережной Шевченко в Москве. Мы с мамой и младшей сестрой часто гуляли по высокому берегу реки Москвы, любовались огнями промышленной зоны на противоположной стороне и катались на санках с горы.  Прогулка подошла к концу, и мы, поднявшись по лестнице, медленно шли вдоль большого красивого дома, украшенного колоннами и другими архитектурными излишествами. Огромные арочные окна первого этажа светились, и было видно, что внутри за мольбертами сидят школьники и увлеченно что-то рисуют. Это была изостудия Дома Пионеров Киевского района. Подобные дома Пионеров и школьников, со множеством кружков и студий, были в каждом московском районе, а на Ленинских горах находился самый большой Центральный Дворец Пионеров, куда ходили заниматься в многочисленные кружки и студии дети со всей Москвы. Мы остановились у одного из окон и некоторое время наблюдали за работой детей.
- Вот, мои дорогие, - сказала мама, - когда станете школьниками, тоже сможете ходить в эту студию.
Мне нравилось рисовать. Наш папа – художник киностудии «Мосфильм», его эскизы и этюды вдохновляли нас с сестрой, и мы с удовольствием иллюстрировали вместе с ним очередной сценарий, который он приносил с работы, а мама всегда вслух читала нам его. В этом возрасте я для себя уже решил твердо, что стану, как папа, художником. И я понимал, что для того, чтобы рисовать, как папа, нужно где-то долго учиться. А теперь я узнал, где!
За окном, в помещении студии, было много детей, одни рисовали красками на заданную тему, а те, что постарше рисовали натюрморт с натуры. Открылась дверь, и вошел высокий красивый человек в красном свитере. Это был учитель. Он улыбнулся вскочившим со своих мест ученикам и жестом показал, чтобы те продолжали работать, затем посмотрел в нашу сторону и помахал нам рукой. Я помахал ему в ответ. Этот человек сразу мне понравился и запомнился, а про себя я отметил, что поступлю в эту студию и обязательно подружусь с ним.
И, вот, я школьник, ученик 3-го класса, мне 10 лет, и я самостоятельно могу перемещаться по ближайшим окрестностям. В студию районного Дома Пионеров мне разрешили ходить самому и водить туда сестренку. В те годы, годы моего детства, все кружки, секции и студии были бесплатными, и любой школьник мог выбрать себе занятие по душе. Наш Дом Пионеров располагался на первом этаже красивого сталинского дома на Кутузовском, в одном из подъездов которого жил тогда Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев, и Юрий Владимирович Андропов тоже жил в этом доме, об этом говорит табличка на фасаде со стороны Кутузовского проспекта. Днем, после окончания школьных уроков, помещение Дома Пионеров наполнялось голосами детей и звуками всевозможных музыкальных инструментов, по коридору сновали юные физкультурники, артисты театральной студии в причудливых костюмах и гриме и маленькие  балерины в балетных пачках. На стенах в фойе красовались работы юных живописцев и фотографии фотографов - членов фотографического кружка. Высокие, в два этажа, потолки и окна, обилие декоративных растений в кадках, и всюду чистота и порядок. Атмосфера творческой суеты и предвкушение чего-то интересного всегда присутствовали в помещении Дома Пионеров. Первый раз туда нас с сестрой привела мама, она познакомилась с Семеном Семеновичем, так звали руководителя студии, и представила нас ему. Это был тот самый красивый художник, которого мы видели на прогулке в «далеком детстве».
Вероятно, у каждого человека в юном возрасте был взрослый друг, опытный уважаемый человек, наставник, которому хотелось подражать. Для меня с той поры таким человеком стал наш Семеныч, так мы, кружковцы, называли его между собой. Это был добрый и мудрый человек, который понимал нас и ценил каждого. По четвергам, в день занятий в студии, я просыпался утром со сладостным ожиданием встречи с любимым учителем. Я любил рисовать, рисовал много и увлеченно, но рисовать можно и дома, да и отец художник многому учил, но в студии нас встречал добрый и мудрый волшебник, который понимал о нас все и решал любые проблемы. Наши занятия всегда начиналось с того, что мы усаживались вокруг учителя и готовились слушать увлекательный сказку, рассказ или историю из жизни самого Семена Семеновича. Бывший художник-гример, до войны работавший на «Мосфильме», фронтовик, награжденный орденами и медалями, получивший ранения на фронте, наш Семеныч, обладал уникальным талантом рассказчика. Он часто рассказывал о войне. Нам, родившимся после войны, нам, родители которых еще не сносили свои гимнастерки, нам, детям фронтовиков и работников тыла, было не безразлично то, что рассказывали об этом времени наши родные и знакомые. Книги, спектакли и фильмы, свидетельства очевидцев, встречи с ветеранами волновали нас и воспитывали в нас патриотизм и гордость за нашу страну, народ, победивший страшного врага.
