Софья и домовой в школе

Софья и домовой в школе
Слушайте, ну неужели до сих пор кто-то думает, что сказки учат чему-то хорошему? Что пока малыш читает сказку, у него формируется тяга к справедливости и все такое, а? Да бросьте, ребята, ничему такому сказки не учат. Вы почитайте их повнимательней, и маму криком позовете. Какая там справедливость… Предательство на каждом шагу, подлянки, грабеж и измены. Воровство там обычное времяпровождение, крадут друг у друга все, до чего ручонками дотянутся. Да что там воровство, редкая сказка обойдется без убийства с расчлененкой, а то и с каннибализмом…
И с добром в сказке, которое якобы в конце побеждает зло, тоже все запутано донельзя. Тут еще пойди – пойми, кто в сказке добрый – за наших, а кто злой – за ненаших. Без намека не разберешь, да и с намеком тоже, потому что оба действуют абсолютно одинаково: жульничают, хитрят и обманывают направо и налево. Спиной лучше ни к кому не поворачиваться, ни к злому, ни к доброму.
Ну и чему эти сказки могут научить? Да какой там доброте, не смешите. Ничему они не учат, просто забавные истории с выдуманными героями, где в конце обязательно победит Иван-царевич. Ясное дело, он то и был добрым.
Так что, если кто-то начал читать эту сказку о Софье и ее знакомом домовом по имени Степан и думает: ага, сказка… сейчас научусь чему-нибудь хорошему и светлому, заранее предупреждаю, пусть выбросит это из головы. Ничему полезному эта история не научит. Тут, все действующие лица, даже хорошие ребята постоянно плутуют, врут и безобразничают. И претензии по этому поводу даже слушать не буду, так устроена жизнь и в ней белые пушистики встречаются крайне редко. Мне, во-всяком случае, они не попадаются.
Впрочем, с чего я взял, что это сказка? Все действующие в ней персонажи – реальные лица. Главная героиня Софья, которой через неделю исполнится 9 лет, вообще моя внучка. Она, если что, уже 2-й класс заканчивает, какие уж в этом возрасте сказки. Я, когда заканчивал 2-й класс, сам уже такие сказки сочинял, что мой младший брат Сашка не знал, где спрятаться от кощеев и леших. В 9 лет человек уже осведомлен, что к его появлению на свет, ни капуста, ни аисты отношения не имеют. А вы сказки…
Уверяю вас, эта история правдива на 100%, просто социалистический реализм. А если кто-то споткнется на персонаже по имени домовой Степан, пусть лучше промолчит. Все знают, что домовые существуют.
В качестве пролога начнем вот с чего. Софье, как уже было замечено, скоро, 11 мая исполнится 9 лет. Она заканчивает 2 класс школы №2 и учится почти на сплошные пятерки. Редко четверка проскочит, да и то по трагической случайности. С подружкой Лизой, с которой они сидят за одной партой заболтаются и бац, будьте любезны – вместо пятерки четверка. А так, одни пятерки.
А вот ее старый друг домовой Степан в школу не ходил, пятерок не получал, сидел дома сиднем. Но это не мешало им с Софьей дружить.
Правда с годами стала проявляться одна неприятная закономерность, которая раньше была не так заметна. Софья росла, а Степан нет. Сначала Степан особого внимания на это не обращал, ну чуть выше Софья, и что? Потом, когда разница в росте стала заметнее, Степан стал прибегать к разного рода техническим приспособлениям. То в ботинках на толстой подошве придет, то в эти самые ботинки стельки потолще положит. Какое-то время эти штучки помогали ему не слишком отставать в росте от Софьи, но это не могло продолжаться долго. Правда, надо сказать, что Софья вообще для своего возраста девочка очень высокая, а среди девчонок своего 2-а класса вообще выше всех. Да и среди ребят мало кто смотрит на нее сверху вниз. Гораздо чаще она так разглядывает ребят. Так что, как ни старался Степан не отставать от своей подруги, наступили для него непростые времена, особенно, когда Софья смеясь и намекая на маленький рост домового, спрашивала, не взять ли его на руки. Домовой обижался и уходил, не прощаясь, а потом день или два не показывался, страдал в одиночестве.
Таково было положение дел перед началом этой небольшой истории, которую я сейчас расскажу.

Домовой Степан, обычно Софьиными школьными делами не интересовался. Спросит иногда, как дела в школе, и все, да и спросит таким тоном, что сразу понятно – ее дела в школе домовому по барабану. Он даже толком не слушал ответ Софьи, которая добросовестно начинала ему рассказывать, что за контрольную по математике она получила пятерку, что на физкультуре учительница Наталья Анатольевна посоветовала лыжи спрятать до следующей зимы, и что рыжий Паша из их класса опять дернул ее за волосы, и Софье было очень больно. Это все Степана не интересовало, он был убежден, что школа - пустая трата времени. Просто родителям нужно куда-то пристраивать киндеров, пока они на работе. Из детского сада их детей уже выперли, вот они школу и придумали. Не было бы школы, куда их девать?
А Софье школа, наоборот, очень нравилась, она любила туда ходить. Все ее друзья, за исключением Степана, учились в школе, где бы она с ними виделась, если бы не школа? В школе было весело, особенно на переменах. Но и на уроках ей тоже все было по душе. Она была прилежной ученицей, усидчивой и внимательной. Их классная учительница, Анна Эдуардовна, Софью всегда хвалила:
- Вот, ребята, - говорила она. - Берите пример с Софьи, с ее отношения к своим школьным обязанностям.
Софье было приятно, что Анна Эдуардовна ее хвалит и ставит в пример, но еще больше ей нравилось приходить после школы домой и устало говорить родителям:
- Сегодня день так себе…всего три пятерки получила.
Родители тоже ее хвалили, и только сестра Юля, которая хоть и недолюбливала Степана, с его оценкой полезности школы была согласна…Так вот, Юля всегда на Софьины успехи усмехалась и негромко, чтобы слышала только Софья, говорила:
- Ботана.
Юля училась в первом классе и училась средне. Не плохо и не хорошо, а именно средне. Оценок им в первом классе еще не ставили, чтобы не травмировать неокрепшую детскую психику, но ставить в пример Юлю никому в школе в голову не приходило…
Степана все эти пятерки мало заботили.
- Хоть пятерки, хоть шестерки, - говорил он, - от них умней не станешь.
- Шестерок нам не ставят, - поправляла его Софья, - пятерка – высший бал. Ну, если уж очень чья-нибудь работа (не только моя) Анне Эдуардовне понравится, она может к пятерке плюсик добавить. Или минусик (только не мне), если не очень…
…Но однажды в теплый майский день, когда Софья уже из второго класса видела третий, Степан вдруг спросил:
- Как дела в школе?
И спросил не обычным своим безразличным тоном, а таким тоном, что Софья сразу поняла, что Степану действительно интересно знать, как у нее дела в школе. Поэтому, вместо того, чтобы начать обстоятельно рассказывать Степану про сегодняшние успехи, Софья озадаченно спросила:
- А тебе зачем?
- Что зачем?
- Ну, как у меня дела, - пояснила Софья, - тебе же это фиолетово.
- Как у тебя язык поворачивается так говорить! – возмутился Степан, - да я спать не лягу, пока не узнаю, что ты сегодня из школы притащила три пятерки, две из которых с плюсом!
- Да? – с сомнением сказала Софья, - не знала.
- Так как дела?
- Сегодня не очень. Четверку получила.
- По какому предмету?
- По изобразительному искусству, - огорченно ответила Софья.
- По какому искусству? – удивился Степан.
- По изобразительному. Ну по рисованию, чтобы тебе понятнее было.
- А что ты не смогла нарисовать?
- Собаку. Анна Эдуардовна сказала, что поняла, что это собака только по собачьей будке. А еще сказала, что если такая собака появится в их районе, она переедет в другой. А четверку поставила за будку, которую нарисовал папа…

В этот день Софья как обычно около полудня вернулась из школы и поскольку была девочкой очень аккуратной и чистоплотной, то сразу вымыла лицо и руки с мылом. Потом разогрела в микроволновке суп с фрикадельками и пообедала. Посмотрела на конфету в вазе на кухонном столе и, вздохнув, отвернулась. Мама сказала, что если Софья не перестанет есть сладкое и мучное в тех количествах, в которых она ест, скоро станет, как Пумба. Что такое Пумба Софья не знала, но само слово «Пумба» такое, что поневоле начнешь следить за фигурой.
Закончив с обедом, Софья решила, что сейчас отдохнет немного на диване с планшетом, а потом сделает уроки на завтра. А там видно будет. Можно будет сходить погулять или посмотреть по планшету новый мультик. А если припрется Степашка, можно будет поиграть с ним.
Она свернулась калачиком на диване, укрылась пледом и включила планшет. Через пять минут она уже спала. Это Софьина способность засыпать еще до того, как голова коснется подушки, всегда умиляла ее родителей и раздражала сестру Юлю. Ну как так-то? Кто-то ворочается, считает до ста и обратно, но сна ни в одном глазу, а кто-то не успел упасть на кровать, как ему уже снится земляничная поляна. Не то чтобы обидно, а как-то…неправильно.
Поэтому Юля иногда могла…
- Соня! Ты мои фломастеры не видела?! Ой, ты спала, что-ли? Ну, извини.
