Шумер и хурриты. Нахские этимологии

Шумер и хурриты. Нахские этимологии.

Cловом “шумер” называют древнюю область в низовьях Тигра и Евфрата. Современные учёные называют так и какой-то народ, который переселился в эти места во второй половине IV тысячелетия до н.э. Ни о происхождении этого народа, ни о его расовой и этнической принадлежности среди учёных нет единой точки зрения до настоящего времени.

Ещё в первой половине ХХ в. чешский востоковед и лингвист Бедржих Грозный утверждал, что “…шумеры пришли в Вавилонию с севера. Но их поселения на юго-западе от Каспийского моря не были их древнейшим местом жительства”. (См.: Грозный Б. Доисторические судьбы Передней Азии// Вестник Древней истории. –  1940. – №4. – С.43).

Эту же точку зрения высказывал один из самых авторитетных шумерологов Сэмюэль Крамер, указывая на необычно тесные отношения шумеров с расположенной на севере Араттой и на агглютинативный язык шумеров, “в какой-то степени напоминающий урало-алтайские языки”. (Крамер С. Шумеры. – М., 2009. – С.56).

Ясно, что пришельцы внесли в местный субстрат, в том числе и в местный язык, какие-то новые элементы. Но все самые выдающиеся исследователи древностей Месопотамии утверждают, что весь этот регион по своему технологическому и культурному развитию стоял гораздо выше пришельцев.

“В период неолита культура той области, которая позже стала называться Ассирией, ещё стояла значительно выше культуры стран, расположенных в низовьях Тигра и Евфрата, где условия для земледелия были неблагоприятными, пока там не стало использоваться искусственное орошение. Наиболее вероятно, что, по крайней мере, часть древнейшего населения принадлежала здесь к хурритам – группе племен, родственных по языку урартам Армянского нагорья. Язык хурритов имеет также в некоторых отношениях отдалённое сходство с языками народов Кавказа и Закавказья. Шумерские тексты III тысячелетия до н.э. называют рассматриваемые нами области “Субир”, аккадские тексты III и II тысячелетий до н.э. – “Субарту” или “Шубарту”, отсюда и название населения – субарейцы или шубарейцы. Большинство исследователей считает, что это шумеро-аккадское обозначение тех же племён, которые называли себя хурритами. Среди древнейших, может быть, легендарных имён правителей Ашшура мы встречаем, по-видимому, хурритские. …Судя по собственным именам, хурритский язык наряду с аккадским ещё долго (возможно, до конца II тысячелетия) был распространён в Ашшуре и в окружающих селениях…” (Всемирная история. Энциклопедия: в 10-ти томах. Т.1. – М., 1955. – С.311). 

С.Крамер пишет: “Название этих дошумерских поселенцев Шумера, конечно, неизвестно. …Хотя есть убеждение, что, по крайней мере, некоторые из них были известны в 3-м тысячелетии как субары (субарийцы). Об этом мы знаем почти наверняка; они были первой важной цивилизующей силой в древнем Шумере – первыми землепашцами, скотоводами, рыбаками, его первыми ткачами, кожемяками, плотниками, кузнецами, гончарами и каменщиками”. (Крамер С. Шумеры. – М., 2009. – С.54).

Это же утверждает и знаменитый археолог Леонард Вулли, первооткрыватель и исследователь одного из древнейших городов Междуречья, – Ура, об обитателях которого он пишет: “До сих пор не ясно, можно ли называть людей периода Эль-Обейда шумерийцами. Но одно совершенно очевидно: созданная ими культура не была бесплодной, она пережила потоп и сыграла немалую роль в развитии шумерийской цивилизации, позднее достигшей пышного расцвета. Среди прочих ценностей они передали шумерийцам и легенду о всемирном потопе. Это не вызывает сомнений, так как именно они пережили это бедствие, и никто другой не мог бы создать подобной легенды”. (Вулли Л. Ур халдеев. – М., 1961. – С.33). 

Внятного указания на семантику и этимологию термина “субир” или “шубир” (“субарту” или “шубарту”) в научной литературе не встре¬чается, кроме утверждения, что это место обитания народа “су” или “шу”, который “всё те же хурриты”. (И.М.Дьяконов прямо указывает, что район первоначального расселения хурритов назывался Су-бир. См.: Дьяконов И.М. Предыстория армянского народа. – Ереван, 1968. – С.13).

Между тем этимологию названия этого этнического и географического ареала можно объяснить, если исходить из лексического состава и структуры архаичного чеченского языка, родственного хурритскому и урартскому языкам. При этом следует также учесть термин “эдин.су” или “шу.эдин”, который в шумерских и аккадских текстах применяется к обозначению вы¬сокогорной Миайндоабской равнины, сердца страны маннеев – Аратты, колыбели позднейшего государства Урарту и местности, в которой достаточно убедительно локализуется эдем (райский сад). “Эдин” по-шумерски – равнина.

