Глава 351. Бетховен. Серьезный квартет

Людвиг ван Бетховен
Струнный квартет №11 фа-минор «Серьезный»
Струнный квартет «Emerson»
Юджин Дракер (скрипка)
Филипп Зетцер (скрипка)
Лоуренс Даттон (альт)
Дэвид Финкел (виолончель)

sir Grey: Интересно, почему этот квартет — «Серьезный»?

ak57: В нотах никакого названия «Quartetto serioso» нет. Наверно, это одно из многих названий, которые налипли на сочинения композитора за историю их существования по воле слушателей.

sir Grey: И еще я как-то спрашивал: начало второй части — это что, цитата из Пахельбеля? Знаменитый канон?

Вот я, кстати, думал. У симфоний есть какой-то рейтинг: №3, 5, 9. У Моцарта в концертах — тоже: №20, 21. Ну, как-то все же. Симфония, там, соль-минор.

А вот квартеты, квинтеты — какие-то вязкие такие. Невозможно выделить самый популярный у Бетховена. У Моцарта, мне кажется, тоже нет.

Мне тут советовали добрые люди, что эту музыку надо не слушать, а играть или смотреть по нотам. Согласен. Но местами можно и послушать, тоже ничего.

Может быть, Бетховен боялся, что если он все время будет писать, как в некоторых местах, то слушатели просто все перемрут в зале, и не останется никого. Поэтому он включает кусок, слушатель вот-вот помрет, а тут — бац! — начинается что-то непонятное. Слушатель не в себе, но пытается соображать, потихоньку оживает, приходит в себя, уже думает себе что-то, как вдруг — новое вливание. Человек опять при смерти.

Естественно, выходит из зала, как боксер после боя, совершенно измотанный.

Почему Бетховена так на фуги тянуло все-таки? Это было нормально для его времени? Или это консерватизм, характерный для любого авангардиста?
Прямо вспоминается Манн: очень человеку хотелось написать фугу, просто не унимался.
Мне кажется, что это тяготение к полифонии совпало с глухотой.

tagantsev: Почему консерватизм? Контрапункт это мощный прием. Брукнер свою Пятую симфонию называл своим «контрапунктическим шедевром», финал Реквиема у Верди — фуга, Шостакович написал «24 прелюдии и фуги». А у Моцарта, какие фуги! Этих ребят консерваторами не назовешь, однако!

sir Grey: И Бетховена не называю.

Я понимаю, что фуги писал не только Бах. Я только спрашиваю. Есть ли у Бетховена какое-то особо настойчивое желание обратиться к фуге и к полифонии ПО СРАВНЕНИЮ С СОВРЕМЕННИКАМИ?

Извините за большие буквы, просто не знаю, как иначе выделить. Кто-то тут на форуме отлично написал: «Не надо на меня кричать капслоками». Я не кричу, просто подчеркиваю: по сравнению с современниками.

Мне кажется, что фуга, правда, была у Бетховена навязчивой идеей. И не совпадало ли это с прогрессирующей глухотой? Эти поздние квартеты… Молчание, молчание.

rdvl: Фуги действительно давались Бетховену непросто.

tagantsev: Мне так не кажется. Да и не так уж много фуг он написал. Хотя не могу не сказать, что его Гросс фуга — одна из величайших фуг в мире — всем фугам — фига.

sir Grey: Слушал я эту Гросс... Просто жуть какая-то.

tagantsev: Кому поп, кому попадья, а кому попова дочка.

abcz: Да кому они нужны — поп с попадьей.


Рецензии