Авария с эпидемией

   06.10.2012 года.               

 Авария с эпидемией.
 
  Третий срок правит страной ВВП. За это историческое мгновение, судя по «правдивым» домыслам любителей шлепать по клаве, им были устроены акты тер в Москве, Осло, Дамаске, Бургасе, Авроре… А вот с монстром МЧС не совладал. Друг Сережа во время спрыгнул с подножки последнего вагона и пешком добрался до губернаторского кресла Подмосковья. Министерство по чрезвычайным ситуациям. Тут какая-то недоговорка. …«по созданию ЧС»? или «по предотвращению Чрезвычайных Ситуаций»? Или, может быть, «по сперва созданию с последующим устранением чрезвычайного случая»? Не хочу прослыть дилетантом и давать спецам спецрекомендации, а доложу, как было поставлено дело со спасением шахтеров при аварии. Может что-то и пригодится, и тогда не надо будет отрывать главу государства от резидентной работы в городе Бочаров Ручей, что рядом с поселком Сочи, чтобы он лично руководил ликвидацией всевозможных аварий.

  На шахте оформлялся  ПЛА – план ликвидации аварий. По каждой выработке (а их протяженность в шахте более 100 км) расписывался порядок действий ИТР и горняков под землей, технического руководства на поверхности, прибывших горноспасателей в случае возникновения различных видов аварии – взрыва, взрыва газа метана, взрыва газа метана и угольной пыли, внезапного выброса газа метана, внезапного выброса породы, горного удара, пожара, задымления выработки, отключения электроэнергии, затопления выработки, обрушения пород кровли, нарушения схемы проветривания и т.д. Этот ПЛА с сотней позиций согласовывался с горноспасательной службой, Госгортехнадзором, которые проводили внезапные (а не плановые с предварительным оповещением раз в три года – камешек в путинский огород) проверки готовности и знания плана на местах. По результатам проверки обязательный приказ – от лишения премии, должности до лишения свободы (не всегда условного). И система работала, несмотря на изъян – согласование проводили не оперативники ВГСЧ, зачастую сами погибавшие при ликвидации аварии, а некая интеллигенция от спасателей, не рискующая своей жизнью и перспективой поскакать на «хромой лошади из Перми» прямиком в Магадан. Не скрою, были дурмены, согласовывающие ПЛА посредством бутылки, но это им выходило боком и в клеточку с продольными полосками . Такая система безопасности удерживала количество «нулевых» (смертельных случаев) на 1млн добычи в пределах единицы. Если Вы заметили, я излагал суть в прошедшем времени.  Сейчас, при развитом капитализме идет семь смертей на тот же миллион тонн добычи. Может система порушена? Вижу ухмылки тружеников «Министерства по …» –  что он, умник (ну, в смысле – дурак) нам рассказывает? Мы это все знаем. Так почему тогда профукали ситуацию, людей загубили? Сейчас нашкодившие лоб расшибают, показуху гонят. Срочно, густо устанавливают по городу сирены, подрядчики потирают руки. Я жил в 1,5 км от места дислокации горноспасательного отряда и по звуку сирены (одной) узнавал об авариях на шахтах района. Сирена служит для оповещения людей, а не оглушения народа и должна неназойливо  располагаться  в легкодоступном для ее обслуживания месте. На фотографиях из траурного Крымска видна сирена, призванная напоминать, давить на сознание людей каждодневно, водруженная на какой-то столб в самом центре города.