«В клинописных текстах встречается древнее месопотамское слово edin (эдин) (на шумерском) или edinu (на аккадском), впервые появляющееся в предании, повествующем о войне между месопотамскими городами-государствами Лагаш и Умма. Из контекста следует, что эдин – это открытая равнина, расположенная между враждующими городами, своего рода пустырь или невозделанная земля, целина. На этом основании ученые высказали предположение, что эдин означает “открытое пространство” или “невозделанная земля [целина]”, приблизившись тем самым к этимологическим истокам библейского Эдема. Кроме того, слово “эдин” встречается в крупном памятнике шумерского эпоса, известном под названием “Энмеркар и владыка Аратты”…» В этой поэме называется “эдин Аратты”. (Рол Д. Генезис цивилизации. – М., 2002. – С.65).    

Значит “шу.эдин” или “эдин.су” – это “равнина на горном плато”. Это следует, во-первых, из того же обозначения в древних текстах этих мест как “шу” или “су” (“шубир” или “субир”). Во-вторых, таково само географическое положение этой равнины, расположенной на высоте более 1300 м. над уровнем моря. И, в-третьих, термин “шу” хорошо со¬хранился в чеченском языке, происходящем от общего восточнокавказского пра¬языка, из которого вышли и хурритский, и урартский языки. Эти языки были распространены по всей этой местности с IV тысячелетия до н.э., а возможно и раньше, – историки просто не располагают данными о языках самарранской и убайидской культур Месопотамии, хотя родство самих этих культур с культурами северо-восточных горных ареалов уже доказано. Один из первых городов – религиозных центров хурритов, Уркеш, существовал уже в IV тысячелетии до н.э. (См.: G. Buccellati. Persistence of tradition at Urkesh. The Temple Terrace from Protoliterate to Mittani// Горы Кавказа и Месопотамская степь на заре бронзового века. Сб. – М., 2019. – С.340-354).
 
Шу, Шумер

В чеченском языке существует целый куст имён существительных, образованных от самого древнего термина “шу”, обозначавшего ладонь с расставленными пальцами, а отсюда и “пятерицу” вообще.

“Шу” – старинная чеченская мера длины, равная расстоянию между растянутыми большим пальцем и мизинцем. “Шун” – первоначально “поднос” (название произошло от того, что он поставлен на растопыренную ладонь), а впоследствии и “накрытый стол”, “угощение”. “Шо” – “год”, – на¬звание образовано от пятидневки (“шу”), добавляемой в конце нахского календарного года  (12 месяцев по 30 дней) для  соответствия природному циклу в 365 дней. “Шо” (с долгим о) – “зарубка”, “надрез”; первоначально – зарубка на четырёхгранном шесте, которую делал жрец для отметки прожитого года. “Шу” (с долгим у) – навершие холма или возвышенности, а также терраса на горе или воз-вышенности. “Шуьйра” – широкий – от расставленных широко пальцев или рук. “Шуьйта” – большое старинное селение в Аргунском ущелье Чечни, топоним, означающий “К месту в горах, где террасы” или “место на горном плато” (в источниках XVII – XIX веков называется также шубут). Такие же топонимы с тем же смыслом есть и в других местах – в чеченском обществе Беной (“ШутIа” - “К месту в горах, где терраса”), в ингушском горном обществе ГIалгIай (“ШутIие”), в Хевсуретии (“Шу тIи”).

Предполагаю, что слово, до сих пор не поддававшееся объяснению ни лингвистам, ни этнографам, ни историкам или археологам – “шумер”, произносимое часто “сумер” – может оказаться родственным слову, обозначающим страну и народ “шубарту” (“субарту”) или “шу” (“су”), которые считаются хурритскими, но существовавшим на пару тысячелетий раньше. Отсюда, вполне вероятно, происходит основной и исторически первоначальный субстрат населения Месопотамии, поскольку вторая часть этого слова, “мер”, – может оказаться “мар” – мужчина, муж, или же суффиксом для обозначения происхождения – “мера” или “тIера”, которые передают в нахском языке место происхождения, как “с”, “из” или “от”. Это не противоречит гипотезе С.Крамера, в которой он говорит о выпадении конечного согласного -р в именительном падеже как закономерности шумерского языка и о произнесении его в косвенных падежах. В нахском языке происходит точно так же: если название местности, например, шум или шу, то “из шума” или “из шу” будет звучать “шумера”.   