Но сегодня Юля на продленке, домой вернется только вечером, так что Софья могла спокойно поспать, не опасаясь, что Юле захочется ее причесать. Утром Софья проснулась в семь часов только после того, как мама с Юлей поставили ее на ноги и отвели в ванную комнату. Когда любишь поспать, каждый день просыпаться в несусветную рань, это знаете ли, фотогеничности не добавляет…
Проснувшись, она посмотрела на часы и с удивлением поняла, что проспала целый час. Впрочем, особого значения это не имело, поскольку Софья никуда не спешила и не опаздывала. Час, значит час, но раз проснулась, то пора браться за дело. Она бросила взгляд на письменный стол, за которым она и Юля делали домашние задания и нахмурилась. За столом сидел домовой Степан и высунув от усердия язык что-то там творил.
- Степашка! – крикнула Софья. - Ты что там химичишь?
- Кто тебе тут Степашка? - Степан обернулся и посмотрел на Софью, - Просил же не называть меня так. Что за пренебрежительное отношение к моему древнегреческому имени, которое, знаешь, что означает? Не знаешь!
- Ну и что оно означает?
- Степан значит корона. Так что не надо так …Обращайся ко мне по этикету, Ваше Величество.
- Ваше Степашество, - обратилась к нему Софья, соскользнув с дивана и направляясь к столу, - что вы делаете за моим столом?
- Уроки, - ответил Степан. – Кому-то и трудиться надо, пока некоторые сони спят. Вот как корабль назовешь, так он и поплывет. Назвали тебя Соней, ты и спишь всю дорогу…
- Тебя забыли спросить, как меня назвать. Не поняла, какие уроки ты делаешь, ты же не ходишь в школу?
- Твое домашнее задание.
- Что? – закричала Софья. Она подбежала к столу и столкнула Степана со стула. Домовой, не ожидавший нападения, свалился на пол и заохал.
- Убила, - воскликнул он и затих.
Софья, не отвечая, лихорадочно перелистывала тетради, лежавшие на столе. До такой подлости домовой еще не доходил.
- Оживай, - приказала она, - и рассказывай, кто тебя просил делать за меня уроки, если ты в них ничего не понимаешь.
- Кто не понимает? – ожил домовой. – Что там понимать? Там и понимать-то нечего, детские задачки. Пока их решал, чуть не описался от смеха…
- Ты сейчас у меня обкакаешься, если я найду хоть одну ошибку, - пригрозила Софья. – Так, математику трогал?
- Трогал. Я с нее начал, - Степан вскочил на ноги и осторожно приблизился к Софье.
Софья грозно посмотрела на него.
- Тебе что, нечем заняться было? – спросила она. – Зачем тебе мои домашние задания?
- А если во мне проснулась тяга к знаниям? - спросил Степан. – Тогда что?
- А какая связь между твоей тягой к знаниям и моим домашним заданием?
- Ну, на первый взгляд может и никакой… А на второй взгляд, может, связь и есть. Во-всяком случае, я пришел, смотрю, ты как всегда дрыхнешь, в эту минуту тяга к знаниям у меня и включилась. Интересно, думаю, все ли я пойму из той лабуды, которой вас пичкают в школе или не все. Оказалось, у вас так все сложно, что вислоухий баран справится. Так что, я часть твоей домашки сделал и можно использовать это время для более полезных дел. Андестенд?
- Сейчас я проверю, что ты там сделал, - сказала Софья, уселась за стол и придвинула к себе стопку тетрадей…
- Так, мне нужно сделать домашнее задание по математике, русскому и окружающему миру, - продолжила Софья. - Ты до всего свои грабли дотянул?
- Не успел. Если бы ты спала, как всегда, 5 часов, я бы управился, а так, за час только главное - математику. Ну и в окружающий мир заглянул…
Софья вздохнула и открыла учебник по математике. Рядом положила свою тетрадь со Степановым решением.
- Задача: Бабушка испекла 27 пирожков и разложила их на тарелки поровну. Сколько пирожков на одной тарелке…
- Задачу сочинил идиот, - постановил Степан. – Он даже не знает, что 27 пирожков поровну не разложишь…
- Ну и сколько у тебя вышло? – Софья посмотрела в тетрадь. – Что значит, в первой тарелке 3 пирожка, во второй 2, в третьей 4 и в четвертой 5?
- Все, у кого есть хоть щепотка мозгов, решит так же, - авторитетно заявил Степан, - слушай. Первая тарелка для тебя, там 3 пирожка, больше тебе нельзя, ты и так девочка не худенькая…Ай, не щипайся!
- Ну а дальше?
- Дальше. Юле 2 пирожка. Она и 2 не съест, но для ровного счета положил ей два. В третьей тарелке 4 пирожка – маме, ну и папе пять пирожков. Скажи, грамотно разделил?
- Классно. 3+2+4+5, получается 14. А остальные 13 ты куда дел?
- Не спеши. Слушай, как обстоят дела с этими пирожками. Бабушка уже сама поняла, что дала маху с ними. Вам отошло 14 пирожков, так?
- Так.
- Какой бы прожорливой бабушка ни была, 13 пирожков ей не съесть, так?
- Так. Ну и куда она их дела?
- Один пирожок бабушка все-таки одолела, а два пирожка она отложила, чтобы взять с собой на работу. Угостит там кого-нибудь.
- Ладно, 17 пирожков ты пристроил, а 10 куда делись? – поинтересовалась Софья.
- Никто не догадается, - гордо ответил Степан, - один я знаю!
- Ну, шепни мне.
- Она спрятала их на следующий день!
Софья, которая с удовольствием бы посмеялась над решением задачи Степаном, если бы он не записал все это в тетрадь, размышляла, что ей сейчас делать. Может, что хочется больше всего, стукнуть Степашку этим учебником по макушке? Так ведь он умнее от этого не станет. И запись в тетради с этим гениальным решением тоже не исчезнет…
- Теперь, Степаньян, слушай меня внимательно, - медленно сказала Софья. - Эта задача была не по практическому домоводству, где бы ты не только расписал, кому сколько пирожков, но и мог бы даже поделиться рецептом, как испечь пирожки с капустой. Эта задача была по математике, предмету, в котором мы учимся считать, понимаешь?
- Уж не хочешь ли ты сказать, что я неправильно решил задачу?
- Жаль тебя огорчать, но с задачей ты не справился.
- Так, - деловито сказал Степан. - Аргументы, доказательства!
- Вот тебе доказательства: хоть ты и сказал, что 27 пирожков поровну не делятся, они очень даже делятся на три. И получается, если пирожки разложить на три тарелки, то в каждой будет по 9 пирожков. Это же просто.
- Просто, просто, - угрюмо повторил Степан, - все у тебя просто…
- Не гунди, Степчик. Понял что-нибудь из того, что я тебе сказала?
- Понял, не дурней паровоза.
- Ну, расскажи тете Соне, что ты понял.
- Бабушка разложила 27 пирожков в 9 тарелок, по три пирожка в каждой. Но у нее было только 8 тарелок, поэтому девятую порцию она положила в блюдце, из которого ее кот пьет молоко.
- Ну, можно и так, - посчитала Софья, - только зачем на девять частей…Ладно-ладно, поняла, не рассказывай, что придут соседи, друзья. Давай следующую задачу…Так, в сказке 18 страниц. Юра читает по 6 страниц в день, за сколько дней Юра прочитает сказку…
- Люди, сочиняющие такие задачи, оторваны от действительности, - объявил Степан.
- Ты написал, Юра прочтет сказку за один день. Но в условии задачи ясно написано, что он читает в день только по 6 страниц, значит, ему потребуется три дня. Как ты считал?
  - Соня, - проникновенно сказал Степан, - Кенгуру понятно, что если сказка интересная, Юра ее прочтет сразу, а если нет, то и читать не будет. Я решил, что сказка ничего, сносная, значит этот Юрик проглотит ее за раз. Чего там растягивать на три дня, согласись.
- Степаха, что ж ты какой бестолковый, а?
- Это задачи бестолковые, а не я.
- Повторяю для особо одаренных домовых, это математика, а не описание быта. В условия задач создатели учебника включают мальчиков, девочек и бабушек, просто, чтобы ученикам было интереснее их решать. Задача не про сказку, а про то, как число восемнадцать разделить на шесть.
- Тебе не угодишь, - посетовал Степан.
- Да простенькие же задачи, - покачала головой Софья, - чего ты тут наворотяпил? Если ты домашку и по русскому языку так же сделал, уши оборву.
- Не оборвешь, до русского языка я не дошел, - ухмыльнулся Степан.
- Твое счастье…
- Но успел прочитать задание по окружающему миру.
- И что ты там вычитал?
- Слушай и запоминай, тема «Здоровое питание»:
- Для нашего организма нужны специальные вещества, которые называются витаминами и минералами. Молочные и кисломолочные продукты, такие как молоко, йогурт, творог и так далее – это главный источник кальция, из которого, в частности, состоят наши зубы и кости, и который является важнейшим минералом, способствующим росту человека. Кальций также является основным компонентом некоторых полезных природных веществ, например, мела…
- Молодец, дальше не надо, сама прочитаю.
