Культура до христианской Руси

Культура  до христианской Руси
Сказка для взрослых

«Александр Пушкин был потомком европейских масонов, но он как никто другой понял Русь и принял её в своё сердце – за что его и убили»
Вводная
Слово «культура» родственно слову «кельт» и происходит от священного КлеттелК, КлоттолК, ТэйллйэТ, ТхайллйахТ – основа рода, главные родовые традиции  (К- основа, базис; Т- близкий, родной, свой; Л- длительность; ЛХ- вечность). И главное значение слова Культура – традиционность, то что привычно.  Привычное рождает положительные эмоции и укрепляет иммунитет (см: Основы природного оздоровления). Одной из основных традиций всех народов является общественное объединение, обычно этнос, национальность (от СтамматС – объединяющая сила; СтаннатС, СтатС – способность к идентификации, статус; ср: ТсеммесТ, ТсеннесТ).

Европейское масонство внедрило в умы людей теорию о искусственном происхождении генома, и о изначальном разделении людей на высшую и низшую расы, и все восточные и южные народы (начиная со славян) назначили в низшую; хотя уже тогда знали, что славяне – это не этнос, а традиции поклонению Солнцу и Солнечному Свету (СойллйоС – вечный свет; SlowwolS, SlavvalS – солнечные традиции; СколлокС, СКловволКС, ХловволХ – основа солнечных знаний; СуйррйуС – сотворение света)  которые, ни верованиями, ни религией назвать нельзя, поскольку это были почти точные знания о природе.

Эти знания были известны на всей земле до Потопа (произошёл около 12 тыс. лет назад) – и несколько тысяч лет после, и конечно, в теорию о Высшей расе никто бы не поверил, но масоны уже научились создавать правдоподобные теории, и привязали её к другой легенде – божественной. А эти предания говорят о том, что Высший Бог (боги) помогли людям выжить во время Потопа (хотя могли бы это и не делать) и выбирали для себя самых активных (умных) из которых потом и образовалась эта раса. Но масоны скрыли то, что убежищей на земле было много, и отбор вёлся среди разных народов, и что в последствие люди перемешались, а понятие ума сместилось к сознательному разуму (на основе которого развилась техническая культура) хотя на самом деле разум включает и подсознательные процессы тоже.

Относя славян к низшей расе (от РассаР – творение света; СрайарС – единый творец света) масоны сначала хотели отнести к ней и германцев (РэйгххгйэР, РэйххйэР – древнее творение, альпийский центр бога) так как долго не могли внедрить к ним свою агентуру.  Но начав организовывать в Альпах (БлайалБ – творец белых гор, центр былых гор) своё государство, в котором большинство было Германцев,  они изменили легенду, назвав их немцами (НэйммйэН – тайная сила) и причислив к высшей расе.

И если изначально масоны (атлы) в большинстве были тёмными, курчавыми и длинноносыми (южный морской фенотип) то теперь Высшей расой они назвали белую, автоматом зачислив туда всех французов, германцев- немцев, англо- саксов и даже итальянцев, так как именно Италия была их основной базой, даже при создании Швейцарии. Так же к Высшей расе были причислены (с некоторыми оговорками) белые арабы и иранцы. А чтобы не было никакого сомнения в том, что славяне и русские (в то время преимущественно рыжие, хотя много было русых , соловых и тёмных) это низшая раса, причислили к ним всех «рыжих» и из других стран – светлых персов и кавказцев, китайцев и индийцев, ирландцев и шотландцев, всех скандинавов, утверждая двойную ложь, что «рыжий цвет волос появляется при родственном кровосмешении и значит они все больные».

С тех пор об этой «расе» распускаются самые низкопробные слухи, как устные так и печатные, и пожалуй, нет ни одной книги, где бы рыжий был хоть не героем, но чуть-чуть положительным типом.
Делается это для того, чтобы все сколько-нибудь продвинутые люди, тщательно открещивались от них, и в своей культуре ориентировались на западную.  А по той причине, что Германия, в своё время, не допустила у себя революцию, такие же средства дискредитации начали применять и к ней, распуская слух о том, что русские всех истинных немцев уничтожили, а остались только потомки славян и скандинавов.
            