Таким образом, вполне возможно, что “шумер” – это “мужи с горного плато” или “люди с горного плато”. Тем более, что та часть населения Месопотамии, которую принято называть шумерами, пришла в низовья Тигра и Евфрата намного позднее, но называла себя не только “лу” (“люди”; на нахских наречиях это было бы “дающие” – возможно “дающие жертвы богу”, кем и считали себя люди в древности), но и “игиги” (“черноголовые”), а свою страну – “Калам” или “Кананг” (“Страна”). Поэтому совершенно неясно, почему словом “шумеры” сейчас обозначают более поздних пришельцев, к тому же, как считают многие, прибывших сюда морским путем.
 
Шу-Эдин, Эдем, Аратта

Имеющиеся к настоящему времени исторические, археологические и лингвистические исследования по материальной и духовной культуре междуречья Тигра и Евфрата позволяют утверждать, что действительный её источник находится, говоря словами Библии, в “Эдеме на Востоке”, за семью горами или “на седьмом небе”. Именно там, на восток от “места жительства” составителей Библии, за семью перевалами Загросских гор, “в земле восхода – Земле Дилмун – там, где восходит солнце”, велено было богами Ан и Энлилом поселиться Зиусудре (аккадскому Утнапишти, библейскому Noah-у) после потопа. Там и лежит ставшая легендарной, но вполне историческая страна Дилмун, земной рай, обтекаемый четырьмя реками. Именно здесь археологи находят следы перехода населения этого региона от кочевого образа жизни – к оседлому, от использования естественных укрытий – к строительству жилья, от охоты – к одомашниванию диких животных, от собирательства – к выращиванию растений. (См.: Шумер: города Эдема. – М., 1997. – С. 53-74). И именно отсюда около 10 тысяч лет назад началось волнообразное распространение предков многих народов, населяющих не только Малую Азию и Кавказ, но и обнаруживающих своё присутствие в разных масштабах в огромном ареале – от западных и северных оконечностей Европы до Китая и Индии на востоке, и даже в Америке.
 (Об этом свидетельствует открытие, сделанное в первой половине 80-х годах прошлого века С.А.Старостиным и признанное учеными-лингвистами всего мира. Согласно его теории, дополненной и развитой в последующем другими исследователями, существует Сино-Кавказская (или Дене-Кавказская) языковая макросемья. Эта семья включает в себя сино-тибетскую группу языков, северокавказскую (или просто кавказскую, поскольку кавказцы – это вайнахи, часть дагестанцев, и абхазо-адыгские народы), распространенную в Северной Америке группу на-дене, почти вымершие енисейские языки, а также изолированные языки: баскский язык, язык бурушаски (в горах Коракорум), нахали (в Индии) и недавно вымерший язык кусунда в Гималаях. Распад этой языковой макросемьи (учёные называют это дивергенцией) произошел примерно 10 тысяч лет назад. Кавказский же язык распался примерно 6 тысяч лет назад, т.е. как раз в то время, когда общие предки нахов и субарейцев (хурритов) стали терять связи из-за «растекания» – на северные склоны Кавказских гор одни, и на север Месопотамии – другие. В кавказскую языковую семью включают языки хурритов и урартов, хеттов, абхазцев, адыгов и черкесов, нахов и некоторых народностей Дагестана, а также удинский язык. Ареалы распространения носителей языков этой семьи наглядно показаны на образовательном сайте «Санта-Фэ» http://ehl.santafe.edu/maps5.htm).

Именно отсюда, с горных плато на северо-востоке Месопотамии, ещё до появления на исторической арене “черноголовых”, спустилась часть жителей этой горной страны вдоль реки Тигр  к самым её низовьям. Здесь шубарейцы (субиры, хурриты) создали достаточно развитую оседлую цивилизацию. С юго-запада на эту цивилизацию происходили постоянные набеги кочевников-семитов, которые, в конце концов, заняли часть этой территории. А во второй половине IV тысячелетия до н.э. сюда прибыли и “черноголовые”, – народ, который привнёс в местную культуру свою лепту, которая в большей мере относится к созданию письменности, нежели к возделыванию земли, орошению, ремёслам или религиозному творчеству, поскольку всё это здесь уже было. Ведь “черноголовые” не отринули ни аборигенных людей, ни аборигенных богов, – они лишь стали частью этой культуры, называемой ныне шумерской, хотя это верно лишь отчасти – термин “шумер” сейчас рассматривают в двух смыслах: как обобщающее слово для цивилизации и населения южной части Междуречья, что правильно, и как название той группы людей, что пришли сюда в конце IV тысячелетия до н.э., что не совсем корректно.

С.Крамер: “…Вполне доказано, что первые поселенцы в Шумере были не шумеры. Убедительное доказательство кроется не в археологии и не в антропологии, которые предлагают весьма неоднозначные и неокончательные результаты по этому вопросу, а в лингвистике. Название двух жизненно важных рек, Тигр и Евфрат, или идиглат и буранун, как они читаются в клинописи, не шумерские слова. И названия самых значительных городских центров – Эриду (Эреду), Ур, Ларса, Исин, Адаб, Куллаб, Лагаш, Ниппур, Киш – также не имеют удовлетворительной шумерской этимологии. И реки, и города, вернее, деревни, которые позже выросли в города, получили названия от людей, которые не говорили на шумерском языке”. (Крамер С. Шумеры. – М., 2009. – С.56).