- Однажды, - начинал свой очередной рассказ учитель, - мне было поручено отвезти донесение в штаб. Я хорошо держался в седле, и потому не считал задание трудным. Однако, лишь только я покинул место расположения и выехал на поле, ко мне «прицепился» Мессер – Мессершмидт-109, немецкий истребитель. Фрицы тогда, в самом начале войны, не очень боялись нашей ПВО и часто вылетали на «свободную охоту». Немецкий летчик заметил меня на открытом пространстве и решил поиграть в «кошки-мышки». Его машина с ревом пикировала на меня, и пулеметные очереди ложились все ближе и ближе. Он не хотел убивать меня сразу, ему хотелось перед моей смертью поиздеваться, поиграть со мной. Я гнал коня к лесу, где можно было спрятаться от навязчивого фашиста, но до леса было далеко, и наглый немец мог глумиться надо мной вволю. Страшно ли мне было? Конечно страшно! Это не правда, что есть люди, которые на войне ничего не боятся. На войне не боится только глупец и врун. На войне страх всегда с тобой, и это иногда помогает сосредоточиться и принять верное решение. Только нельзя поддаваться панике, но тут, когда над твоей головой на бреющем носится железное чудовище, и следы пулеметных пуль ложатся совсем близко! А этот Мессер уже пошел на очередной круг, очевидно для меня последний. «Вот и смерть пришла, - подумал я, как вдруг, из-за леса, как коршун, появляется наш Як! Истребитель, с красными звездами на крыльях! Наш, советский! Немец не ожидал встретить здесь наш самолет, он был готов меня добить, но пилот Яка помешал ему, он как будто вцепился в  него и стал гонять гадину по всему небу! Я слез с запыхавшейся взмыленной лошади и стал наблюдать за этим боем, вытирая с лица пот и слезы. Было очевидно, что немец слабее, что мастерство нашего асса выше и наш самолет проворнее! Як «сел фрицу на хвост», и пулеметные очереди били уже по самому фюзеляжу Мессершмидта, по его крестам и свастике! И, вот, наконец, немец задымился и рухнул с грохотом вниз! Як-победитель взмыл в небо, затем опустился и, пролетая надо мной на бреющем, совершил победную «бочку», помахал мне крыльями и, так же быстро, как и появился, скрылся за лесом. Я стоял и плакал от счастья и гордости, спасенный и отомщенный. Незнакомый мне человек, наш летчик  спас меня от верной гибели! Я не знаю его имени, но каждый раз, в день Победы вспоминаю его и благодарю за этот подвиг.
Мы, мальчишки и девчонки, слушали рассказы учителя, затаив дыхание, и нам самим хотелось тоже совершить какой-нибудь подвиг - полететь в космос, написать книгу или самую красивую картину, чтобы всем-всем от этого было хорошо. И Семеныч всегда поддерживал нас в наших детских мечтах. Мы привязались к нему и любили его по-настоящему, как только могут любить дети, бескорыстно и честно, а он отвечал взаимностью. Семен Семенович знал всех нас по именам, но никого не выделял, относился ко всем ровно, бывал строг и сердился, когда наши шалости переходили определенные границы, но мы боялись потерять его хорошее расположение и старались не огорчать доброго друга.
Замечательное время «школьные годы» у меня и моих товарищей было связано с нашей изостудией. Все эти годы были наполнены интересными занятиями, конкурсами рисунка, персональными и смешанными выставками в кинотеатрах и окрестных школах, прогулками в парках и поездками за город, пленэрами, съемками телевизионных передач и творческими встречами с художниками. Но, время летит, и школьные годы закончились, закончились и занятия в любимой студии.
Наша семья получила квартиру в Теплом Стане, и я вынужден был уехать из знакомого района, и связь с дорогим Семенычем была надолго потеряна. Началась настоящая взрослая жизнь - учеба в Архитектурном, служба в армии и работа дизайнером в конструкторском бюро. Иногда я приезжал в родные места, чтобы прогуляться под окнами знакомой студии. Ее там уже не было, а в этом помещении разместился какой-то офис. Семена Семеновича я помнил и всегда мечтал о встрече. В институте, где я учился, на кафедре рисунка работал преподаватель, который в свое время тоже ходил на занятия к Семену Семеновичу и именно благодаря ему стал художником. На этой почве мы подружились и часто общались. Я очень сожалел об утрате связей с моим учителем, но всегда был уверен, что рано или поздно смогу отыскать Семеныча и продолжу нашу дружбу.