- Интересная тема, скажу я тебе, - задумчиво сказал Степан. – Оказывается в ваших учебниках встречаются полезные знания. Есть над чем задуматься.
- У нас все предметы такие, только и делаем, что задумываемся. Не знаю, почему у меня голова до сих пор не лопнула.

На следующий день домовой Степан застал Софью, горько и безутешно плачущей. Она не перестала рыдать даже когда Степан, желая обратить на себя внимание, громко топал и кряхтел, пока влезал в свое любимое кресло. Оно было широкое, на пять таких Степанов и он любил вальяжно в нем разместиться, свесив ножки через подлокотник. Софья, не прерывая плач, кивнула домовому и отвернулась. Софья всегда любила поплакать, поэтому Степан особенно не удивился, просто стал терпеливо ждать, когда она устанет.
- Опять рыжий тебя за волосы дернул? – спросил Степан через 10 минут, видя, что Софья не унимается.
- Неет, - горько ответила Софья и с новой силой принялась лить слезы.
- Так. На твой аккаунт меньше подписчиков, чем у Лизы? - выдвинул новое предположение Степан.
- Неет! – всхлипнула Софья. – Отвали, Степатый!
- А, как я сразу не догадался! Юле купили новый телефон, а тебе фигушки!
- Что? – насторожилась Софья. – Юле купили новый телефон? С чего ты решил?
- Ну, веснушки – погремушки… Так убиваться…Должна быть серьезная причина, - ответил Степан.
- Я четверку получила, - снова накуксилась Софья.
- Ох, Софья, съешь тебя колобок, напугала, - рассмеялся домовой, - я уж думал что-то серьезное. Четверку получила…ха-ха. Конец света!
Он увернулся от летящего в него плюшевого медведя и продолжил:
- Если бы тебя за четверку в угол ставили или на огород к бабушке батрачить отправили, я бы еще понял, а так…ну скажет твоя мама, ах-ах, что же ты, Сонечка, вот и все последствия… В карты сыграем?
Софья не отвечая, мрачно смотрела куда-то в угол, где, по мнению Степана, она должна находиться при получении четверки. Она не слышала Степана, потому что вспоминала класс и Анну Эдуардовну на уроке математики. Что-то сегодня  их добрая учительница была подозрительной и злой.

- Эй, Софья – Несмеяна, - окликнул ее домовой. – Так за что четверка? Что ты опять не нарисовала?
- За домашку по математике, - ответила Софья, вытирая слезы.
- За домашку?! Не может быть, домашнее задание у тебя всегда блестит, как у кота…на пять с плюсом!
Этого Софья вынести не смогла и залилась слезами.
- Слезами делу не поможешь, - веско сказал Степан.
- А чем поможешь делу? – Софья прекратила рыдать и посмотрела на домового.
- Есть парочка вариантов, чтобы не было двоек, - объявил Степан.
- Какая парочка вариантов? - недоверчиво спросила Софья, - что ты в этом понимаешь?
- Побольше некоторых плаксивых девочек. Есть очень красивые способы избавиться от плохих оценок. Первый из них самый яркий.
- Школу сжечь? - хмуро усмехнулась Софья.
- С языка сняла, - признался Степан. – Нет школы – нет оценок. Но второй ты ни за что не угадаешь.
- Ну, выкладывай свой второй вариант, - скептически сказала Софья. – Взять тебя репетитором?
- Нет. Скажу, но только никому не слова.
- Ну, говори.
- Можно убрать из дневника твою четверку.
- Как убрать?
- Увидишь. Тащи сюда свой дневник.
Тащить дневник было незачем, Софья наклонилась к школьному ранцу, раскрыла его и достала оттуда дневник. Протянула Степану, который улыбаясь, сразу раскрыл его на той странице, где у Софьи красовалась четверка по математике.
- Смотри и учись, как надо поступать с оценками. Четверка станет пятеркой, - Степан подмигнул Софье. - Алле гоп!
Он провел рукой по четверке, которая была крупно вписана в клетку для оценок и даже чуть-чуть из нее вылезла хвостом. Степан убрал руку и Софья уставилась в дневник. Четверка осталась четверкой и кажется, стала немного ярче, чем была.
- Ну и где твоя пятерка? – спросила она, посмотрев на домового.
Степан нахмурился, пробормотал что-то себе под нос и снова провел ладонью по четверке. Как была четверка, так и осталась, и Софье показалось, что она даже злорадно усмехнулась.
Степан оставил в покое эту четверку и переключился на другую, которая была по изобразительному искусству за собачью будку. С тем же успехом. Сколько не водил он рукой по четверке, она никуда не девалась и становилась только отчетливее и больше.
- Что-то тут не то, - озадаченно пробормотал домовой.
- Не вижу, чтобы четверки убрались, – колко сказала ему Софья, видя, что домовой замер.
- Да, как-то…, - почесал затылок Степан, - четверки почему-то упираются. Ладно, скорректируем процесс.
Он нашел глазами в дневнике пятерку, которых у Софьи было довольно много, и принялся колдовать над ней. Он провел ладонью по пятерке и убрал руку: вместо пятерки в дневнике появилась четверка…
Следующие пять минут Степан прятался от разъяренной Софьи в шкафу, откуда она пыталась вытащить домового за лохматые волосы. Когда Софья поняла, что кроме вырванных на голове домового волос из шкафа больше ничего не достать, она выбивалкой для ковров треснула Степана по спине. Домовой изо всех сил взвыл, всем видом показывая, какие муки он принимает, и Софья немного утихомирилась.
- Вылез оттуда! – приказала она. – И вернул мне пятерку!
- Драться не будешь? – спросил Степан, высунув наружу нос.
- Там видно будет. Пятерку верни.
- Не могу, - признался домовой. – Четверки прямо гвоздями там прибиты.

- Слушай, Софа, как ты смотришь, если я схожу в твою школу, - сказал Степан. - Не против?
Если бы Степан сказал, что на самом деле он не домовой, а бабушка Шошо, Софья бы не так удивилась.
- Куда ты сходишь? – решив, что она ослышалась, переспросила Софья.
- В школу. Что-то у меня возникли сомнения, что ваш учебный процесс правильно организован.
Софья недоверчиво посмотрела на Степана и засмеялась.
- Что смешного? – нахохлился домовой…
- Ничего, просто представила тебя в нашем классе. И глаза Анны Эдуардовны, когда она тебя увидит.
- А с чего ты решила, что она меня увидит?
Ах, вот что, подумала Софья, Степан решил проникнуть в школу невидимым. Он это умеет.
- Нафига… козе бизнес - ланч? Только не ври, что тебе и, правда, интересно, как у нас идут уроки.
- А что такого? – с обидой взглянул на Софью домовой. – Посижу, посмотрю, никто и не заметит, что это я, а не ты.
- Это как…я, а не ты?
- Ну как, я же вместо тебя пойду в школу.
- Тебя не пустят.
- Даже вместо тебя?
- Ни вместо меня, ни вместо себя тебя в школу не пустят. Невидимкой разве что.
- Невидимкой не хочу. Хочу видимкой.
- Нет, серьезно, что ты там забыл, в школе?
- Серьезно, посмотрю, как и чему вы учитесь. На учительницу твою, Анну, как ее там дальше, посмотрю.
- Анна Эдуардовна ее зовут…
- На ребят из вашего класса гляну, а то ходим по городу – даже здрасьте не говорим.
- Где это ты по городу ходишь?
- Это я так, к слову.
- Повторяю специально для глухих домовых: тебя не пустят в школу.
- Не пустят глухого домового, а девочку – отличницу Софью пустят.
- Не поняла. Ты что в меня превратишься?
Степан не ответил, и через мгновение Софья увидела рядом с собой себя, только одетую в школьную форму. Софья нахмурилась и придирчиво оглядела свое отражение. Она сразу увидела, что в такой школьной форме Степана не только в школу не пустят, но могут из нее исключить совсем. Он школьную форму для девочек видно представлял себе по фильмам советских лет. Соня – Степан была одета в белые колготки и белый же с рюшечками фартук. На голове два здоровенных красных банта, каждый с ее голову. На ногах по колено резиновые сапоги зеленого цвета. Ну, хорошо, исключить – не исключат, но смеху будет до икоты.
- Ну как? – спросил Соня-Степан.
- Обалденно! – признала Софья. – А что это за орден на фартуке?
- Октябрятский значок, с Лениным, - гордо ответил Соня-Степан.
- Прикид у тебя чумовой, ничего не скажешь, прямо из кина про детство моей бабушки.
- Ладно, значок сниму, – обиделся домовой.
- Фартуки и банты сейчас в школе не носят, во-всяком случае в нашей. И резиновые сапоги в жару… Ты бы еще валенки обул.
- А что носят в вашей школе?
- Сарафан или юбка с блузкой. В общем, белый верх, черный низ. Не видел что-ли ни разу, в чем я в школу хожу?
- Где бы я видел? – огрызнулся Соня-Степан. – Прихожу, ты спишь уже после школы, как коала. Так что, схожу я вместо тебя в школу?
- А я куда денусь? Вместо тебя домовихой побуду?
- А ты отдохнешь дома. Считай, у тебя лишний выходной нарисовался. По сайтам погуляешь, свои видосы отрежиссируешь, а главное, никто зудеть над ухом не будет.
