Бесконечная история. 10 лет спустя. Глава 9

http://proza.ru/2023/05/24/1114 (Глава 1)
http://proza.ru/2023/05/25/350 (Глава 2)
http://proza.ru/2023/05/26/363 (Глава 3)
http://proza.ru/2023/05/29/437 (Глава 4)
http://proza.ru/2023/05/30/376 (Глава 5)
http://proza.ru/2023/05/31/409 (Глава 6)
http://proza.ru/2023/06/01/372 (Глава 7)
http://proza.ru/2023/06/02/512 (Глава 8)

Глава 9. Чертог вечности

Лита была уже в половине дня пути от Замка четырех стихий, когда в ее голову пришла неожиданная мысль.
Все и всегда говорят про то, что есть только две стороны: хорошее и плохое, положительное и отрицательное, добро и зло. И можно выбрать только одну из них. Нельзя находиться и там, и там. Но если есть хорошее и плохое, положительное и отрицательное, плюс и минус, то должна быть точка, где одно переходит в другое. Точка, где нет ни хорошего, ни плохого, ни положительного, ни отрицательного, ни плюса, ни минус. Точка нуля. Точка, при переходе через которую попадаешь на ту или иную сторону.
Этот вопрос не давал Лите покоя. Где та грань, которая разделяет хорошее и плохое, добро и зло, свет и тьму?
Когда желание узнать это у девочки стало по-настоящему сильным, перед ней внезапно открылся сверкающий портал. Лита, не раздумывая, шагнула в него... и словно провалилась в сияющую пустоту.
Когда сияние погасло, и Лита смогла увидеть то, что ее окружает, она была поражена. Со всех сторон ее словно окружал космос. Вокруг сияли звезды. Лита будто бы парила в невесомости посреди бесконечной дали, простиравшейся во все стороны.
Лита посмотрела вниз, себе под ноги, и увидела, что стоит в центре площадки, выполненной в форме светлой и темной змей, заглотивших хвосты друг друга и слившихся в форме знака бесконечности.
И тут абсолютную тишину прорезал голос:
– Приветствую тебя, Спасительница. Здесь ты можешь получить ответ на свою вопрос.
– Где я? – с удивлением вслух спросила Лита, оглядываясь по сторонам.
– Ты в Чертоге вечности, – ответил ей голос, разнесшийся эхом по всему пространству.
– А кто ты?
– Я Изначальный.
– Могу ли я увидеть тебя?
– Да.
На краю площадки, в месте, куда был обращен взор Литы, возник старец. Внешне он был поход на человека, но при этом отличался от людей. Было видно, что он живет уже много-много лет. Скорее даже не лет, а веков или тысячелетий. Он стоял неподвижно, завернутый в темно-красную мантию с высоким воротником, и смотрел на Литу пронзительным немигающим взглядом своих глаз, сложив руки перед собой. Его голову украшала золотая диадема с единственным камнем посередине. От всей его фигуры веяло мудростью и бесконечным спокойствием.
– Это ваш дом? – спросила Лита, переходя на «вы».
– Мой дом везде в пространстве и всегда во времени, – ответил старец. – Страна Фантазия очень древняя. Намного древнее, чем ты можешь себе представить. Она создана детскими мечтами, представлениями, воспоминаниями, а они были еще у древних людей, которые занимались собирательством, охотились на мамонтов и гигантских оленей, а по вечерам собирались вокруг костров в своих пещерах.
– Я думала, что самая старшая в Фантазии – Девочка Королева, – произнесла Лита. – Или Хранитель магии.
– Хранитель магии – младенец по сравнению со мной. Ведь магию открыли намного позже, чем научились мечтать. Я же видел первые фантазии самых первых людей. Что касается Девочки Королевы, она – мое порождение.
– Она ваша дочь? – изумилась Лита.
– Нет. Я породил ее силой своей мысли, когда количество детских фантазий стало увеличиваться с такой скоростью, что возникла необходимость упорядочить их. Однако ты пришла сюда не затем, чтобы изучать историю Фантазии. Тебя привел ко мне совсем другой вопрос.
– Да. Мне интересно узнать, есть ли грань, которая разделяет добро и зло? Можно ли не выбирать ни одну из сторон?
– Да. Можно не принимать какую-то одну определенную сторону. Можно быть Наблюдателем, смотрящим со стороны и не вмешивающимся в конфликт. Для этого нужно освободить свою душу от всех желаний, страстей и предрассудков. Стать равнодушным ко всему.
– Разве хорошо быть равнодушным? – спросила Лита. – Разве можно пройти мимо того, кто делает зло и не остановить его? Или мимо того, кому нужна помощь и не помочь ему?
– Вдумайся в смысл слова «равнодушие», – произнес Изначальный. – Равнодушие – это состояние ровной души. Души, которую ничто не может вывести из состояния покоя. Никакие потрясения не способны поколебать ее. Это состояние полного спокойствия, абсолютной невозмутимости, глубокой безмятежности. Разве это плохо? Я живу уже много тысяч лет. Я видел, как рождаются и умирают целые народы. Я видел великие войны и колоссальные природные катаклизмы, поглощающие бесчисленное количество жизней разных существ. Я видел, как Ничто разрушает Фантазию до самого основания. Но я не оставил своего поста Наблюдателя и ни разу не вмешался. Все должно идти своим чередом. Так было, так есть и так будет.
– Но как же... – Лита не могла найти подходящих слов и только разводила руками.
