Глава 406. Глинка. Вальс-фантазия

Михаил Иванович Глинка
Вальс-фантазия
Государственный академический симфонический оркестр СССР
Евгений Светланов (дирижер)

Krestjanin: Лет тридцать не слышал эту жемчужину, и после такого воздержания получил мегатонный взрыв удовольствия. В старые времена эта фантазия исполнялась по всесоюзному радио едва ли не каждый день, и ведь не надоедала.

Mikhail_Kollontay: А вот интересно, по три такта — это Михаил Иванович сам придумал? музыка-то вся на 9/4. Ну, квинту он сознательно для захвата сердец эксплуатирует, он сам говорил. И ведь сравнительно раннее сочинение, это только поздняя оркестровая версия. А треугольник в неянычарской функции бывал до него?

sir Grey: Начну по порядку. 1) Опять глупый вопрос: где квинта? Я пропел все про себя, и услышал все интервалы, кроме квинты.

precipitato: В основе главной темы — квинта.

sir Grey: Неужели Вы имеете в виду первую и третью ноты? Я совершенно эту квинту не слышу. Тритон слышу отлично, а додуматься, что там квинта — абсолютно не могу. Неужели вы, композиторы, это слышите? У вас, значит, совершенно иное мышление, вы слышите ноты не по очереди, а все сразу. Действительно, как архитектуру.

Mikhail_Kollontay: В средневековой культовой музыке: тон речитации, вокруг которого много всего происходит, но тон речитации и официально существует, и реально как таковой воспринимается, а финалис, то есть тон окончания — отдельно. На соотношении этих двух тонов и зиждится средневековая модальная система. И, конечно, вещь оно умная, действенная и сегодня, хоть специально об этом люди думать и забыли.
 
sir Grey: 2) Что такое янычарский треугольник?

Mikhail_Kollontay: Трегольник — оркестровый инструмент, от которого краснеют щеки и уши (у меня, во всяком случае), по происхождению он взялся, как и некоторые другие, из янычарской музыки.

sir Grey: 3) А первая версия была написана для фортепиано? А оркестровка авторская? (уж больно хороша) А ноты для фортепиано есть?

Mikhail_Kollontay: Глинка написал да, для фортепиано, ноты легко найти, и сделал, кажется, три версии оркестровки, но первые две пропали, третья сделана спустя лет двадцать и представляет собой злостнейшее по мастерству сочинение.

sir Grey: Вообще, это единственный русский вальс. Прокофьев и Свиридов — уже вариации на тему.

precipitato: А про вальсы Чайковского Вы забыли? Они — уж никак не вариации на тему.

sir Grey: Я, конечно, забыл про Чайковского, и вообще, так, ляпнул что-то. Даже неловко, что Вы отвечаете на это. Но тут разное на Форуме пишут, я — не самый плохой...

DzhiTi: Спасибо разместившей запись Iolante.


Рецензии