Придёт ли Ататюрк?

                «Сильного ненавидят, но не презирают».
               
                Гельвеций К.А.

             Обычно в свободной стране безразлично, как рассуждают люди о власти – хорошо или дурно. Поскольку в свободной стране обычно не бывает плохих последствий от этих рассуждений. Там же, где нет истинной свободы, последствиями плохих рассуждений являются бунты и революции. Они неизбежны и лишь растянуты во времени. Мы в полной мере это испытали за свою историю, но сейчас вопрос не об этом. Вопрос в том, будет ли у нас свой Ататюрк, который сможет по настоящему изменить нашу психологию и поведёт народ к мечте, живущей в сердце каждого гражданина нашей страны. Сделать это может только сильный человек, в полном понимании смысла этого слова. Такой человек, каким был основатель Турецкой республики Мустафа Кемаль – Ататюрк. Он не только основатель и созидатель Турецкой республики, он тот человек, который на руинах Османской империи, исламского общества создал светское государство, изменив психологию и менталитет целого народа. Он отнюдь не ангел, противоречивый человек, бушующий страстями и пороками, даже их поставивший на служение своему народу. В нашей стране сейчас практически каждый понимает, что нового Казахстана, обещанного нам с высокой трибуны, мы будем ждать до «нового пришествия Христа», увы, предсказания великого Машхура не сбылись, и мы будем пожинать то, что заслуживаем на данный момент. Я говорю на данный момент, поскольку ситуация может измениться в одночасье, так как в стране, где не уважают верховную власть, возможны любые диаметрально противоположные события. Потому что те или иные действия властей, которые они вынуждены совершать, ибо они власть, неизбежно приведут к конфликту интересов между народом и ими. Это та  власть, которая не уважает собственный народ, более того, они не в состоянии уважать даже себя, ведь они прекрасно понимают, каким образом эта власть им досталась. Могли бы вы уважать себя, победив в соревновании с заведомо бессильными соперниками, выиграв выборы в конкуренции с «политическими младенцами»?  Может ли уважать себя парламент, за который в лучшем случае голосовали 15-20 процентов населения страны? Вопрос отнюдь не праздный, ведь такая власть не имеет истинной легитимности в глазах народа. Следовательно, рано или поздно последствия этого выльются в гнев и неприятие народа. Это объективная реальность, с которой мы уже имели дело.  А тот, кто не уважает себя, не может понимать, что такое уважение как категория, следовательно, его действия всегда будут направлены на личное «эго», чтобы убедить себя, что он достоин уважения. Что мы видим и сейчас, ни одного действительно значимого для людей решения или действия, кроме высокопарных высказываний о том, что нас ждёт впереди.
           В этой связи хотелось бы обратиться к фигуре четвёртого казахского хана – Касыма. Это человек, который, имея безграничное влияние и авторитет в народе и элитах того времени, помноженные на возможности материального и военного характера, никогда не стремился не то чтобы перехватить власть или оспорить её у сына своего родного дяди, первого казахского хана Керея, Бурундука, а более того, он был покорен его воле и служил ему верой и правдой. Служил, потому что уважал, прежде всего, самого себя и свой народ и стал ханом только после того, как Бурундук решил посвятить остаток жизни служению Богу. Именно это взаимное уважение правителя и народа позволило ему поднять Казахское ханство на вершину могущества и процветания.  Даже те, кто ненавидел его, работали во благо государства, пример рода мангыт и извечных соперников  шайбанидов тому доказательство. Поймут ли наши власть предержащие и  иже с ними, что в этом заложен сакральный смысл власти и только в этом случае правители имеют возможность привести народ к процветанию и оставить на века о себе доброе имя. Примеров в истории не так много, но достаточно. А на что это уважение, продав его «за понюшку табака», за материальные блага для себя и окружения, променял Н.Назарбаев, сейчас понимают все, у кого есть серое вещество мозга. Вернёмся к Кемалю Ататюрку – грешнику, сотворившему то, что не удавалось святым и пророкам. Святые и пророки со времён сотворения мира хотели реальный мир превратить в рай земной, и ни один не достиг своей цели. Ататюрк решил мир религиозных постулатов и догм в одной отдельно взятой стране превратить в реальный светский мир с широким спектром переплетения религиозного и обычного мирского, при этом вернув величие своей стране. И взялся он за это дело в период тяжелейшего спада в империи османов. Начало двадцатого века после поражения Османской империи в первой мировой войне Ататюрк начал восстановление независимости Турции и создание республики. Хочу привести небольшую часть его высказываний: «… Эту нацию, которая в течении тысячелетий являлась благородным символом независимости, хотели ударом ноги сбросить в пропасть… Кто мог положить конец независимости