Ненужные художники

Вместо эпиграфа

Среди всех искусств - ненужнейшим для нас является ИЗО.
Заявление некоего виртуального Чиновника.

Это не гротеск и не чёрный юмор – это наша обыденная реальность. Создаётся впечатление, кто-то из могущественных мира сего решил свести с нами счёты. Не персонально с художниками, а как с видом деятельности. За что? Вопрос риторический. Чиновник и Художник всегда находились в разных измерениях, но при нынешнем варварском капитализме Чиновнику Художник стал просто не нужен.


I.

Попробую разобраться в этой ситуации. Изоискусство всегда было самым непонятным для простого человека. У нас все разбираются в литературе, музыке. Многие чувствуют поэзию, есть фанаты театра, но живопись… истинных знатоков живописи мало даже в нашей среде. В основном споры идут о «понятном и непонятном» в искусстве. Однако я бы хотел поговорить совершенно о другой проблеме. О жизни художника. Даже о его способности выживать в данных условиях.

Первое, о чём хотелось бы напомнить, что любое из творческих профессий, предполагает оплату, гонорар, вознаграждение, то есть какие-то деньги. Часто это вызывает нездоровый интерес к творческим персонам. Наши попзвёзды, некоторые актёры, блогеры – не дают нам забыть об их баснословных гонорарах. В их тусовке принято трясти мошной.  Получают, конечно, все по-разному, но – ПОЛУЧАЮТ деньги за свой труд, за идею, за «продукт», как с недавних пор стали называть произведения искусства.
Художники – только ПЛАТЯТ.

1. Платят за мастерскую

Мастерская художника – это не прихоть и не роскошь. Всем понятно, что создание произведения – это большое количество материалов, холстов, подрамников, готовых произведений, и проч., и проч. Зайдите в любую мастерскую к работающему художнику – и убедитесь: всё заставлено работами.
И мы за это платим. Причём, гораздо больше, чем за квартиру платит обычный гражданин. Чиновнику пришла в голову интересная мысль, что нежилое  помещение (подвал, чердак) является особо ценным помещением, и стоить должно дороже. При этом в договоре прописано: никакой коммерческой деятельности. Проживать также запрещено. За этим следят специальные люди. Каждый год устраиваются проверки.
Даже за электроэнергию я плачу дороже. Дом газифицирован, но нам запрещены газовые плиты. А это значит, что платим по самому высокому тарифу. Если учесть, что это подвал – свет горит круглые сутки, то и сумма оплаты выше…

И мы не ропщем. А знаете, почему? С лихих 90-х, когда и началась вся эта распрекрасная жизнь – нас запугали. *) И не дали создать свой кооператив *))

Пугали, что мастерские или отберут, или переведут на коммерческую оплату. И мы этому поверили, и верим до сих пор, потому что в 2025 году договора на аренду мастерских заканчиваются, а Чиновник не торопится их продлять. Вопрос прозрачный как слеза младенца: сколько помещений освободиться тогда для ИХ коммерческой деятельности.

*)
Нас не только пугали. У меня на глазах был лишён мастерской наш председатель секции Николаев И. В. Выдающийся художник, чьи работы украшают Русский музей и Третьяковку. Прямой потомок династии Бенуа-Лансере, внук Зинаиды Серебряковой. Он был не просто лишён мастерской – произошёл акт вандализма. В его отсутствии, двери взломали, работы вывезли на помойку, или украли. Это было время беспредела. «Дом России» купил некий чеченец.  Друг Лужкова, очевидно. Во всяком случая, никаких последствий не было – работы до сих пор не найдены. Примечательно то, что на фасаде здания висит мемориальная доска «Здесь жил Лансере». И это только один пример современного варварства. Сколько менее заслуженных иди известных художников были лишены мастерских без последствий.

*)) Кооператив Художник был задуман и создан вначале 80-х. В нулевые был разрушен. Уже построенные этажи, были снесены, а «нулевой цикл»  приспособили для коммерческого жилья, Деньги художникам не возвращены до сих пор.

2. Платят за материалы.

Вы как-нибудь ради любопытства зайдите в художественный салон (ныне полупустой), где торгуют материалами для художников. Краска по цене красной икры, разбавитель по цене коньяка. Подрамники, холст, кисти – всё стоит неприличных денег. Для кого же вся эта роскошь? Для детей олигархов? Лично я с неподъёмных масляных красок перешёл на акрил и отовариваюсь на строительных рынках.
Всегда завидовал поэтам. Этим кроме огрызка карандаша и клочка бумаги и не нужно ничего. Их мобильность и рациональность в производстве «продукта» – восхищает. Да и писателю подфартило, ну, ноутбук ещё – и всё! А у нас – перечислять запаришься все наши кисточки с мольбертами, да  краски с разбавителем.

3.  Платят за выставку.