И ведь уговорил домовой Софью, и даже не слишком устал. А кому не хочется лишний выходной? Софья представила себя картину: она вдвоем с планшетом на диване, небрежно наброшенный на ноги плед, чашка чая и коробка конфет.
- А родители? – неуверенно сказала Софья. – Они сначала нас с Юлей в школу выставляют, а потом на работу идут.
- Когда родители свалят на работу, ты и вернешься, ключи у тебя есть. Детские проблемы.
- Кстати, есть еще одна детская проблема, - возразила Софья, хотя в душе уже согласилась на выходной. – Юлей зовут. Ее нужно в школу отвести.
- Ну я и отведу, не переживай, - пообещал домовой.
- Она тебя не раскусит? Смотри, Юлю у нас прокурором зовут, она на метр в землю видит.
- Не кипешуй, погрузимся. Отведу твоего прокурора в школу, не успеет статью подобрать.
- Ладно, - согласилась Софья. – Только вот что. Ты там в школе ничего и никого не знаешь, поэтому слушай меня этими штуками, которые ты называешь ушами. Старайся рот открывать пореже, а то ляпнешь что-нибудь, а мне потом с этим жить. Просто всех слушай и кивай. Твое место – третья парта у окна, рядом с моей подругой Лизой. Еще я дружу с Варей. Не делай там вид, будто никогда эту публику не видел, всем улыбайся. С мальчишками не связывайся, у нас там одни орангутаны, есть парочка ребят спокойных, но и тех легче убить, чем воспитать. Если Анна Эдуардовна спросит или вызовет к доске, скажи, что говорить не можешь, болит горло. На уроках не вздумай писать, что в твою умную голову взбредет, просто списывай у Лизы. Все понял, Степанида?
- Да ешкин кот, что там непонятного. Если у вас орангутаны учатся, то уж я по-любому справлюсь. Кстати, где у вас в классе мел хранится?
- Или на столе Анны Эдуардовны или в шкафу, на котором парусник стоит. А зачем тебе мел?
- На всякий случай, вдруг дежурным назначат.
- Не назначат, - успокоила его Софья. – Очередь кого-то из мальчишек…

…Так Степан проник в Софьину школу. Юля, хоть пару раз и посмотрела на Степана, который принял облик Софьи, косо, слова не сказала. Вернее одно слово сказала:
- Пока.
И ушла в свой класс, а Степан пошел искать свой. Ему пришлось бы искать его долго, потому что он не догадался спросить у настоящей Софьи ни номер кабинета, ни даже этаж, на котором учился ее класс. А без этих знаний можно долго ходить по этажам и коридорам, особенно когда никого не знаешь. Степан, с которым без конца здоровались ребята и девочки, пошел было за одной девочкой, которая крикнула ему:
- Приветики, Софи!
Но судя по удивленным взглядам, которыми встретили Соню-Степана в классе, куда он вошел вслед за девочкой, класс был не Софьин. Он сделал вид, что заглянул просто так, мимоходом, и спешно вернулся в коридор. Так бы он и бродил бы по этому коридору, если его не окликнула учительница.
- Софья, ты почему не идешь в класс? Сейчас урок начнется.
В тот же миг зазвенел звонок, и последние припозднившиеся ученики бросились бежать по своим классам.
- Иду, - тоненьким голоском пропищал Степан и зашагал быстрей.
- Куда же ты идешь? – спросила учительница, - если наш класс в противоположной стороне.
Она взяла Степана за руку и повела его с собой. Класс, таким образом, нашелся, оставалось найти свое место в классе. Но эта задача была попроще, чем отыскать класс, Софья предупредила, что сидит за третьей партой вместе с Лизой, своей подругой. Зайдя в класс, Степан нашел взглядом третью парту в первом ряду и пошел к ней. За партой сидели девочка и мальчик. Ну, девочка это понятно Лиза, а вот почему тут расселся этот пацан, непонятно.
- Брысь, - лаконично сказал ему Степан, сваливая на парту ранец с учебниками. Тяжелый этот ранец, просто жуть, как эти ученики его целыми днями таскают?
А мальчик, сидевший за партой, что-то не спешит освободить Софьино законное место. Тупит почему-то.
- Ну, я долго ждать буду? – спросил Степан.
Мальчишка недоуменно смотрел на Степана, словно тот говорил с ним на китайском. Пришлось, чтобы расшевелить этого тягомота, дать ему затрещину. Когда мальчишка, выскочив из-за парты, что-то заверещал, Степан отвесил ему другую плюху. Ничего, не будет по чужим партам ошиваться.
- Софья, да ты ли это?! – воскликнула учительница, которая, как выяснилось, наблюдала эту сценку. – Ты почему не идешь на свое место, а дерешься с Сережей? Придется тебе снизить оценку за поведение.
- Да, начало не очень, - подумал Степан, оглядываясь. –Тетя Соня не похвалит.
Он увидел, что в ряду парт, что располагались у окон, за третьей партой рядом с темноволосой девочкой было свободное место. Ах да, Софья вроде говорила, что сидит у окна. Девочка  круглыми глазами смотрела на Степана.
- Сейчас, ребята, мы дождемся, когда Софья, которая сегодня еще не проснулась, займет свое место, и начнем урок, - сказала учительница.
Ребята захихикали и не смолкали до тех пор, пока Степан не уселся за парту.
- Бонжур, Лиза, - сказал Степан, открывая клапан ранца. – Какой у нас урок?
- Математика, - вполголоса ответила Лиза, потому что учительница Анна Эдуардовна по-прежнему смотрела на них.
Степан достал учебник по математике, тетрадь и ручку и положил на парту.
- Положите тетради на край стола, я их соберу и перед четвертым уроком вам их верну с оценками за домашнее задание, - объявила Анна Эдуардовна.
- За что ты Серегу отлупила? – шепотом спросила Лиза, пока Анна Эдуардовна ходила по рядам, собирала тетради.
- Ха, было бы за что, убила бы, - ответил Степан и повернул голову в сторону Сереги.
Тот, увидев, что Софья смотрит, показал ей кулак. Степан в ответ показал ему средний палец.
- Так, Софья, ты никак не успокоишься? – Анна Эдуардовна, оказывается, стояла за спиной у девочек. – Положи свой дневник мне на стол.
Степан нехотя вытащил дневник, вылез из-за парты и пошел к учительскому столу.
- Положила? Теперь иди к доске, записывай условие задачи, - приказала Анна Эдуардовна.
- Пиши, Софья, в парке было 10 скамеек… Кто там шепчется! Выгоню из класса!...  Так, в парке 10 скамеек. Три из них покрасили, сколько скамеек стало в парке?
- Как было 10, так и осталось, - ответил Степан. – три крашенных, семь некрашеных.
Анна Эдуардовна кивнула.
- Правильно. Следующая задача: у тебя есть коробка конфет, в которой лежит 21 конфета. Сколько ты отдашь конфет своей соседке по парте Лизе и Сереже, чтобы у вас конфет было поровну?
Степан задумался.
- Одну Лизе, - ответил он минуту спустя. – А Сережа обойдется.
- Это будет поровну?
- Это будет справедливо.
- А Лиза с Сережей не обидятся? - первый раз за день улыбнулась Анна Эдуардовна
- Еще чего не хватало! – возмутился домовой. - Это мои конфеты! Лиза и одной будет рада. А Сережа пусть обижается, сколько хочет.
- Ты, Софья, сегодня сама не своя, - покачала головой Анна Эдуардовна. – Я уверена, что ты знаешь правильный ответ, но почему-то решила пошутить. Ребята, кто поможет Софье решить эту задачу. Лиза?
- Если бы у меня было 21 конфета, я бы Софье и Сереже отдала по семь конфет, - быстро ответила Лиза.
- Правильно, Лиза, садись, пять. А тебе Софья – двойка. Иди на свое место.
- За что двойка? – возмутился Степан. – Первую задачу то я решил…а.
Анна Эдуардовна строго посмотрела на бунтовщика:
- Сядь на свое место, - приказала она. – Пока что я здесь определяю, кому какую оценку поставить, без учета вашего мнения.
Недовольно бурча себе под нос, Степан пробрался к своей парте и уселся рядом с Лизой. Хмуро он посмотрел, как Анна Эдуардовна выставляет объявленные оценки в журнал, даже привстал немного.
- Ты почему мне конфет пожадилась? – тихо спросила Лиза. – Как плюшки мои лопать, так из рук вырываешь, а я, значит, одной конфетке должна радоваться, да?
- Да где эти конфеты? – так же тихо ответил Степан. – Когда будут конфеты, тогда я их и разделю.
- А чего ты на Серегу окрысилась? – поинтересовалась Лиза. – Единственный приличный мальчик в нашем классе. Он на мой аккаунт в лайке подписался.
- Да пофиг мне твой Серега, - буркнул Степан.
Звонок. Ребята загалдели еще до того, как Анна Эдуардовна сказала, что урок окончен. Степан одним из первых выскользнул в коридор вслед за Анной Эдуардовной. И пропал. Сколько ни искали Лиза с Варей свою подругу Софью, увидели ее только тогда, когда прозвенел звонок на следующий урок.
- Ты чего агришься? – спросил кто-то Степана на пороге класса. – Будто я твою любимую куклу сломал.