Турции, покуситься на жизнь, честь и достоинство турецкой нации?...». По моему мнению, они в полной мере отражают всё то, чему решил посвятить свою жизнь Мустафа Кемаль Ататюрк. Он вернул туркам честь, достоинство и независимость в полной мере. Коротко о том, какие реформы он провёл, пройдя через неприятие, сопротивление, гнев и непонимание, чтобы представить, что пришлось ему сделать, чтобы турки вновь обрели своё достоинство. Он ввёл светское обучение в мусульманской среде, закрыл дервишские ордены, провёл реформу одежды, принял Уголовный и Гражданский Кодекс, ввёл латинский алфавит вместо арабской вязи, очистил турецкий язык от арабских и персидских заимствований, отделил религию от государства, дал избирательное право женщинам, отменил титулы и феодальные формы, создал национальный банк, создал национальную промышленность и т.д. Список можно продолжать, но главное не в этом. Главное в том, во что он верил и какую  цель ставил, сейчас её видит весь мир. Он шёл к этой великой цели, не сгибаясь и не притворяясь реформатором и отцом народа, он не лгал и не обманывал свой народ, он имел на всё своё мнение и никогда его не скрывал, даже если оно в тот момент больше мешало ему лично, он боролся и бился с сильными соперниками и врагами, и не устраивал кукольные представления. Простой пример, в стране, где все мужчины практически повсеместно носили бороды, он всегда чисто брился и носил прекрасные фраки и костюмы и изменил менталитет нации, он был настоящим националистом, а не претворялся им. Он уважал народы и государства и никогда не оскорблял их достоинство. Он не топтал флаг, проигравшей Греции, а поднял его и сказал слова в защиту народа, он наладил отношения сотни лет воевавшей с Турцией Российской империей в лице СССР и, благодаря сотрудничеству, создал национальную промышленность, ибо, как настоящий националист (человек любящий свою нацию) не презирал другие народы и нации. Резюмируя всё это, можно сказать, что он уважал самого себя, настоящего, а поэтому мог уважать других, даже врагов. И находил ключи к взаимопониманию. Видя это, его уважал собственный народ, более того, он его боготворил, но именно он сам Ататюрк, осторожно, но безоговорочно останавливал его от собственного возвеличивания и получил это величие и при жизни, и после смерти, и до ныне. Перед нашим народом и нашей властью не стоят такие сложные задачи, которые пришлось  решать нашим турецким братьям. Но мы упорно наступаем на те же грабли, которые в безграничной казахской степи отыскал «наш светоч», «великий и ужасный елбасист», Н.Назарбаев. Так и живём, не уважая себя, не уважая власть, которая, не уважая народ, пытается претворяться умной и дальновидной, ведущей нас дорогой в новый Казахстан, где будут жить одни уважаемые люди. А за что нам уважать себя? А за что нам уважать типа свою власть? А за что власти уважать народ? Если есть за что, скажите? Может я чего-то не понимаю? Или кто-то думает, что у нас сильная власть, потому что не побоялась стрелять в народ?  Хочу напомнить, в 2011 году тоже отдали приказ стрелять в народ. Тогда я написал стихотворение, посвящённое этим событиям, хочу привести некоторые строки: «Ломается время в Жанаозене/ Надрывно меняя дыхание страны/…Колышется ль нива/ Резвятся ли дети/ Идёт поколение зовущих к ответу/ Меняется время…/». Хотим мы этого или нет, но время действительно меняется, и новое поколение ищет ответы на многие животрепещущие вопросы. Новое поколение хочет видеть лидеров, которые должны и могут говорить с ними искренне, не стыдясь за свои поступки, лидеров сильных и правдивых, уважающих себя и народ, способных открыто и честно отвечать на все вызовы времени, лидеров, для которых истина, важнее нарисованных процентов и рейтингов. Потому что они хотят знать эту истину о себе и не боятся, чтобы её знал народ. У таких лидеров государство и общество живое, думающее, «ершистое», стремящееся вперёд. С таким обществом можно штурмовать любые преграды и бастионы. Как сказал один мыслитель: «…где пышно распустился цветок неправды, там мирно царит живая смерть». И  действительно в таком государстве не бывает прогресса, будущее его предопределенно и печально. Ведь в таком государстве, как будто всё обычно, но словно что - то мешает идти вперёд и мы топчемся на месте и не можем ни себе, ни миру  дать, что -то путное, стоящее, то,  чем будут гордиться будущие поколения. Мы словно что-то такое бутафорское, иллюзорное, словно в нас нет основательности, фундаментальности что ли. Понимаю, что это во многом это мои личностные ощущения. Но они искренние и небезосновательные. Как известно, выздоровление любого больного человека или общества возможно, если есть понимание сути болезни, сути проблемы. Особенно когда это проблема глубоко и увидеть её симптомы не очень просто. Важно чтобы каждый в нашем обществе стремился найти истину, ведь начало поиска истины это словно начало жизни, стоит нам остановиться,  и мы начнём путь в противоположный конец.


Рецензии