Слово былины в военной исторической песне и стихах

Литературный проект «Твёрдый знак»

Заметка

Из былины снова в песню:
О военных песнях старины и исторических стихотворениях для настоящего


Заметка от внучки полковника
«Из былины снова в песню, или история, сохранённая в стихах: о военных песнях старины и исторических стихотворениях для настоящего»

        «В военной песне старины
        Не слышно голоса печали:
        В лицо опасности встречали –
        В ней слово-щит из былины…»
        Ксения Мира

В этом году на литературном вечере вручения Пушкинской премии прозвучали слова о том, что поэтам нужно поддерживать наших защитников. И слово это есть и в старых временах – песнях и былинах.

Говоря о всём, что уже написано, мы так или иначе ведём речь об истории, и это - исторические военные песни. И связаны могут быть эти военные песни и с личностным примером солдат, офицеров, народа, военачальников и главнокомандующих, о чем сохранились воспоминания очевидцев тех событий, включивших эти факты в песни и так сохранивших и передавших нам.

Обратимся к сборнику исторических песен, выпущенному в середине прошлого века. Например, песня «Суворов на границе стоял» (или «Суворов подготовляет победу») [2] и целый ряд песен без авторства, ставших достоянием народа, - настоящие  свидетельства битв, и в песнях сохранились подробности сражений, речи главнокомандующего:

«Вы, други, мои слуги,
Донские казаки!
Стойте, не робейте,
Свинцу-пороху не жалейте!
Свинцу-пороху не станет,
Мы золотом добавим!» [2].

Или в другой песне «Мы сходились с неприятелем»:
«Да как Суворов нам командовал:
"Вы не бойтеся, ребятушки,
Не страшитесь, мои соколы,
Разобьём мы силу вражию,
Силы есть же у нас доколе!"». [2].

О государственных деятелях, вдохновлявших примером и запавших в душу и ум, народное слово также складывалось в песню. Вот, например, что может заинтересовать в исследовательских целях при изучении личности и характера, это сохранившиеся о Петре Первом «царе белом» исторические песни, которые несмотря на перемены так близки по слогу былинам, о том, как он флот строил, «справлял лёгкие галерушки»:
«Он гребцов, добрых молодцев полка Преображенского
Он старых солдат сажал,
Вот и он пускался, царь, сам Петро Первый,
Во синее во море» [2].

Или же песни-жизнеописания какого-либо из периодов, например, пребывания Петра Первого за границей - песня «Как никто-то про то не знает не ведает, Что куда-то наш государь-царь собирается» [2], и узнаем из слов, что едет он скрытно, а для того отважно и на свой риск «берёт-то с собой силушки очень мало, что одних только Преображенских гренадеров»:
«Ой вы слушайте, офицерушки и солдаты!
Не зовите вы меня ни царём своим, ни государём,
А зовите вы меня заморским купчиной». [2].

И приведу полный текст исторической песни «Стрельцам объявляют царскую волю» или «На Святой-то Руси в кременной Москве», авторов которой мы не знаем, но благодаря им знаем о событиях [2]:
На Святой-то Руси в кременной Москве
Было на площади:
Собирались там стрельцы-бойцы
Во единый круг.
Как увидел их с высока терема
Атаманушка,
Он подходит к ним,
Низко кланяется.
- Да и здравствуйте, ребятушки,
Вы, стрельцы-бойцы!
Да и что это у стрельцов-бойцов
За круг собран?
- Собирал-то нас, стрельцов-бойцов,
Православный царь.
Он допрежде нас дарил-жаловал,
А теперь казнить велит.
Как и пятого и десятого
Кнутом сечь,
Как и третьего и четвёртого
Казнить-вешати...
Попроси, царя, атаманушка,
Чтоб простил стрельцов».
- Если вас простит, так бояр казнит» [2].

И что примечательно, веками длится в исторической песне традиция через название многих и многих песен, называвшихся «Как у нас было на Святой Руси». И пелись песни рассказом, не послогово, а былины были струнным творчеством, и слово соединялось со звуком, и звук этого слова жив.

2023, Ксения Мира, исследование информатики слова, исследовательский научно-популярный проект интеграции знаний и универсальной методологии

Литература

[2] Шептаев Л. Исторические песни. Ленинград: Советский писатель, 1951. – 435 с.


Рецензии