Выставляться художнику необходимо. Причём, это делается не только для того, чтобы представить себя, свои работы (что является самым действенным способом заявить о себе). Художник должен со стороны взглянуть на своё творчество. Это такая же работа, как актёр оценивает себя, глядя на свою игру в кинофильме.  Разница всё та же: актёр получает гонорар за сыгранную роль, мы – платим. Причём суммы нехилые. Мы даже оплачиваем залы, принадлежащие МСХ, членами которого являемся.
Небольшие залы на Старосадском 5, где и обитает МСХ стоит в неделю 35 тыс. руб.
Залы на Кузнецком 20 – в неделю 70 тыс. руб.
Я не  говорю уже о залах на Крымской или в Манеже. Там цифры за персональную выставку доходят до шестизначных чисел.
Плюс доставка работ, развеска, плакат, буклет, фуршет – всё это деньги художника.


И это не фантазии, это – наша обыденная жизнь. Представьте себе актёра, который платит за выход на сцену, платит за декорацию, грим, костюм. Ещё ночами расклеивает по городу афиши, напечатанные на свои деньги, платит за анонс в СМИ, за сам театр. Причём, чем выше статус театра – тем круче сумма аренды. Такое и представить невозможно. Художники всё это проделывают и платят, платят…
Мне тут объяснили, правда, что театры принадлежат государству, мы же –  общественная организация. Не повезло.

Впрочем, пример так себе. Наши профессии только в названии схожи. (Artist в переводе с ихнего английского – художник). На самом деле, художники… – это особая песня. Недавно слышал, как Олег Басилашвили сетовал, что актёр умирает и всё. А художник остаётся в своих произведениях. Не буду спорить с мэтром, но жизнь вносит свои коррективы. Сколько помоек наполнилось «произведениями в которых живёт художник» после смерти и принудительного освобождения мастерской для нового Создателя.

Откуда же берутся деньги на такую роскошь как творчество? Так у большинства их и нет. Замечу, что институт Меценатства для нас – это что-то из позапрошлого века. Спонсоры также большая редкость.  Художник находит деньги на стороне, подрабатывает, сдаёт квартиру, чтобы содержать мастерскую, или устроить персональную выставку.  И как результат – всё меньше остаётся таких сподвижников.

Да, на слуху у обывателя бешеные гонорары художников. Теперь только ленивый не знает, сколько стоят наши, так называемые «плевки в вечность». Нарисовал Чёрную Дыру – иди в кассу получать свой вшивый миллион долларов на аукционе Сотбис. Объяснять не надо, что сумасшедшие цифры этих аукционов относятся к неживым  раскрученным художникам-классикам. Есть и живые, но их единицы. И вообще, законы артбизнеса непонятны даже участникам этих процессов. Вспомним лучше наше недавнее советское прошлое.
 
А прошлое было сказочно, но реально! Я хорошо его помню. Как же мы жили в эпоху «цензуры и инакомыслия»! – как при коммунизме. Как боги на Олимпе. Мастерские с минимальной оплатой, бесплатные творческие базы, поездки по стране, выставочные залы, опять же дармовые, то есть для творческого человека – рай. Всё это называлось Художественный Фонд – профсоюз художников (вожделенный Запад, включая «дикий», мечтал об этом как о манне небесной!). Мы были элитой, делали правительственные заказы, имели вес, многие – при деньгах.

Но случились роковые 90-е. Комбинат кормилец приказал долго жить, Худ Фонд почил в бозе. Творческие базы, выставочные залы стали стоить нереальных денег, а мы превратились в обслугу нуворишей. Вся страна тогда умирала, выживала и выкарабкивалась. И художники вместе со страной. С 00-х по 10-е страна постепенно оправилась и заработала. Театры посещаются, кино снимается, музыка звучит. Попса разбухла и купается в роскоши. И только художники остались там, в 90-х. А сейчас и того хуже: каждый год у нас новый шок от встречи с платёжкой за мастерскую, И цены, обещают, будут расти (а такие обещания Чиновник всегда выполняет)

Поколение советского периода, которое пестовало государство, – дало массу выдающихся и высокопрофессиональных Мастеров. Где теперь они? Художники стали не нужны государству. При этом процветает дилетантизм, безвкусица. Здания разрисовывают какие-то вандалы от искусства, по интернету даются нелепейшие «уроки живописи». В Строгановке учатся в основном девочки, конкурсы в вузы упали…

Напомню, что художники советского периода создали мощнейшую школу, уникальную по своей природе и эстетике. Как и советский кинематограф – это был особый вклад в мировую историю искусств. Даже так называемое «протестное искусство» могло появиться только на той почве и под тем прессингом. Все эти «Бульдозерные выставки» и разные полулегальные «объединения графиков» давали реальный шанс засветиться и взойти к вершинам даже не вполне выдающимся мастерам (сколько диссидентствующих лиц сделали себе громкое имя и карьеру на Западе).

