Развитие или использование?..

    Одни думают, что чем сложнее объяснить какую-то науку, тем она необходимее обществу. Другие, наоборот, бесполезной считают науку, которой не может воспользоваться каждый. А тут уж смотря на какого каждого попадёшь!

     Можно попасть и на такого, который скажет, что чем проще объяснить науку, тем легче воспользоваться её предложениями. Фундаментальные науки ничего не предлагают. Они только всё объясняют. Или даже только пытаются что-то объяснить. 

      А вот науки прагматические, практические, прикладные могут предлагать людям способы использования знания. Например, психология предложила людям психоанализ и психотерапию. Вполне возможно, что психоанализ дядюшки З.Фрейда, простым способом можно объяснить, как изучение содержания индивидуального сознания.

      Изучение содержания индивидуального сознания полезно как самим людям не только с психическими отклонениями, но и с психическими зболеваниями, так и тем, кто имеет дело с названными отклонениями и болезнями, - практическим психологам, психиатрам и психотерапевтам. А кому полезно изучение содержания не индивидуального, а общественного  сознания?

      Некоторые мыслители утверждают, что изучение, в том числе и содержания общественного сознания полезно тем, кто собирается или его, общественное сознание, развивать, или его использовать.

      А нужно  ли для того, чтобы использовать общественное сознание, знать, в деталях, полностью, содержание общественного сознания? Тем, кто хочет использовать общественное сознание для достижения своих целей, часто некогда изучать, в подробностях, содержание общественного сознания.

      Те исследователи, которые знают, что субъекты использования общественного сознания, могут им хорошо заплатить за предложения по использованию, в достижении каких-то целей, общественного сознания, придумали очень простую модель содержания общественного сознания, состоящую только из трёх компонентов-составляющих:

      1. Ответы общественного сознания на воздействия на него, на общественное сознание. Или реакции. Бурные, которые в отношении индивидуального сознания, называют очень эмоциональными реагированиями или очень чувственными ответами.  Слабо эмоциональные ответы общественного сознания  на воздействия на него, иногда ещё называют латентными, скрытыми реагированиями. Если общественное сознание оказалось безразличным, индифферентным к какому-то воздействию на него, то данное воздействие не оставляет никакого следа в нём. В общественном сознании.

      2. Общественное мнение, то есть то, что отражается в результатах опросов носителей общественного сознания. Изменчивое общественное мнение состоит из отношений общественного сознания к воздействиям на него,  то есть  как из бурных, сильно эмоциональных, так и из латентных, скрытых ответов-реакций на воздействия. Тем, кто заказывает опросы общественного мнения, часто глубоко наплевать на подлинный механизм формирования общественного мнения. Заказчикам опросов общественного мнения часто подавай одни только цифры. Им не нужно рассказывать о том, как  очень часто бурные реакции общественного сознания  на воздействия на него, полностью  затухают в нём, а вот слабо эмоциональные, то есть латентные ответы на воздействия на общественное сознание, оставляют в нём глубокие следы и долго влиют на оценки каких-то общественных событий, фактов, явлений.

     3. Направления возможных общественных взаимодействий или общественных действий, относительно которых у носителей общественного сознания возникло-сформировалось общественное настроение, в том числе и ожидаемое теми, кто хочет не столько развивать, сколько использовать общественное сознание. Общественное настроение, в том числе и государственным деятелям, и политикам, но не обществоведам-социологам, проще всего объяснить, как степень готовности носителей общественного сознания к осуществлению каких-то конкретных общественных действий или общественных взаимодействий. Поддержать кого-то на митинге аплодисментами или одобряющими выкриками, проголосовать за кого-то на выборах, за кем-то пойти и сделать то, к чему он призывает, - всё это, может быть, не очень яркие, но достаточно точные примеры общественного взаимодействия или общественного действия.

     Тем, кто собираются не столько развивать общественное сознание, сколько его использовать, этих трёх составляющих содержания общественного сознания вполне достаточно, и им не нужно интересоваться тем, почему профессиональные обществоведы-социологи недовольны чрезвычайно простым объяснением общественного настроения, как степени готовности или неготовности носителей общественного сознания к совершению каких-то общественных действий.

     Те же из обществоведов-социологов, кто согласились с необходимостью очень простых объяснений составляющих общественного сознания, предлагают рассматривать только три вида возможных воздействия на общественное сознание: 1) запугивание носителей общественного сознания; 2) разъяснение чего-либо носителям общественного сознания (пропаганда); 3) побуждение, призывы носителей общественного сознания к осуществлению  каких-то общественных действий, или призывы не поддаваться на чьи-то уговоры (агитация).

     Кто-то из читательниц и читателей мог подумать, что когда автор данного эссе заикнулся о запугивании, он имел в виду носителей общественного сознания в стране, юго-западной по отношению к России. Увязывание запугивания, как воздействия на носителей общественного сознания с военно-политическим режимом, всё ещё существующим в юго-западной, к России, стране,  пусть будет оцениваться как личное мнение кого-то из читательниц и читателей.