Ему вторит и дополняет Дэвид Рол: “Ученые давно установили, что шумерская культура характеризовалась смешанным этническим составом. Главными ее составляющими были племена, говорившие на древнейших семитских языках/диалектах, и другая этническая группа, говорившая на собственно шумерском. Однако не исключено, что существовала и третья, более ранняя, группа, которую можно идентифицировать по древнейшим топонимам этого региона. Эти географические названия по своему происхождению не являются ни семитскими, ни шумерскими. Например, такие названия, как Идиглат (Тигр) и Буранун (Евфрат), не являются, по мнению ученых, шумерскими. По всей видимости, не являются ими и названия древнейших городов – Эриду, Ур и Киш. Такие расхожие слова, как рыбак (шухадак), крестьянин (энгар) и скотовод-пастух (удул), также, вполне вероятно, заимствованы шумерами из некоего туземного праязыка”. (Рол Д. Генезис цивилизации. – М., 2002. – С.146).

Надо сказать, что большая часть этих слов надежно этимологизируется посредством нахского языка, что свидетельствует о хурритском (шубарейском) их происхождении. Например, название реки Тигр (греческое Тигрис) в древних текстах – Аранцахи, Хиддекель и Идиглат. По нахски: Аранцахи – “Река, протекающая по равнине”, Хиддекель – “Водораздел”, Идиглат “Текучие земли” (“Илистая река”); одну и ту же реку в верховьях и нижнем течении вполне могли называть по-разному.

Или, к примеру, ни отечественные, ни западные шумерологи не берутся объяснить языковую принадлежность некоторых древнейших аборигенных слов, хотя в один голос утверждают о их нешумерском происхождении.
(С.Крамер называет несколько дошумерских слов, исследованных Бенно Ладсбергером, названным им «одним из самых проницательных умов в исследованиях клинописи». Ландсбергер назвал носителей этого языка «протоевфратами». Археологи называют этот народ  убейдами или обейдами по названию холма эль-Обейд, при раскопках которого впервые столкнулись с этой культурой. Большинство же историков, в том числе и сам Крамер, многократно высказывались в пользу того, что этот народ – субарейцы. См.: С.Крамер. Шумеры. – М., 2009. – С.55, Шумер: города Эдема. – М., 1997. – С.97).

Например, шухадак (“рыбак”) – осмелюсь утверждать, что оно имеет восточнокавказские (т.е. шубарейские, хурритские) корни: нахское шу – “рыба” – от той же “ладошки”, хадак – чеченское “хьадакх” – “вытаскивать”: “вытаскиватель рыбы”; удул (“пастух”) – чеченское “Iу” – (пастух) + “дан” (делать) или “дала” (давать).

Выдающиеся русские исследователи древних восточных языков И.М.Дьяконов и С.А.Старостин писали: “Хуррито-урартские языки, как мы попытаемся показать, представляют собой еще одну ветвь ВК [восточно-кавказских] языков. У них есть целый ряд лексических изоглосс с нахскими, почти столько же – с лезгинскими языками; меньше изоглосс с центральными восточно-кавказскими языками”. (Дьяконов И.М., Старостин С.А. Хуррито-урартские и восточно-кавказские языки // Древний Восток. Этнокультурные связи. – М., 1988. – С.165). Но вслед за этим они прямо и однозначно утверждают, что “…существуют … заимствованные слова в шумерском языке, которые могут быть приписаны восточнокавказскому источнику…” (Там же, с.166). К числу этих слов учёные относят в основном наименования нестепных растений, таких как “яблоня”, “слива”, “мята”, “шиповник”, а также “кизил”, кавказское название которого было перенесено на финик, некоторые другие слова.

Таким образом, есть все основания полагать, что первичным этническим массивом, лежащим в основании древнейшей цивилизации Междуречья, являются хурритские племена из горных ареалов Шубир/Субир. Именно на созданной ими материальной базе произошел взрывной расцвет древней шумерской цивилизации благодаря выдающейся роли пришедшего сюда племени игигов. Само же название “Шумер” (“[Мужи/люди] с горного плато”) и некоторая из известной части древнейшей месопотамской терминологии имеет достаточно надежную хурритскую (правосточнокавказскую) этимологию.


Рецензии
Да, вероятно дошумерское население Месопотамии могло быть древнехурритским. Слова, заимствованные шумерами от неизвестного нам языка древней Месопотамии, могут иметь лакские параллели.
Они попали и в семитские языки.

Северовосток 1   14.09.2023 22:00     Заявить о нарушении