Глава 353. Бетховен. Вторая соната

Людвиг ван Бетховен
Соната для фортепиано №2 ля-мажор
Владимир Ашкенази (фортепиано)

balaklava: Странно, почему Куприн выбрал для «Гранатового браслета» именно эту далеко не самую известную сонату Бетховена?

tbochkar: Собственно, первотолчков для создания «Гранатового браслета» было два: реальная история с маленьким телеграфистом, влюбленным в жену высокопоставленного чиновника, и вторая часть второй сонаты опуса второго Бетховена:

«Есть Ор.2, №2 Largo Appassionato у Бетховена: оттуда и вся соль моей повести, а у меня слух деревянный; пришлось запрягать нескольких людей, пока не зазубрил»

Во время работы над «Гранатовым браслетом» в Одессе Куприн просит жену своего знакомого фабрично-заводского врача, пианистку, «поиграть сонату Бетховена «Аппассионата». Творческое содружество привело к выбору другой сонаты. Позднее писатель прислал матери, — вспоминает актриса Н. Инсарова, ее дочь, — книгу с надписью: «За то, что Вы, Раиса Исааковна, растолковали мне шесть тактов Бетховена»

Но и после написания «Гранатового браслета», в 1914 году, Куприн признавался:

«В музыке я ровно ничего не понимаю... Обожаю Бетховена, но судить о том, в чем я не компетентен, не берусь»

А вот что именно растолковала писателю пианистка — это загадка. Но здесь, думается, на помощь придет текст «Гранатового Браслета». В финале рассказа, слушая это исключительное, «единственное по глубине произведение», Вера думает о том, что мимо нее прошла большая любовь, а в уме ее слагались слова. И эти слова «так совпадали в ее мысли с музыкой, что это было как будто бы куплеты, которые кончались словами: «Да святится имя твое».
Исключительная глубина, думаю, не вызывает сомнения (хотя, может, и не единственность). Шаги проходящей мимо любви слышны отчетливо. И каданс каждого «куплета» действительно ритмически совпадает со словами «Да святится имя твое».

sir Grey: Спасибо и за то, что так трогательно написали, и за то, что напомнили про эту сонату.

Я о себе помню, что сперва, конечно, узнал только медленную часть, а потом уже — какие же все остальные части блестящие!

И она безумно трудная, конечно. Не сыграть.

Еще раз спасибо. Сейчас слушаю... нет слов. Особенно после разговоров о втором концерте Чайковского. Вижу цифру «2» — думаю, что опять. А это другой композитор и другой жанр.

Эта соната — одна из лучших среди других лучших.


Рецензии