О суде согласно Священному Писанию

Тезисы из учения на школе Дмитрия Крюковского


1. Суд в экклесии и в миру

1.1 чем оправдываться и судиться с братом/сестрой - лучше смириться, признать, что я потерпел некоторый урон и простить (т.е. не выносить суд за пределы церкви)

1.2 с неверующими можно судиться в мирских/светских судах взывая о помощи к Господу

Матф.18:15-17 прежде чем распространяться о своих проблемах подойди к брату сам, обличи его и попытайся разрешить ситуацию в личном общении:
- если он услышал тебя, то ты снова обрел своего брата
- если нет, то возьми одного или двух братьев свидетелей: если он откажется, то тогда уже объяви об этом во всеуслышание внутри церкви (а если не послушает церковь, то считай его неверующим/язычником)


2. Суд и власть

2.1 правитель и судья взаимодействуют между собой: правитель судит царским судом, а судья также и правит (Пс 81).

2.2 Быт.18:25 Господь не должен судить праведного также как злодея. Основная цель суда: оправдать праведника, а не осудить беззаконника

2.3 Судить - это различать и отделять (святого от нечистого): 1 Пет.1:17, Иоан 5:22, Матф.25:31-32
Причины передачи власти от Отца к Ийешуа:
- чтобы почитали Сына как и Отца
- потому что Он и сын человеческий (ходатай и первосвященник, понимающий человека)
- но судить будет не Он, а Его слово (Он вложил в него Свою делегированную власть) Ин.12:48
Быт 19:9 Лот не имел власти судить извращенцев в Сдоме.
Исх 2:13-14 Моше не был поставлен как правитель и судья над евреями после того, как убил египтянина


3. Имеющий власть в определенной сфере также получает право судить в сфере своей ответственности (постольку поскольку это необходимо для осуществления правления). Но власть нельзя использовать для того, чтобы судить в той сфере, где ты не имеешь ответственности. Лк.12:48
Например, если тебя попросили присмотреть за ребенком, то ты также решаешь, что ему можно смотреть по телевизору, а что нельзя.

3.1. Независимо от имеющейся ответственности есть вещи, которые мы никогда не можем судить, например, это - конечная оценка характера и ценности человека (включая и самих себя);  Евр.6:1-2
1 Кор.4:5 Посему не судите никак прежде времени (прежде, чем придет Господь и сам рассудит и раздаст награды всем спасенным - 2 Кор.5:10)
1 Кор.10:31 все делайте во славу Божью (а если это не приносит славы Господу - то не делайте)

3.2 согрешивший брат может исправиться и тогда мы обязаны принять его обратно (2 Кор.2:6-10)


4. Мы можем судить согласно Слова:

4.1 свои плоды; свое поведение (не путать с характером) 1 Кор.11:28, свои взаимоотношения;

4.2 других, над кем мы поставлены и за кого несем ответственность (Евр.13:7,17 - гигэомэ: наставники, управляющие, главенствующие, начальствующие). Если в группе верующих нет управителей (пресвитеров и старейшин), то это нельзя считать экклесией (Деян.14:21-23)

4.3 моральные стандарты: свои собственные и других в общине (1 Кор.5:11 человек в осознанном грехе, который не покаялся никогда не освободится от того, что ему нравится)

4.4 начальствующих, но только при наличии 2-3 свидетелей (1 Тим.5:19, 3 гл.)

4.5 доктрины, учения, проповеди, которые не соответствуют Слову (Рим.16:17, 2 Тим.2:17-18)

4.6 лжеслужителей (апостолов, пастырей, евангелистов, пророков, учителей) Матф.7:15 по плодам их узнаете (эпигноско, где эпи в значении "после") их

О верности Тимофея - Фил.2:22: в оригинале там не верность, а докими: доказательство, испытание, проверка

4.7 дары и другие духовные проявления, например пророческое слово:

1 Кор.14:29 И пророки пусть говорят двое или трое, а прочие (пророчествующие) пусть рассуждают (диакрино, где диа - в значении: "через, раздельно, насквозь")

1 Ин.4:1 Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте (докимадзо - см. выше докими) духов, от Бога ли они


5. Подотчетность

5.1 Глава семьи выносит окончательный суд в семейных вопросах (хотя при этом муж советуется и взаимодействует с женой).

5.2 Невозможно вынести суд кому-то из чужой семьи минуя главу той семьи.

5.3 Если кто-то из общины имеет свое служение и команду, то он имеет право судить в своей команде.

5.4 Если кто-то из общины является главенствующим в определенной сфере, то он имеет право судить в этой сфере.