Но будь сегодня ты хоть семи пядей, талантливый и перспективный, а нет у тебя нужной кучки купюр за погонный метр на Кузнецком или Крымской, или побольше в Манеже – гуляй, парень, тебя не существует в природе. Так что смешно теперь слушать, как гнобили творческую личность в СССР. Вы, господа создатели, сейчас попробуйте выжить как творческие личности и сформироваться во что-нибудь удобоваримое. 

Короче – тупик. То есть, за то, что ты решился водить кисточкой по холсту – плати нереальные деньги. Но тебе ещё надо есть, пить, содержать семью (если, конечно, ты осмелился её завести). В общем, всем всё понятно, никому ты не нужен, а водить кисточкой по холсту при капитализме – роскошь. Что-то вроде посещения ресторации или отдых на экзотическом курорте.

А ведь тут ещё одна закавыка. Быть может, самая опасная. Стремясь заработать и засветиться, художник наступает на горло собственной песне, и идёт на поводу заказчика и моды. А это конец тому, что называется «развитие, поиск». То есть, с Изоискусством будущего можно распрощаться..

Это я к тому говорю, что о творце надо заботиться, грядки его поливать, ну и самого его культивировать. Но это так… философия. Вывод простой и неутешительный, озвученный в начале статьи: «Из всех искусств, самым ненужным является – живопись».

Закончить хочу ещё двумя фактами нашей ненужности. Корочки МСХ не дают больше никаких привилегий. Нас перестали пускать в Третьяковку, Пушкинский (хотя это также является частью нашей работы). Нам перестали делать сидку в салонах. Нас нет.

И последнее. В конце года на 1 канале ТВ прощаются с выдающимися людьми, ушедшими в этом году. Больше всего, конечно же, актёров. Дальше политики, музыканты, писатели, учёные, медики. Художников просто нет.
А ведь в год разгула пандемии от нас ушли выдающиеся мастера: Иван Николаев – создатель трёх центральных станций метро, чьи работы находятся в Русском музе, Василий Бубнов – народный художник, академик много лет возглавлявший МСХ. Иван Лубенников – академик, народный художник, профессор МГАХИ им Сурикова, известный монументалист, создавший ряд выдающихся объектов.   



II.
 
Такое отношение государства к одному из родоначальных видов искусства приведёт только к деградации нации. Есть четыре столпа, на которых зиждется искусство: Музыка, Танец, Литература, Живопись (все остальные виды – производные от этих). Подрубив один из этих Столпов – не порушится ли всё здание?

Вопросы обращены в никуда. Нас не слышат и вряд ли когда услышат. Пишу эту статью от отчаяния, и ещё потому, что посвятил ЖИВОПИСИ всю свою жизнь. И перспективы оказаться на помойке, как и многие мои коллеги – вполне реальна.

Когда Булгаков умирал от голода и обречённости на забвение – он написал Сталину. И тот его услышал и дал работу в театре. Сейчас Сталина нет. Есть Чиновник. В мэрии, в стране, в министерстве Культуры. Да и у нас в МСХ –  свой Чиновник. Для Художника сейчас не делается практически НИЧЕГО. Мы просто выживаем…

Да, с недавних пор, Министерство Культуры утвердило некую Стипендию, которая  на слуху в нашем гигантском коллективе. Но это, скорее, «яблоко раздора», чем помощь. А со стороны Министерства – отмазка, мол, работа проводится, деньги выделяются.

Мои предложения:

1. Мастерским нужно вернуть статус «Нежилого помещения», с соответствующей оплатой, которая должна быть ниже жилого помещения.

2. Выставочные залы, принадлежащие МСХ сделать бесплатными.

3. Вернуть деньги, отобранные в кооперативе «Художник».

4. Вернуть льготы членам МСХ.

5. Учредить на государственном уровне «институт Меценатства» и спонсорства.
 
6. Создать фонд «Наследие» одиноких художников.


Рецензии
Судя что богатеньким "новым русским" всякая культура-литература "до одного места"-то она им и не нужна./как тот кот из мультика :"Меня и здесь неплохо кормят..."Конечно ,могут поспорить,что за 30 лет их развитие осталось на уровне "позолоченого борова"и что это прямая деградация.А им хватает "свинок и грязи"-и больше они ни себе ,ни другим не хотят никакой культуры.

Ирина Давыдова 5   11.06.2023 18:39     Заявить о нарушении
Всё так, Ирина, грустно и безнадёжно
живопись похоронили, а я что-то вроде некролога написал...

Гарри Цыганов   12.06.2023 08:49   Заявить о нарушении
Похоронили не только живопись,но и всю культуру русского народа.То что предлагают нам сейчас "как высшее проявление культуры"-это,чаще всего,произведения для больных психов./посмотрите в инете их картины и сравните с теми,что покупаются как "великие"-один в один будет/Просто сейчас модно делать из молодежи психбольных.:(

Ирина Давыдова 5   12.06.2023 18:42   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.