Степан поднял голову и увидел Сергея, преградившего ему путь.
- Отвали, - посоветовал Степан. – Не до тебя.
- Нет, ты скажи, - настаивал Сергей. – Что за наезды? Где я тебе на хвост наступил?
Степан, который только за один урок получил двойки по математике и поведению, решил, что для одного выхода в школу неприятностей уже достаточно, и аккуратно обошел Сергея по дуге. Но у Сергея видимо еще оставались вопросы и он схватил Степана за рукав сарафана. Пришлось Степану остановиться.
- Клешню убрал, - сказал он.
- В следующий раз следи за языком, - посоветовал Сергей и отпустил Степанов рукав. – И хваталками не размахивай. Я не всегда буду такой добрый.
- И что ты тогда сделаешь? – спросил Степан. – Бабушке пожалуешься?
Сергей вспыхнул и снова ухватился за чужой рукав.
- Храбрая, да?
Ответить Степан не успел, потому что Анна Эдуардовна вошла в класс и закрыла за собой двери.
Поэтому Степан быстро прошел к своей парте и уселся на скамью.
- Где тебя носило? – прошептала Лиза, но ответа не дождалась, потому что Анна Эдуардовна громко, на весь класс сказала:
- Софья, поднимись.
Степан поднялся.
- Ребята, у нас сейчас произошел неприятный случай. В классном журнале по всем предметам кто-то поставил пятерки нашей Софье за каждый день, включая дни, когда этих предметов в нашем классе не было.
Класс радостно загудел. Кто-то смеялся, кто-то охал, а кто-то из мальчишек даже свистнул.
- Я сейчас свистну кому-нибудь! Паша, ты свистел? – громко сказала Анна Эдуардовна.
- А чего сразу я…
- Только Софье? – спросил кто-то из задних рядов, - или еще кому-нибудь повезло?
- Только Софье.
Класс, немного еще пошумев, постепенно затих.
- Софья, ты не знаешь, в чем тут дело? – спросила Анна Эдуардовна
- Нет, - ответил Степан.
- А где ты была на перемене?
Степан молчал.
- Софья, ответь, что ты делала на перемене между уроками? – потребовала Анна Эдуардовна.
- Кота дрессировала, - наконец ответил Степан.
- Какого кота?
- Не знаю, черный такой, с улицы зашел.
- Ты с этим котом в учительскую комнату не заходила?
- Я видел Софью на перемене с котом, - сказал Сергей, и все повернули головы к нему. – Ни в какую учительскую она не ходила.
- Ничего не понимаю, - озадаченно сказала Анна Эдуардовна. – Софья и не могла зайти туда незамеченной, в учительской было много преподавателей, и никто никого не видел у нашего журнала. А вот черный кот действительно забегал. Побегал под столами в учительской и убежал. Если ты кота на это натаскивала, то у тебя получилось. Садись Софья, лишние пятерки мы уберем.
Степан присел за парту и посмотрел на Сергея, который с озабоченным видом копался в ранце.
- Сегодня, ребята, у нас будет диктант по русскому языку. Положите тетради и ручки перед собой, а все остальное с парт убираем.
- Опять диктант, - проворчала Лиза, сгребая в ранец все, что она выложила на парту перед уроком. – А ты что сидишь, будто тебя это не касается?
Степан вздрогнул и, посмотрев на тетрадь Лизы, полез в ранец. Он понятия не имел, что такое диктант.
- Пишем название, - сказала учительница. – Весенние грибы. И с красной строки…В лесу растаял снег…
Лиза, склонив головку набок, старательно выписывала слова в тетради, и Степан, повертев головой по сторонам, тоже склонился над тетрадью. Диктант шел минут тридцать, потому что Анна Эдуардовна выговаривала каждое слово чуть не по буквам и делала долгую паузу в местах, где должен быть знак препинания.
Когда сдали тетради, класс опять было загалдел, но Анна Эдуардовна волнения немедленно пресекла, вызвав к доске Варю. Урок продолжился повторением пройденных тем, с вызовом учеников к доске. Очень скоро пришел и Софьин черед покрасоваться у доски.
- Софья, напиши словосочетание - морщинистые складки.
Степан, косо взглянув на учительницу, взял мел и нарисовал на доске старческое, покрытое морщинами лицо. Получилось здорово.
Класс притих, разглядывая рисунок.
- Это что? – Анна Эдуардовна, не вставая из-за стола, повернулась к доске.
- Морщинистые складки, - ответил Степан.
Учительница нахмурилась, встала и подошла к Степану. Некоторое время Анна Эдуардовна переводила взгляд с рисунка на Степана, потом она, не говоря ни слова, вернулась к своему столу и принялась перебирать тетради учеников. Достав из стопки тетрадей тетрадь Софьи, Анна Эдуардовна раскрыла ее, и глаза у нее стали круглыми, как шарики для настольного тенниса.
- А где… диктант? – запинаясь, спросила учительница, не отрывая глаз от раскрытой страницы Софьиной тетради. – Это я, что-ли?
- Покажите, покажите, - загалдел класс, - ну пожалуйста, Анна Эдуардовна!
Анна Эдуардовна растерянно повернула тетрадь лицевой стороной к классу и те, кто сидел поближе смогли увидеть творение Степана. А посмотреть было на что. Диктанта там, и правда не было, но была картина, написанная тремя цветными пастами, черной, синей и красной. Картина изображала Анну Эдуардовну, пишущую что-то мелом на доске. На учительском столе стояла ваза с… грибами. И Анна Эдуардовна и грибы казались настоящими. А от мела в руке учительницы исходило сияние.
- Это не могла Софья нарисовать! – крикнул рыжий Паша. – Из нее художник, как из меня директор школы.
- Софья, кто это нарисовал? – спросила Анна Эдуардовна.
- Рыжий клоун Паша, - ответил Степан.
- За клоуна ответишь, - пригрозил Паша.
- Тихо, ребята! – прикрикнула Анна Эдуардовна. – Софья, объясни, почему ты вместо записи текста стала рисовать? А на уроке изобразительного искусства ты что будешь делать? Диктант писать?
- Не обязательно, - ответил Степан. – Может, задачей про конфеты займусь. А насчет диктанта… Вы диктовали, а я видела эту картинку. Анна Эдуардовна задумалась. Рисунок, выполненный Софьей, бесспорно, был хорош. Даже талантлив. Но ведь идет урок русского языка…
Ее размышления прервал звонок об окончании урока, и она отпустила ребят, так ничего и не решив. Впрочем…
- Софья, задержись немного, - сказала она, когда класс начал разбредаться.
Третьим уроком у них была физкультура, и ребята направились в спортзал.
Степан остановился возле учительского стола.
- У меня такое чувство, что ты не Софья. Девочка очень похожая на Софью, но не Софья, - сказала Анна Эдуардовна. – Два года ты учишься в нашем классе, но оказывается, я тебя совсем не знаю. По поведению на уроках ты всегда была одной из самых примерных учеников, если не самой, но сегодня валяешь дурака целый день. На уроке математики дерзила, на уроке русского языка вместо диктанта рисуешь, хотя всегда терпеть не могла рисовать. Что с тобой происходит? 
- День такой, - ответил Степан. – Геомагнитная буря. Из-за этого хочется что-то поменять в жизни, посмотреть на нее с другой стороны.
- Да? – потрясенно спросила Анна Эдуардовна. – Это ты сама пришла к такому выводу?
- Я вообще все сама решаю, - сообщил Степан.
- А с пятерками в журнале ты тоже…сама решила?
- Лично мне пятерки не нужны, - честно сказал Степан. – Но кое-кто сильно из-за них переживает.
- Родители?
- И они тоже, - уклончиво ответил Степан.
- Ладно, иди на физкультуру, - разрешила Анна Эдуардовна. – Четвертым уроком у вас снова будет математика, там и продолжим наш разговор…
Степан, пожал плечами, мол, не знаю, о чем еще говорить, и пошел к выходу.
- Софья, - окликнула его Анна Эдуардовна тихим голосом. – Твой рисунок очень хорош, ты знаешь об этом?
- Нет, рисунок неплох, но и только, - возразил Степан. – Светотени почти нет, рефлекса и полутонов не наложишь. Но школьной пастой много не накарябаешь…
  Степан вышел из класса и пошел искать спортзал.
Возле спортзала его ждали. Рыжий Паша стоял в дверях и мрачно ухмылялся.
Рядом стояли его друзья Матвей и Максим и тоже ухмылялись. Чуть в стороне стоял Сергей, но он хотя бы не ухмылялся.
- Софья, - сказал Паша.
- Я за нее, - ответил Степан.
- Ты в последнее время плохо себя ведешь, - скорчил гримасу Паша.
- Ц-ц-ц, - поцокал языком Степан. - Запиши в мой дневник.
Паша развел руками и оглянулся на своих друзей, мол, смотрите, хочу по-хорошему, но с ней так не получается.
- Так кто тут клоун? – спросил Паша.
- Дать зеркало?
- Да я тебе сейчас…, - уже без ухмылки крикнул Паша.
- Все протявкал? – уточнил Степан. - Тогда топай на физкультуру, сейчас звонок будет.
- Пацаны, панда научилась говорить, - процедил сквозь зубы Паша. – Ты чего, думаешь у тебя девять жизней, что-ли? Щас как дам по башке!