5.5 Тот, кто имеет локальное (интернациональное) служение может производить только локальный (интернациональный) суд. (Иер.1:10 НАД НАРОДАМИ И ЦАРСТВАМИ)


6. Как судить?

6.1 праведный суд должен соответствовать Слову

6.2 эмоции и слухи не должны влиять на суд - его необходимо производить на основе фактов:

Быт.18:20-21 ... СОЙДУ И ПОСМОТРЮ, ТОЧНО ЛИ они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет; УЗНАЮ.

Втор.13:12-15 ... ЕСЛИ УСЛЫШИШЬ о каком-либо из городов твоих, которые Господь, Бог твой, дает тебе для жительства, что появились в нем нечестивые люди из среды тебя и соблазнили жителей города их, говоря: «пойдем и будем служить богам иным, которых вы не знали», – то ты РАЗЫЩИ, ИССЛЕДУЙ И ХОРОШО РАССПРОСИ; и если это точная правда (СООТВЕТСТВУЕТ ФАКТАМ), что случилась мерзость сия среди тебя,...

6.3 невозможно судить человека, который не присутствует на суде, если прежде его не выслушали

Ин.7:51 судит ли закон наш человека, если прежде не ВЫСЛУШАЮТ ЕГО и не узнают, что он делает?

Деян.25:15-16 ... нет обыкновения выдавать какого-нибудь человека на смерть, прежде нежели обвиняемый будет иметь обвинителей налицо и получит свободу ЗАЩИЩАТЬСЯ против обвинения.

6.4 два или три свидетеля (Втор.19:15) - для меня* очевидно, что в древности этот принцип был очень трудновыполним в случае обвинения, например, в блудодеянии, что косвенно указывает на милость Божию и возможность покаяния даже в таком тяжком грехе.


*Мои дополнения:

7. В светском суде незнание не освобождает от ответственности, но различаются формы вины: умысел и неосторожность;

7.1 умысел означает, что обвиняемый понимал, что он совершает противоправное действие и заранее планировал его совершить - причем этот принцип работает (должен работать) не только в уголовных делах, но и в административных: например, если ты едешь по дороге в левом ряду и внезапно видишь перед собой яму, а рядом справа идет другая машина, и ты не успеваешь остановиться, то объезд по встречке будет вынужденной мерой (если этот маневр возможно произвести безопасно);

7.2 гражданская неосторожность (действие или бездействие) должна отличаться от профессиональной неосторожности (т.е. требуется определение лица, исполняющего профессиональные обязанности и то, что можно считать для него преступной самонадеянностью) хотя пока эти понятия можно найти только в судебных прецедентах (но не в нормативных актах);

8. Личность обвиняемого (потерпевшего) не должна влиять на объективность суда;

9. Необходимо различать незнание (грех по неведению) и забвение (пренебрежение законом):

- Матф.23:3 итак, всё, что они (книжники и фарисеи) велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо ОНИ ГОВОРЯТ, И НЕ ДЕЛАЮТ:

- Матф.12:1-7 В то время проходил Иисус в субботу засеянными полями; ученики же Его взалкали и начали срывать колосья и есть. Фарисеи, увидев это, сказали Ему... Или не читали ли вы в законе, что в субботы священники в храме нарушают субботу, однако невиновны? Но говорю вам, что здесь Тот, Кто больше храма; ЕСЛИ БЫ ВЫ ЗНАЛИ, что; значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных,

- Рим.2:12-16 Те, которые, не имея закона, согрешили, ВНЕ ЗАКОНА И ПОГИБНУТ; а те, которые под законом согрешили, ПО ЗАКОНУ ОСУДЯТСЯ (потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут, ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую) В ДЕНЬ, КОГДА, по благовествованию моему, БОГ БУДЕТ СУДИТЬ тайные дела человеков ЧЕРЕЗ Иисуса Христа.

10. Суд Господа нелицеприятен и непредсказуем, поэтому когда прецедент описан в Писании недостаточно подробно, то не стоит возводить его в принцип:

- бывает, что незначительный грех может производить катастрофические последствия, но согрешивший кается и Господь его прощает. Например, когда Доди устроил перепись в 2 Цар.24 гл.

То есть даже если это было повеление от Господа, то его все равно нужно было соотнести с мицвот: мидраш говорит, что когда производили первую перепись (в книге Бемитбар 1 гл.), то считали не мужчин, а монетки, которые они приносили как выкуп (по аналогии с выкупом за первенцев).

- а бывает, когда незначительный грех карается немедленной смертью (например, как с Ананием и Сапфирой в Деян.5 гл.).


Рецензии