– Я понимаю тебя, – спокойно произнес старец. – Жизнь, смерть, любовь, переживания, сочувствие – для тебя это важно. Но все это имеет смысл для тех, кто живет мало. Вспомни: Девочка Королева не делает разницы между добром и злом, хорошим и плохим, не так ли? Как ты знаешь из рассказов твоего брата, древней Морле тоже было все равно, что происходит вокруг. Когда живешь так долго, начинаешь понимать, что все события где-нибудь и когда-нибудь уже происходили. Не в том же самом виде, конечно, но найти что-нибудь похожее можно всегда. Все приходит и уходит, после чего возвращается вновь. А я наблюдаю и не вмешиваюсь. Я нахожусь в той самой точке, где сейчас стоишь ты.
Лита еще раз опустила глаза и посмотрела себе под ноги. Тут она поняла, что стоит в точке, находящейся ровно посередине между белой и черной головами. В самом центре колец переплетенных змей. В той самой точке, где нет ни добра, ни зла. В точке нуля. Шаг в любую сторону привел бы ее либо к светлой змее, либо к темной. В точке пересечения цвет обеих змей был серым. Он отражал равнодушие и безразличие ко всему происходящему вокруг.
– Я знаю, зачем Девочка Королева позвала тебя, – продолжал между тем Изначальный. – Я даже знаю, что такое Нечто. Я могу победить его, как мог бы победить Ничто. Но я никогда не вмешиваюсь в ход событий. Я лишь наблюдаю.
– Может быть, вы хотя бы намекнете, что мне делать? – спросила Лита, глядя на Изначального.
– Нет, – ответил тот. – Это твоя задача, и только тебе ее решать.
Лита была в отчаянии. Она смотрела на Изначального, но при этом не могла сдвинуться с места ни на один шаг. Она будто приросла к серой точке, на которой стояла.
– Какой же смысл в ваших наблюдениях? – спросила она.
– Мне просто интересно. Живые существа регулярно пытаются придумать что-то новое или приспособить старое, считая, что у них обязательно выйдет лучше, чем у их предков. Кстати, иногда это даже получается.
– В чем же тогда смысл вашей жизни?
– В том же, в чем и твой, – ответил старец. – Ответ на этот вопрос весьма прост. Однако далеко не все понимают его. Многие ищут некий высший смысл в своей жизни. Некое предназначение. У кого-то смысл жизни заключается в накоплении денег. У кого-то – в обретении власти. Один хочет построить дом и оставить его своим потомкам. Другой мечтает отправиться в кругосветное путешествие. Однако все это мимолетно. Построил дом – и цель жизни пропала вместе с окончанием стройки. Получил власть, совершил путешествие – а дальше что? Жить надо дальше.
– Может быть, смысл жизни в помощи другим людям? В том, чтобы всем вокруг было хорошо?
– Хорошо? – рассмеялся Изначальный. – Что такое хорошо? У всех настолько разные представления о «хорошо» и «плохо», что угодить всем и сразу будет просто невозможно. Поверь, я проверял. Это было еще до появления Девочки Королевы. Общество быстро уничтожало само себя, когда каждый получал только то, что он считал хорошим для себя. Если же я вводил некие законы, которые должны были обеспечить выживание всего общества, обязательно находились те, кого они не устраивали. Со временем они объединялись, и тогда в обществе начинались войны. Невозможно было найти единый свод правил, который устроил бы абсолютно всех. Если я смягчал эти законы, они становились слишком расплывчатыми, и рано или поздно появлялись те, кто начинал толковать их иначе, чем задумывалось изначально, что в итоге тоже приводило к расколу.
– Тогда в чем? – настаивала девочка.
– В жизни нет финала, к которому ты обязан прийти, и это важнее тысячи придуманных смыслов. Зачастую все, что мы делаем в жизни, мы делаем для того, чтобы что-то получить потом. Однако у самой жизни нет «потом». Есть только «сейчас». Поэтому смысл жизни заключается в самом процессе жизни. В том, что она у нас есть. Не правда ли, очень просто? Внутри этого процесса мы ставим себе цели и достигаем их. Сейчас твоя цель – победить Нечто. Ты выбрала одну из двух сторон, но можешь изменить свое решение и остаться в стороне от всего.
– Нет, – твердо сказала Лита, глядя на Изначального. – Я не хочу.
– Это твое право, – ответил старец. – Ты хотела узнать, можно ли не выбирать одну из двух сторон. Ты получила ответ. Да, можно. Что делать дальше – решать тебе.
– Неужели вы не можете хоть чуть-чуть подсказать, что делать с Нечто? – в надежде спросила девочка.
– Нет, – холодно ответил Изначальный. – Впрочем, ты и сама знаешь, что делать. Хранитель магии и Магистр Школы четырех стихий рассказали тебе все, что нужно для выполнения твоей миссии. Прощай, Спасительница. Ты сможешь сделать все так, как нужно.
Лита вздохнула. В тот же момент вновь ярко вспыхнул свет открывающегося портала, а когда он погас, Лита стояла на том же самом месте, где не так давно прервался ее путь.

http://proza.ru/2023/06/06/481 (Глава 10)
http://proza.ru/2023/06/07/427 (Глава 11)
http://proza.ru/2023/06/08/428 (Глава 12)
http://proza.ru/2023/06/13/383 (Глава 13)
http://proza.ru/2023/06/14/380 (Глава 14)
http://proza.ru/2023/06/15/460 (Глава 15)
http://proza.ru/2023/07/14/1166 (Послесловие или Как писалась книга)


Рецензии