- Не трожь ее, - Сергей сказал тихо, но все услышали.
- Серый, не лезь, а то и тебе достанется, - предупредил Паша, и его друзья Матвей и Максим одобрительно кивнули.
- Спасибо, Сергей, - сказал Степан. – Сам…а разберусь. Извини, что набросилась на тебя утром.
- Да, ладно, - пробормотал Сергей.
- Вы закончили тут ворковать? – раздраженно спросил Паша и шагнул к Степану. – Можно вас перебить?
Это была его ошибка, которая впрочем, извинительна, он же не знал, с кем имеет дело. Он же думал это девочка Софья, которую всегда можно стукнуть, когда душа пожелает. Без особых последствий.
В глазах Степана зажглись опасные огоньки, но Паша, хоть и увидел их, но не оценил их как надо бы. Он протянул руку, надеясь ухватить Софью за ворот сарафана и подтащить ее к себе на расправу, но вместо ворота ухватил пустоту, а Софья, оказавшаяся, почему не перед ним, а сбоку, заехала пухленьким кулачком Паше под глаз.
- Ой! – сказал Паша и отступил на шаг, стараясь понять, почему Софья вертится, как волчок, а не стоит, дожидаясь, пока Паша ее стукнет.
Матвей и Максим, несмотря на то что были дружками Паши, весело заржали над своим другом. Сергей, сделавший было движение к Паше, остановился и с удивлением смотрел на бой.
- Ну, тебе абзац! – закричал Паша и ринулся в атаку на Софью.
А в следующее мгновение он уже лежал на полу и пытался сбросить с себя Степана. Может и сбросил бы, парень он крепкий для своих лет, но вмешалась Наталья Анатольевна, учитель физкультуры.
- Это что за рестлинг? Софья, ты ли это? Паша, ты ли это?! Ну-ка поднялись оба!
- Мы просто разминаемся, - пояснил Степан, поднимаясь на ноги.
- Я вижу…Ты почему не в спортивном костюме?
- Сейчас переоденусь, - пообещал Степан и побежал в спортзал.
- Хорош, - сказала Наталья Анатольевна, глядя, как Паша поднимает себя с пола. – А это что у тебя под глазом, фонарь, что-ли?
- Об дверь зацепился, - хмуро сказал Паша, отряхиваясь.
- Ну да, - задумчиво сказала Наталья Анатольевна. – Двери, они такие.
В спортзале, куда сразу после этих слов зашла Наталья Анатольевна, Софья стояла среди ребят 2а класса уже в спортивной форме, хотя непонятно, где она взяла эту форму, поскольку оставила портфель в классной комнате. Классный руководитель 2а класса Анна Эдуардовна обычно разрешала ребятам в дни, когда у класса была физкультура, приходить на уроки в спортивной одежде. Кто-то приходил, кто-то нет, и приносил спортивную одежду в пакете и переодевался уже в школе перед самим уроком физкультуры. В любом случае, так быстро переодеться, как  переоделась Софья, никто бы не смог, но Наталья Анатольевна не стала над этим задумываться и велела классу построиться в одну шеренгу. А если бы задумалась, то наверняка была бы очень удивлена, особенно если узнала бы, что из коридора Софья шагнула в сарафане, а в спортзал вошла в спортивной форме.
- Здравствуйте, ребята, - поздоровалась Наталья Анатольевна. – Сегодня, после разминки, мы с вами будем выполнять упражнение «бег на дистанцию 60 метров». Я покажу вам технику выполнения высокого старта, спринтерского бега и финиширования. Потом потренируемся, и вы пробежите на оценку. Сейчас все выходим за мной на школьную спортивную площадку.
- Пошли, лошадки, - сказал кто-то из ребят и класс лентой пошел за Натальей Анатольевной.
Бегали парами, мальчики с мальчиками, девочки с девочками, но когда подошла очередь Степана, оказалось, что девочки кончились, а остался один Паша, который, пока бегали мальчишки, стоял где-то за спинами ребят.
- Ну и ничего страшного, - сказала Наталья Анатольевна. – Побегут Паша с Софьей, а то у них разногласия в последнее время накопились…
Степан пожал плечами, а Паша хищно усмехнулся.
- На старт, внимание, марш! - скомандовала Наталья Анатольевна.
Софья со старта вырвалась вперед, но Паша держался рядом. Метров через 10 от стартовой полосы Степан вдруг запнулся и упал на дорожку. Все девочки вскрикнули, а мальчишки нахмурились.
- Подножка! – крикнул Сергей.
- Паша ударил Софью по ноге! – закричала Лиза, а Варя добавила:
- Софья разбилась!
Наталья Анатольевна торопливо направилась было к Степану, но сделала только пару шагов и остановилась. Степан лежал на беговой дорожке не дольше секунды, потом вскочил и бросился вдогонку за Пашей. Паша бежал изо всех сил, мчался быстрее ветра, но Степан неотвратимо нагонял его. Сначала между ними было три метра, Потом два, один и на самом финише Степан на десяток сантиметров обошел Пашу.
- Лучшее в классе время у обоих, и у Софьи и у Паши! – объявила учительница. – И это с падением Софьи…Ты не ушиблась?
- Да нет, не очень, - ответил Степан.
- Софья упала, потому что Паша сделал ей подножку, - возбужденно крикнул Сергей.
- Паша? - Наталья Анатольевна посмотрела на ученика.
- Никаких подножек я не делал, - огрызнулся Паша и обернулся к Степану. – Скажи, Соня.
- Я сам…а упала, - подтвердил Степан. – Неудачно ногу поставил…а.
- Странно все это, - сказала Наталья Анатольевна. – Я не про падение, а про результат бега Софьи. Ты у нас, извини, конечно, Софья, раньше бегала так, словно баржу за собой тащила. А тут ракетой летела.
- Верните нам нашу Софью! – со смехом сказала Анна Эдуардовна.
Она, оказывается, уже некоторое время присутствовала на уроке и смотрела, как бегает ее 2а класс.
- Вот-вот, - поддержала ее Наталья Анатольевна. – Я, конечно, очень рада, что Софья стала показывать такие результаты, но все это как-то неожиданно.
- А вот по математике результаты как раз наоборот, - посетовала Анна Эдуардовна, - хоть переводи ее снова в первый класс…Ну что ж, ребята, после перемены жду вас в нашем классе.
И учительницы пошли в школу.
- Давно ли ты стала носиться, как сапсан? – спросила Степана Лиза.
- Ладно носится, она и рисует теперь, как Айвазовский, - добавила Варя. – Ты точно наша Софья? А то может тебя инопланетяне подменили? Нашу Софью забрали к себе, а тебя с планеты Сириус, попросили ее подменить, пока она там знакомится с жизнью звезд.
- Не ожидал, что вы меня так быстро разоблачите, - признался Степан. – Только Анне Эдуардовне не говорите, а то придется вас тоже на Сириус отправить.
- Нет, правда, Софья, признайся, как ты могла так измениться со вчерашнего дня? – спросил кто-то из девочек.
Паша, Матвей и Максим подошли поближе и тоже стали разглядывать Степана.
- А вам никогда не хотелось измениться? – спросил Степан. – Попробовать что-то новое, испытать себя? Не обязательно стать лучше, просто немного другими?
Ребята задумались.
- Хотеть-то, может, и хотели бы, - вдруг признался Паша. – Да как это сделать? Хотеть, не значит мочь.
- А ты, значит, захотела и изменилась? – недоверчиво спросила Варя, - да так, что тебя узнать никто не может?
Давно замечено, что девочки самые недоверчивые на свете люди.
- Захотела и изменилась, - подтвердил Степан. – Завтра захочу и снова стану прежней. А может, нет.
- Соня, ты прежде чем снова прежней станешь, покажи мне прием, которым ты меня на пол кинула, - попросил Паша.
- Мал еще, - отказался Степан. И Паше пришлось это проглотить.
- Пошли в класс, а то опоздаем, - предложила Лиза.
И ребята гурьбой пошли в школу.

Что-то я про Софью забыл. Про настоящую Софью, у которой сегодня выдался выходной день. Надо бы вернуться и посмотреть, так ли она довольна этим днем? Может, не все ей нравится? Может, она вспомнит, что ее основное занятие – учеба в школе, а у домового сидеть дома? А не наоборот. И как она не боится, что вдруг неожиданно вернется кто-нибудь из родителей и спросит, ты почему не в школе? Риск такого возвращения, конечно, был невелик, родители, очень редко уйдя на работу – возвращались раньше вечера. Они и на обед редко приходили, а мама, так вообще никогда. Но все-таки это возможно – неожиданное возвращение родителей. Забыть что-нибудь могут и вернутся, могут запамятовать, выключили ли они газ или свет в прихожей. Хотя нет, из-за света в прихожей они возвращаться не будут. В общем, опасность хоть и была небольшой, но все-таки была, поэтому Софья на этот случай подготовила легенду, что вернулась за учебником по математики. Чтобы ее внешний вид совпадал с легендой, Софье пришлось школьный сарафан не снимать, а ходить по квартире в нем. Толково, правда? Если бы переоделась в домашнее, а допустим, папа нагрянул домой, то возвращение за учебником не проканает. Так что, Софья все грамотно сделала. Немного неудобно валяться на диване в сарафане, но тут уж ничего не поделаешь.
