Звучание русской души. Глава 1

     Звучание русской души.
Конечно, в России есть великое множество  прекрасных песен, созданных нашедшими друг друга поэтом и композитором, но песня бардовская прежде всего - органическое единство, слияние слова и музыки, в единой души рождённое. Словно выходит из глубины веков нечто нераздельное, что было и у древних греков, и у славян. И даже в том случае, когда звучит песня уже из уст другого исполнителя – потому что истинное творение переживает его сотворившего. Или…
 
Белые церкви светлеются издали,
Благовествуя о мире ином.
Живы ещё проповедники истины,
Радость моя, не скорби ни о чем.
Белые церкви исполнены кротости,
Ими доднесь освящается свет.
Радость моя, что кручинишься попусту —
Белым Церквам нынче тысяча лет.
Выжили вы, бессловесные зрители,
Бури прошли, расточились врази.
Сколько всего за века перевидели
Белые церкви, осколки Руси?
 
Прекрасная песня - здесь, разумеется, лишь малая часть её - о многострадальном Отечестве нашем. Созданная, судя по словам, вскоре после того, как опомнившаяся, наконец, Русь вспомнила о Крещении своём. В то время, что назовут  после «Вторым Крещением Руси». Многие услышали песню в исполнении, можно сказать, легендарной Жанны Владимировны Бичевской. 
А создал эти пронизывающие душу строки в честь Романа Сладкопевца имя монашеское получивший. Ему покойный Патриарх Алексий Второй разрешение дал лицо на кассетах и дисках показать – потому что песни автора Русь Святую отражают и проникают в души верующих. Наверное, Иеромонаха Романа немало людей знает, и слышали этот удивительный голос, с кассет и дисков звучащий.
Песни о том, как за душой «по пятам идёт погоня» - но всё это словно «растворяется»                в ночном пейзаже с «опрокинутым Ковшом»  на небе, когда «полночь Млечным путём опояшется, как омофором и луной покадив, наклубит паруса облаков». Судя по всему, лирический герой стоит «на краю» или перед судьбоносным выбором.
Или песня о Белом Храме над рекою – «алавастре чистоты».
Или эта песня (здесь, конечно, тоже только малая часть) о человеке, погибающем в пургу, напоминающая, наверное, как «в той степи глухой замерзал ямщик». Только глубже…
 
Я ладил и с евреем и с татарином,
И не стыдился Бога своего.
На жен чужих с гармоникой не зарился,
У шинкаря рубахи не пропил,
Чтил седину и первым в пояс кланялся,
Социалистов, правда, не любил...
 
Отразилась здесь, наверное, боль тысячи тысяч, у кого есть повод не любить, ненавидеть социалистов. Тех, чьих предков в годы окаянные «машина» НКВД переехала. Да разве это для кого-то «откровение»?!
Впрочем, мы о песнях говорим – и эта – лишь одна из великого множества примеров...
 
Русь называют Святою.
Поле, да лес, да вода,
Церковь над тихой рекою
И в два оконца изба.
Разрезал небо пополам
Закат багряной полосою,
И над Российскою землёю
Свет тихой славы просиял...
 
 А после говорится о том, что «молят усопшие Бога о заплутавших живых» и о том, что «в Недоступных Небесах за Русь свершается молитва» - и оттого Русь жива, Русь Святая.
Об этой истине неоспоримой вещал неповторимый голос того, кто тоже в честь Романа Сладкопевца имя монашеское получил. Он и друг его Алексей, в чьих руках гитара чудеса творила, к скорби великой, погибли в автокатастрофе уже четверть века назад.                А прекрасные стихи и звучание надмирных песен на Руси Святой остались. Вечная Память рабам Божиим Роману и Алексею…
 Отмоли меня, Пречистая, отмоли,
Хоть просить Тебя недостоин,
Но, под звоны всех колоколен,
Погибающего вдали,
Отмоли меня, отмоли!
 Разве эти слова, тоже песней ставшие, монаха Варнавы не о каждом из нас, тем более тех, кого в школе заставляли говорить, что «Бога нет»?! Не о тех, кого в партию, в огромного идола неоязыческого превращённую, загонять пытались  - хотя бы ради карьеры?!
Хочется снова произнести слова эти перед Образом Пречистой, каждого грешника жалеющей...
Разумеется, этими произведениями примеры не исчерпываются.
Бардовская песня о Боге, о Пречистой, о Церкви Православной. Авторов назвать можно, наверное, «церковными, православными бардами», говоря об изначальном значении бардовской песни.
Вышли из-под спуда идеологии кровавой, неоязыческой Образы Святые и зазвучали песни, как сказано Иеромонахом Романом, «благовествуя о мире ином». Как вышли  из-под асфальта святые источники, которые заглушить пытались… 
Наверное, это – вершина…
Но всё же есть о чём ещё сказать, вспоминая о веке двадцатом.
В следующей главе…
(Продолжение следует)
 


Рецензии