      Автор же данного публицистического эссе хотел бы заметить, что обществоведы-социологи из эСШаА, когда говорят, что обогнали в своих исследованиях обществоведов из России, не знают, что именно в России разработана не трёхзвенная, а семизвенная модель общественного действия:

     1. Воздействие на общественное сознание, включая не только запугивание носителей общественного сознания, но и инструменты-методы развития общественного сознания. Пропаганда - это всего лишь один, односторонний, метод  воздействия на носителей общественного сознания, осуществляемого для обеспечения его, общественного сознания, развития.
Пропаганда развивает общественное сознание только в том направлении, которое нужно самому пропагандисту. Диалог, в отличие от пропаганды, является двусторонним методом развития общественного сознания. Он, диалог, отвечает интересам не только одной, но и другой его, диалога, стороны. Кроме диалога, запугивания, пропаганды, общественное сознание можно раздражать, вытеснять из его поверхностного слоя какие-то одни его составляющие и заменять их другими. В отличие от слова "замена" термин "подмена" содержит в себе отрицательные оттенки смысла. Заменяя одни составляющие общественного сознания другими, общественное сознание, действительно, можно развивать, а подменяя одни составляющие общественного сознания другими, например, фейками (ложью), общественным сознанием можно жонглировать или манипулировать.

     2. Возникновение общественного мнения по конкретным вопросам общественной жизни и общественных взаимодействий, общественных действий. В отношении конкретных событий, фактов, явлений общественной жизни. Например, Специальная Военная Операция - это событие, общественное мнение в отношении которого одно в России,  другое, - в Европе, третье, - среди носителей общественного сознания ив эСШаА, четвёртое, -  в Китае. И так далее.

     3. Кристаллизация или созревание определённого общественного настроения, то есть готовности к осуществлению определённых общественно ориентированных действий. Например, тех, кто разработал технологию цветных революций, можно назвать изготовителями определённого общественного настроения. Готовность молодёжи к участию во флешмобах, мгновенно возникающих, с помощью распространения в Интернете определённой информации, толп, в современных условиях легко преобразуется в общественное настроение. Или очень легко стало сейчас произвести подмену:  назвать готовность кого-либо участвовать во флешмобах полноценным общественным настроением.

      4. Возникновение повода к общественным действиям или осуществление инцидента. Раньше общественное настроение созревало очень долго, поэтому те, кто хотели бы использовать общественное сознание в достижении своих целей, старались не пропустить возникновение события, факта, которые можно было бы рассматривать в качестве инцидента или повода к осуществлению каких-то общественно ориентированных действий. Организаторы цветных революций, используя готовность, например, молодёжи к участию в разнообразных флешмобах, могут не только обращать внимание носителей общественного сознания на второстепенные и третьестепенные факты, как на инциденты, но и сами могут организовывать инциденты, поводы к осуществлению определённых общественных действий, таких, например, как майдан, две тысячи тринадцатого - две тысячи четырнадцатого годов в городе Киеве.

     5. Ускоренная и эмоциональная оценка инцидента, или повода, как того, что обязательно должно запустить определённое общественное действие. Здесь очень эффективным становится метод психического заражения. Организаторам ускоренной оценки повода или инцидента к общественному мнению, полезно иметь под своей рукой тех, кто сами легко заводятся и заводятся так, что их поведение становится заразительным для других.

     6. Определение и постановка цели перед носителями общественного сознания, как участниками возможного, в определённых обстоятельствах, общественного действия.

     7. Организация общественного действия, обеспечение его возможных участников всем необходимым для его, действия, осуществления, и выступление с призывом начать осуществление общественного действия.

     Вот как может выглядеть структура общественного действия, если перестать тратить время, нервы, усилия, прежде всего исследователей, на выявление отличий в понятиях "массовое сознание" и "общественное сознание". Вполне возможно, что в условиях интернетизации и цифровизации общественной жизни различия массового и общественного сознания или исчезли совсем, или стали такими незначительными, что учитывать их не стоит.

     И вполне возможно, что пришедшая к нам с Запада модель подготовки управляющих или менеджеров, готовящая их к осуществлению функций организации, планирования, мотивации, координирования, контроля и оценки, является не более эффективной, чем рассмотренная в этом эссе семизвенная модель общественного действия.

     Семизвенную модель общественного действия кто-то очень эффективно применил для организации майдана в соседней нам, юго-западной  стране.

     Теперь неплохо бы нам всем подумать, как семизвенную модель общественного действия применять исключительно в мирных целях и в условиях многополярного, полицентричного человечества, не только в целенаправленном использовании общественного сознания, но и для его развития!..          


Рецензии