Поначалу день ей нравился, несмотря на сарафан и необычные ощущения. Вернувшись в квартиру Софья сразу занялась делом. Нужно было выложить в своем аккаунте эпизоды из спектакля «Морозко», в котором Софья играла не кого-нибудь, а Марфушеньку – душеньку, и играла, так, что Инна Чурикова аплодировала бы, если бы случайно зашла на спектакль. Софью наградили отдельными овациями и наперебой предлагали продукты, потому что Марфушенька – душенька в исполнении Софьи на сцене что-то непрерывно ела.
Софья разместила короткие сценки со своим участием в аккаунте с ником в лайке «Королева Софья» и принялась режиссировать другие видео со своим участием. Это дело только кажется простым, а на самом деле требует много сил, терпения и главное времени. Поэтому прежде чем Софья решила отдохнуть и посмотреть что-нибудь развлекающее, прошло немало времени. Часы показывали 11.00, когда Софья переключилась на подарки ко дню рождения. Эти ролики тем интереснее было смотреть, что через неделю Софье самой исполнится 9 лет.
- Ну и что дарят взрослым 9-летним девочкам? – прошептала Софья, включая планшет.
- Так. Термокружку. Не пойдет. Мягкий плед с рукавами…Это для бабушки. Умные часы с шагомером…Ну, может быть. Сумочка или клатч…Это уже лучше…
Так Софья провела время до 11.30, после чего отложила планшет в сторону и задумалась. Не проходило у нее какое-то тревожное чувство, будто это она свет в прихожей не выключила. Покопавшись в себе, Софья поняла, что ждет неприятностей из школы, где домовой играет роль Софьи. И все бы ничего, да только сумеет ли Степан сыграть ее, Софью так же хорошо, как она играла Марфушеньку – душеньку. Ведь Степан тот еще актер. Вполне может забыть, что он девочка и вмешаться в драку с мальчишками. Может нагрубить Анне Эдуардовне, и она пошлет в дневнике привет родителям. Если вообще из класса не выставит.
Софья спрыгнула с дивана и нервно заходила по комнате. Хождение кончилось тем, что Софья схватила курточку и побежала в школу.

А Степан в это время сидел в школьной столовой и уплетал ватрушку, запивая ее яблочным компотом. Это была уже третья ватрушка, которую он ел, и все их Степан честно заработал. Две ватрушки он выиграл в карты у Матвея и Максима, а еще одну обменял на яблоко, которое нашел в Софьином школьном ранце.
- Что ты ешь? – спросила Лиза, усевшись рядом за стол.
- Ватрушка энд компот, - ответил с набитым ртом Степан. – Если ты понимаешь по-английски.
- Не лопни, - посоветовала Лиза.
- Слушай, Лизавета, у нас в классе стоял парусник, а где он сейчас?
- Уплыл, наверное.
- Нет, серьезно.
- А что, его на шкафу нет, что-ли? Вроде всегда там стоял. А тебе зачем?
- Да так, - уклончиво ответил Степан. – Видос с парусником хочу забабахать.
- Это как? – заинтересовалась Лиза.
- Не знаю еще. Бурлящее море и на гребне волны парусник…Что-нибудь такое.
- Туфта. Алые паруса еще присобачь. Ты лучше скажи, когда Марфушу выложишь? А то все обещаешь…
Телефон Лизы звякнул, сообщая о свежей информации. Она уткнулась в свой телефон и вскрикнула:
  - Ой, ты уже выложила? А когда ты успела, если сидишь тут и лопаешь ватрушки?
- Невелика премудрость, - ответил Степан, который понятия не имел, о чем ему говорит Лиза.
Лиза, соскочив со стула, убежала в коридор, а Степан пошел в туалетную комнату мыть руки. У самых дверей в туалет для девочек он остановился и вспомнил, что он только похож на девочку, а на самом деле ею не является.
Тут Степана, размышляющего, что ему теперь делать с жирными руками и нашла Софья.
- Выйди на улицу, - сказала Софья и торопливо прошла мимо.
- Чего тебе не отдыхается? – проворчал Степан и пошел к выходу.
Мимо них прошел первоклашка, вытаращив глаза. Наверное, решил, что у него от переутомления двоится в глазах.
- Зачем прискакала? – осведомился Степан, когда они скрылись за густым кустарником. – Тут все под контролем.
- Не знаю, - призналась Софья. – Но больше не хочу продолжать эту историю.
- Остался один урок, - сообщил Степан. – Математика. Как-нибудь продержусь без тебя.
- Почему математика? Должен же быть английский язык.
- Без понятия. Анна Эдуардовна сказала, что будет математика.
- На первой математике ты ничего не отколол?
- Как ты могла так подумать! – возмутился Степан. – я был образцом для подражания.
- Да? – недоверчиво сказала Софья. – И оценок никаких не было?
- Ах да, была одна, - припомнил Степан.
- Ну и?
- Двойка, - сокрушенно сказал Степан.
- Балда! Я так и знала.
- Зато по физре пятерка, - похвастал Степан.
- Это конечно, хорошо, но математика! – скорчила гримасу Софья. – Кошмар! Ладно, иди домой, вечером поговорим.
- Не могу, - отказался Степан. – У меня тут еще не все дела закончены.
- Какие у тебя тут дела? Все свои дела ты уже натворил. Вали домой, сказала, а я пошла в класс…
Звонок, прозвеневший в эту секунду, заставил Софью поторопиться.
- Софья, ты почему опоздала? – спросила Анна Эдуардовна, когда Софья показалась на пороге класса. – Ты сегодня просто фееришь!
- Она со своим двойником разбиралась! – крикнул Максим с задних рядов.
- Каким двойником? – удивилась учительница.
- Полшколы видело, как две Софьи шли по коридору, - промурлыкала девочка по имени Вика, которая с Софьей, мягко говоря, не дружила.
- Фантазеры, - улыбнулась Анна Эдуардовна. – Садись двойник Софьи.
Чтобы лишний раз не врать, Софья не стала оправдываться, а молча прошла за свою парту.
- В школе ватрушки еще остались? – с ехидной улыбкой спросила Лиза.
- Какие ватрушки? – не поняла вопрос Софья и Лиза махнула рукой, ладно, мол, какой с тебя сегодня спрос.
- Так, ребята, как я вам уже сказала, урока английского языка сегодня не будет, – сказала Анна Эдуардовна. - Поэтому вновь займемся математикой. У вас есть возможность исправить ошибки, допущенные на предыдущих уроках и, может даже улучшить текущие оценки. Это я тебе, Софья, говорю. Или ты думаешь, что тех пятерок, которые тебе наставил в журнал таинственный призрак, хватит на всю жизнь?
- Что? Каких пятерок? – Софью охватила паника.
Что тут произошло, пока ее изображал домовой?
- Забыла уже? – усмехнулась учительница. – Правильно сделала. Лишние пятерки я убрала, но ты можешь доказать, что вполне их заслуживаешь. Готова?
- Да, - неуверенно ответила Софья.
- Тогда вперед, к доске.
Софья прошла к доске и протянула руку за мелом. Но мела не было.
- Записывай условия задачи, - сказала Анна Эдуардовна.
- Нечем. Мела нет, - ответила Софья.
- Как нет? Там полно мела, я только вчера принесла пачку, - не поверила Анна Эдуардовна и подошла к Софье. – И, правда, нет. А в шкафу тоже нет? Что за фокусы? Похоже, барабашка завелся в классе. Кто у нас дежурный? Сережа, ты? Тогда сходи в учительскую и возьми еще одну коробку с мелом.
- А мне дадут? – усомнился Сергей.
- Дадут. Скажешь, что я тебя направила.
- Ладно.
- Пока Сережа ходит, слушайте задачу на слух: на большой льдине плывут 6 пингвинов, а на маленькой 2 пингвина. В какой-то момент льдины встретились, и с маленькой льдины на большую перебрался один пингвин, а с большой на маленькую два тюленя. Сколько пингвинов стало на большой льдине и сколько на маленькой льдине? Ну, кто ответит?
Над партами поднялся лес рук.
- Варя, скажи нам, - предложила Анна Эдуардовна.
- На большой льдине стало 5 пингвинов, а на маленькой три! – быстро ответила Варя.
- Садись, Варя, - сказала учительница. – Софья, ты согласна с Вариным ответом?
- Нет, - ответила Софья. – На большой льдине стало семь пингвинов, а на маленькой остался один. Потому что вопрос был про пингвинов, а тюлени в счет не идут. Правда, непонятно, откуда они взялись, эти тюлени…
- Молодец, Софья, правильно решила. Тюлени в этой задаче не считаются. Задача была на внимание, а не на счет. Будьте собраннее, ребята. Ну, пока Сергей где-то застрял, решим еще одну задачу: папа Карло смастерил 17 деревянных кукол. После того, как несколько кукол он подарил детям, у него их осталось 5. Сколько кукол папа Карло подарил?
Класс, конечно, быстро сосчитал, сколько кукол подарил детям папа Карло, но руки поднимать не спешил, опасаясь подвоха.
- Ну что, никто не знает? – огорчилась Анна Эдуардовна. – Софья, ты тоже не знаешь?