  P.S. 31.05.2020 года. У меня не было намерения обнародовать сей раритетный манускрипт времен Рамсеса-12, но вселенский потоп, вызванный вирусной пандемией, заставил меня обратиться к артефакту. Медицинские МЧС всех стран оказались в провале, Всемирное МедМЧС – ВОЗ поныне там. Забиваю в поисковик «санэпидемслужба» разных стран. США – жирным шрифтом выделен «доллар». Великобритания – «монеты». В Казахстане есть такая служба. Киргизия – ноль. Грузия, Узбекистан – расформирована. Армения – на вопрос СЭС выскакивает ответ – ТЭС Разданская. Украина «задумалась о возрождении службы». Всемирный бедлам! В Израиле министерством здравоохранения руководил на протяжении десятка лет рав из гурских хасидов –  Лицман. В   медицине, естественно, – ни гу-гу, на вопросы по здравоохранению у него был один ответ: «С божьей помощью!». На предприятиях общепита и пищевой продукции, в магазинах надзор ведут представители рабанута, они следят только за соблюдением кашрута. «Русские» мясные магазины не имеют кашрутную лицензию и избавлены от поборов со стороны не чистых на руку надзирателей. Мне пришлось работать охранником в гостинице на Голанах, где обслуживающий персонал набран из местных. Друзы – порядочные, трудолюбивые ребята со своей, особой религией. Я с ними сдружился. Мне, как единственному «православному» иудею в коллективе, вменялось гостиничным кашрутником в обязанность утром включить на кухне горелки газовой печи, а вечером – выключать их. Вот такой сан-эпидемнадзор! Ожидаемо, лучше всех организована не до конца разрушенная служба в России. С энтузиазмом набиваю запрос «План ликвидации эпидемии» (ПЛЭ). Ответ – ПЛА. Окольными путями выхожу на не совсем то: «О комплексном плане мероприятий по предупреждению возникновения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих». А нам нужно не пассивное предупреждение возникновения, но активная ликвидация. Картина маслом! В этом плане комплексном  после перечня и выполнения многочисленных согласований, анализов, совещаний, проверок, оценок …выходим на пункт 5: «Организация противоэпидемических мероприятий. По результатам противоэпидемиологического расследования происходит выработка рабочей гипотезы причинно-следственной связи и разработка противоэпидемических мероприятий. Перечень этих мероприятий должен быть оформлен в «План противоэпидемических мероприятий по ликвидации очага инфекционной или паразитарной болезни». Если бы в угольной промышленности приступали бы к составлению ПЛА после самой аварии, то число «нулевых» исчислялось бы сотнями на миллион тонн добычи угля.
 
  Сейчас, когда буйство пандемии в разгаре, а китайские, американские и новосибирские шулера после шока не начали  тасовать колоду крапленых генов, чтоб наколоть человечество в очередной раз, следует выработать меры противодействия такой афере. Какой-то завкадрами как-то сказал: «Кадры решают всё!». В настоящее время этот вопрос решен – 50% населения считают себя вирусологами, остальные – классные эпидемиологи. Пройдет пандемия, плеяда этих «специалистов» самораспустится, что дальше? Как потом бороться с COVID-20… …50? Кадры решают все! Горно-лирическое отступление. Полвека назад мне одно время было поручено на шахте вдобавок к основной работе, заниматься и ПЛА. В институте нам читали курс «Правила и техника безопасности», в котором несколько часов отводилось на ПЛА. Поэтому всем подземным ИТР – горнякам, механикам, маркшейдерам, взрывникам, геологам и т.д. не в диковинку правила поведения при аварии в шахте – от надшахтных сооружений до самой крайней выработки под землей. Я, как профессиональный больной, и поэтому имеющий непосредственное отношение к медицине, предлагаю: всем студентам и учащимся медицинских учебных заведений (кроме факультета сангиг – санитарно-гигиенический, на котором получают полный объем знаний по рассматриваемому вопросу) читать курс «Основы вирусологии и эпидемиологии»; результаты сдачи экзаменов по указанному курсу передавать в райвоенкомат для получения военного билета; выдачу диплома об окончании учебного медицинского заведения производить по предъявлении военного билета. Поясняю свое «глубокомысленно»-подземное предложение. Спасением людей в шахте занимается ВГСЧ – ВОЕНИЗИРОВАННЫЕ горноспасательные части. Спасением людей на поверхности при аварии, эпидемии, во время войны должны заниматься ВОЕНИЗИРОВАННЫЕ медработники, как это было в СССР. Моя супруга до сих пор бережно хранит свой военный билет. В предстоящей войне институт медсестер не будет занят перевязкой раненых в окопах, а в случаях гибели командира, поднимать в рукопашную атаку бойцов. Ученные и оружейники, слава богу (или не приведи, Господь) обеспечат уничтожение противника на дистанции. Военврачам не надо будет разворачивать военно-полевые госпитали, чтоб в них пользоваться методами пироговской военно-полевой хирургии. Врагу куда проще будет послать в атаку военнизированную вирусобактерию или лазутчика-комара. Вот тогда пригодятся знания эпидемиологии врачам-медсестрам, которые в мирное время заглядывали в ухо, око, зуб и другие детали тела по нисходящей согласно списку. За работу, товарищи!


Рецензии