Вскоре началась подготовка к Всемирному фестивалю молодежи и студентов, который решено было провести в Москве в 85 году. Я знал, что такой молодежный праздник уже проходил в СССР в 1957 году, но я тогда был совсем маленьким и ничего не помнил. Остались лишь открытки, значки и плакаты, да еще замечательные песни, такие как «Подмосковные вечера» и «Летите голуби!». Я в это время принимал активное участие во многих творческих конкурсах. Недавно прошла Олимпиада – 80, и я на конкурс рисовал эмблемы, значки и плакаты. Перед фестивалем тоже проводились творческие конкурсы, и в одном из них я стал победителем! Талисманом фестиваля стала придуманная мной девочка Катюша в пятицветном фестивальном кокошнике. В связи с этим меня откомандировали в подготовительный комитет, и началась интересная работа по продвижению и распространению сувениров и печатной продукции с изображением Катюши. Подготовительный комитет располагался в гостинице «Юность», где на 3-м этаже мне была предоставлена мастерская. Работы было много, вся страна готовилась к этому празднику. Много журналистов описывали подготовку к фестивалю. Приходили за информацией и ко мне. Однажды, корреспондент популярной тогда газеты «Советская культура» долго расспрашивал меня о фестивале, о Катюше, о том, где и как я научился рисовать, кто был моим преподавателем, и я решил рассказать дотошному корреспонденту о Семеныче, о том, что я благодарен этому человеку за все, что он для нас сделал, про то, что потеряны с ним связи и о моих надеждах вновь встретиться с ним. Через пару дней в газете вышла статья с моим интервью, и днем в моей мастерской зазвонил телефон:
- Вас слушаю! – я снял трубку.
- Здравствуй, Миша, говорит Семен Семенович! Сегодня утром я спустился к почтовому ящику за газетой и нашел в «Советской культуре» статью о твоих успехах и о том, что ты меня разыскиваешь. Спасибо тебе за память и добрые слова. Мне очень приятно.
- Ало! Семен Семенович, дорогой, как Вы меня нашли?! Как Вы. ?! Где Вы?! Я очень хочу Вас увидеть! – закричал я в трубку. Я от волнения путал слова и сбивался!
- Найти тебя было не сложно, дорогой мой, а встретится с тобой мне тоже очень хочется. Приглашаю тебя в гости, на мой день рождения. Записывай адрес.
В назначенный день, в костюме, при галстуке, с цветами и тортом я стоял у входной двери Семеныча. Дверь открылась, и на пороге появился мой дорогой человек из моего детства, такой же высокий и красивый, ничуть не изменился, даже такой же красный свитер! Он стоял и улыбался своей доброй улыбкой, а за его плечами были мои друзья, с которыми я не виделся со дня окончания школы! Я прошел в комнату. Жена нашего учителя, Лидия Алексеевна, приготовила угощение и накрыла на стол. Мы, как в прежние времена, расселись вокруг Семеныча и, в ожидании новой истории, замолчали.
- Э! Нет, - улыбнулся Семен Семенович, - так дело не пойдет! Теперь вы мне рассказывайте, кем стали, как сложилась ваша судьба, продолжаете ли рисовать?
Выяснилось, что все мои друзья, кого сумел собрать за этим столом Семен Семенович, так или иначе, связаны с изобразительным искусством. Среди нас были художники, скульпторы, иллюстраторы, дизайнеры, архитекторы и даже карикатурист из журнала «Крокодил». Как удалось всех разыскать, известно только самому Семенычу. Все были возбуждены, и каждый говорил много доброго в адрес любимого учителя. Вспоминали забавные случаи из жизни студии, рассказывали о себе, и все благодарили и поздравляли нашего дорогого именинника, а в конце этого вечера слово взял сам Семеныч:
- Дорогие ребята, - он смущенно улыбался, и было видно, что наши поздравления его растрогали, - я вам желаю, чтобы в вашей жизни был день, когда ваши ученики соберутся, как у меня сегодня, за большим столом, и будут говорить вам те вещи, которые я сегодня слышал от вас. Нет бо;льшего счастья услышать учителю слова благодарности от своих учеников! Пусть и в вашей жизни такой день случится.
Я запомнил это пожелание, и однажды, когда мне предложили работу в школе, я не колебался ни секунды. Мне захотелось стать таким же Семенычем или Петровичем для моих учеников. Лавры старого учителя не давали мне покоя, и я стал учителем. Иногда рисунки моих учеников я привозил Семенычу, и он сам выставлял им отметки. И дети знали об этом и всегда с удовольствием читали его замечания на полях.
С того дня прошло много времени, я и сам уже пенсионер со стажем, созваниваюсь и иногда встречаюсь с Семенычем и очень рад, что все так замечательно случилось в моей жизни. Мой дорогой учитель недавно перешагнул столетний юбилей, и я искренне желаю ему здоровья и долгих лет. И мои ученики меня не забывают, заходят в гости, поздравляют с праздниками, делятся новостями. Я их люблю и очень скучаю, когда от них долго нет вестей. Они уже взрослые, многие имеют детей, а кто-то стал учителем. Я рад за них и от всей души желаю, чтобы и в их жизни тоже настал такой день, когда их ученики соберутся за большим столом и благодарят их за то добро, которое те им передали. И невдомек им всем, что  все это доброе досталось им через меня от моего дорогого Семеныча.

veterany.mos.ru/memories/leonovich-semen-semenovich/

5 июня 2023 года не стало моего дорогого друга и учителя Семена Семеновича Леоновича.


Рецензии