- Сосчитать нетрудно, 12 кукол, - рассудительно ответила Софья, подумав, что задача пришлась бы по вкусу домовому. – Непонятно только, в чем фишка.
- Какая фишка?
- Ну, он же шарманщик был, этот папа Карло, так? – спросила Софья.
- Кажется, да, - согласилась Анна Эдуардовна. - И что?
- Тогда странная задача. Шарманщик вместо того чтобы играть на шарманке, делает куклы и не продает их, чтобы на что-то жить, а дарит. Вообще-то папа Карло сделал только одну куклу – Буратино и никому ее не дарил. Вот я и думаю, в чем фишка? А если фишек нет, то ответ - 12 кукол он подарил детям.
- Вы у меня просто исследователи, а не ученики, - покачала головой Анна Эдуардовна. – Правильно, 12 кукол. Софья, на пятерку ты наработала, непонятно, что с тобой утром творилось. Не с той ноги встала, что-ли? Садись на место, утреннюю двойку ты исправила… А сейчас посидите тихо, я пойду поищу Сережу, если только наш гонец в другую школу не пошел за мелом…
Но не успела она сделать и пары шагов к двери, как на пороге появился гонец Сергей. В руках у него ничего не было.
- А где мел? – спросила его Анна Эдуардовна.
- Мела нет, - ответил Сергей, улыбаясь во весь рот. – Во всей школе. Кто-то стащил из шкафа учительской все запасы мела.
- Садись на место, юморист, - не поверила ему учительница. Она не стала закрывать дверь в класс, и быстро пошла по коридору в сторону учительской.
- Колись, это ведь ты мел взяла? – шепнула Лиза Софье.
- Ты чего, мухоморами объелась?
- Да я же видела, как ты после русского языка прятала в свой ранец мел, - улыбнулась Лиза. – Мне-то хоть скажи, зачем он тебе?
- Ты меня с кем-то спутала, - сказала Софья. – Вот смотри, открываю ранец, сунь туда свой длинный нос и скажи, есть там мел?
Софья открыла клапан ранца и вместе с Лизой заглянула внутрь. Там, в полиэтиленовом пакете лежала коробка с мелом…
Анна Эдуардовна вернулась из учительской комнаты обескураженной.
- Во всей школе кончился мел, - сказала она. - Сейчас за ним поехали, но сегодня нам придется обойтись без него…А это что за коробка?
На подоконнике ближайшего к доске окна лежала коробка с мелом.
- Так вот же наш мел! – обрадовалась Анна Эдуардовна. – Кто-то просто переложил его на подоконник, а мы не заметили. Ну, тогда все в порядке, ребята, продолжим урок.
Продолжить урок не получилось. Потому что не успела Анна Эдуардовна произнести последние слова, как прозвучал резкий звонок об окончании урока.
- Ничего не понимаю, - удивилась Анна Эдуардовна. – Звонок дали на 20 минут раньше срока. Ну что ж, раз так, занятия на сегодня закончены. Все свободны, до завтра…

Софья со Степаном сидели на лавочке напротив отдельного входа в начальные классы школы и делились воспоминаниями о наиболее ярких событиях дня. Степан был в своем обличии домового, за исключением одежды. На этот раз на нем был спортивный костюм  с надписью «Пума», тот самый на котором Степан бегал на физкультуре.
- Звонок на 20 минут раньше – твоя работа? – спросила Софья.
- Моя.
- А зачем?
- А так, из вредности.
Софья укоризненно покачала головой.
- Я и не знала, что ты рисовать умеешь, - негромко произнесла она. – Мне Анна Эдуардовна сказала, что выставит мой рисунок на школьный конкурс. Когда я ее спросила, мол, тот, что с будкой и собакой, она засмеялась и показала мне твой рисунок. С ней самой и грибами. Говорит, что у меня талант.
- А как я бегал на физре, она тебе не рассказывала? – самодовольно спросил Степан. – Как я на 60 метров лучшее время в школе показал?
- Про бег не сказала, а про то, что ты подрался с Пашей, рассказала.
- Да какое там подрался, - скорчил рожу Степан, - достал его разок джебом и всего делов.
- Фингал у него приличный.
- Это он с дверью что-то не поделил. А вот пробежался я на славу, даже запыхался.  Ты давай там и сама, ходулями шевели. А то я слыхал, что ты бегаешь, как садовая улитка. Тебя на финише даже не ждут, говорят, завтра прибежит.
- Бегу, как могу, - обиделась Софья. – Ты лучше давай, рассказывай, нафига ты мне пятерок в журнал наставил? Совсем мозгов что-ли, нет? Ты что думал, никто не заметит, что у меня каждый день на десять пятерок больше становится? Как ты это вообще провернул?
- Тут, да, я лоханулся немного, - признал Степан. – Хотел как лучше, я же не знал, что Анна Эдуардовна пересчитывает у вас все эти пятерки, как нищий пятаки у вокзала. А как провернул… Кота в учительскую запулил, и пока учителя гонялись за ним…
- Я же тебя предупреждала, никуда не лезь, поменьше высовывайся, а ты…Ты, Степанида, все сделал ровно наоборот. И еще этот мел! Зачем тебе мел-то понадобился? Я не знала, что мне врать Лизе, когда увидела коробку в своем ранце.
- Да как тебе сказать, - потупился Степан. – Если честно, то ты не поверишь.
- Мы с тобой сегодня столько врали, что один разок можно и честно.
- Понимаешь, прочитал я тогда в твоем учебнике про окружающий мир, что мел это кальций.
- Ну и что?
- А организму, чтобы подрасти немного, кальций нужен.
- Ты решил подрасти, организм?
- Ну да.
- Ах вот что. Милый мой, Степчик, тебя угнетает, что я выше тебя?
Степан, глядя в сторону, кивнул.
- Так ты для этого в школу попросился? – осенило Софью. – Чтобы в классе мел тиснуть, слопать его и вырасти как на дрожжах?
Степан героически молчал, но его молчание означало, что Софьина догадка насчет его налета на школу верна.
- Слушай, Степашечка, - тихо сказала Софья. – Ты бы хоть спросил меня насчет школьного мела.
- А чего спрашивать, мел и мел.
- Да нет, не мел и мел, - покачала головой Софья. – Нам еще в первом классе говорили, что этот школьный мел есть нельзя.
- Почему? – Степан повернул голову и уставился на Сергея, который выходил из дверей школы.
Выходил он как-то странно, озираясь и оглядываясь.
- Да потому, - сказала Софья, - что школьный мел состоит из мела только чуть-чуть. А основная часть это гипс.
- Гипс?! – вскричал Степан, не отрывая, впрочем, глаз от Сергея, который ускорил шаг, стараясь поскорее выйти за пределы школьной территории.
- Гипс. И если бы ты его съел… Пей лучше молоко, там кальция еще больше.
- Эй, Серега! – крикнул Степан. – Заверни к нам.
- Зачем ты его зовешь? – вполголоса спросила Софья.
- Ну, надо же предупредить его, что гипс есть нельзя, - ответил Степан.
- Так это он похитил в школе мел?
- Ну не я же.
- Чего вам, я спешу, - буркнул Сергей, подходя ближе. – А ты вообще кто?
- Дед Пихто, - сказал Степан. – Мел, который ты вынес из учительской, вреден для твоего хилого здоровья. Там в основном гипс, а не мел. Откусишь и все,…Амбассадор! Пей лучше молоко.
- Откуда знаешь? – нахмурился Сергей.
- Я, Кузя, в школу хожу, - пояснил Степан. – И читаю много.
- Понял, не дурак. Спасибо за инфу, Степан.
Сергей поклонился и его как ветром сдуло. Софья удивленно посмотрела на улетающего Сергея, потом перевела взгляд на Степана.
- Ничего не поняла…Это кто был? Не Сергей?
- Домовой по имени Кузьма.
- Я смотрю, в нашем классе одни домовые учатся. Он тоже вырасти хочет?
- Откуда мне знать? Догони и спроси, - ухмыльнулся Степан. – Может он дом белить собрался, у него в ранце мела с полтонны…
- Мне тебя хватает, чтобы еще с другими домовыми возиться… Пошли домой, Степанида.
- Пошли…И хорош меня Степанидой звать.
Они медленно брели по улицам города, направляясь к своему дому и обмениваясь редкими замечаниями. Только у дома Софья спросила Степана:
- Ну, что завтра пойдешь в школу?
- Ну ее, эту школу, сама ходи. Я там, кроме физкультуры, ни на что не запал. У меня дела поинтереснее намечаются.
- Какие, например?
- Канал хочу создать на ютубе и выкладывать видосы из жизни домовых. Как думаешь, соберу подписчиков?
- Ну, я-то подпишусь, - засмеялась Софья. – Только канал лучше в лайке лепи, ютуб – г…!
- Софья, что за выражения! – строго сказал Степан. – Дневник на стол! А насчет сайтов, кто что говорит. Разберусь. Ты поможешь, если что?
- Помогу. А ты мне с рисованием.
- Нивапрос.
Софья зашла в дом и пошла по лестнице к себе на третий этаж. А Степан исчез. Ну как исчез, просто пошел в дом к бабушке Софьи, где проживал. И живет до сих пор.

4.05.2023 г.


Рецензии