Однако, мы слишком увлеклись вскрытием причин, и отвлеклись от темы, заявленной в названии статьи. Но пусть это будет вводной частью.

Русское пространство
И так – вся Русская равнина от Карпат до Урала не имела внутренних ландшафтных  границ, и потому все люди в ней постоянно перемешивались, и возник единый типаж (фенотип и генотип) и хорошо всеми узнаваемый язык, основанный на звёздной организации и узелковой письменности.
Понятно, что на столь большой территории сохранить единое устное  произношение невозможно (а письменное часто ориентировалось на устное) поэтому, если в центре все хорошо друг друга понимали, то чем дальше к окраинам, тем больше он изменялся. А центром (статс, стан) на этой равнине была Среднерусская возвышенность, но кроме того было множество местных центров, расположенных на возвышенностях примерно более двухсот метров – там люди строили основные дома, где пережидали весенние разливы и прочие наводнения.
Но уже начали образовываться экономические центры, вначале как ярмарки, рядом с волоками и в пересечениях торговых путей, которые постепенно обрастали постоянными жителями – торговцами и разными мастерами. Это были будущие города.
И если раньше культурными центрами были обсерватории – астрономические места наблюдения за небом, то теперь стали преобладать имущественно- валютные интересы.

Традиции почитания Солнца переплетались с почитанием Луны,  отношением к окружающей среде  как одушевлённому началу, родовому хранилищу памяти о предках, преданиях о богах – и всё это складывалось в знания о видимой (явной) природе (ТэйввйэТ) и природе волшебной (ДэйввйэД). 
Суточная и сезонная цикличность сравнивалась с долгопериодичной космической цикличностью (часто катастрофической) что создало религию Круговращения Сансары (СаннаС – священное невидимое, СайррйаС, СрайарС – возрождение, бог возрождения) которая постепенно обросла  философскими идеями  и прочими  подробностями, сглаживающими инстинктивный страх смерти.

Масоны нас пытаются убедить, что до нынешних религий человек был безнравственный, и у него не было никаких законов, что является откровенной ложью. Ведь у них много достаточно образованных людей, чтобы понимать, что высоко нравственные законы существуют у самых «отсталых» человеческих племён, и даже у животных. И их возникновение зависит от постоянного общения (со всеми сложностями) и плотности населения вида.  А «высшие и более совершенные законы» так же далеки от совершенства, как и «законы обычного права» (основным критерием является мнение судьи) зато настолько запутаны, что разобраться в них могут только профессионалы (читай масоны). И если в древности любой суд был гласным и общественным, и опирался на «общественное мнение» (четвёртая власть), то теперь общественное заменено на корпоративное.

Современные знания о дохристианской культуре славян и руссов основываются на двух- трёх сомнительных христианских свидетельств, на которые нанизаны целые гирлянды домыслов,  от принесения в жертву детей, до людоедства.  Причём нет ни одного «домысла» хоть чуть-чуть облагораживающего эти народы. Для ведической культуры жертвы богам и людоедство в принципе невозможно.  Но, давайте по порядку.

Заселение Русской равнины
Человек произошёл в дороге. Именно подвижность, возможно развившаяся в инстинкт, стала определяющим фактором множественного перемешивания и двойного (дискретного) отбора. Эволюции Бог подарил Вечность, и она не спешила, давая новым существам прочувствовать себя.

То же самое происходило и на Русской равнине. Люди на ней жили задолго до потопа, но представить какими они были и на каком языке говорили сейчас уже невозможно. Находок археологии очень мало, а значит они могут быть случайными, язык же вообще – широкое поле фантастики.

Перед потопом примерно две трети окраинных  людей сдвинулись к ближайшим горам – Уралу, Скандинавии, Кавказу, Карпатам, Альпам – где перемешались с горными жителями.  А те, кто жили ближе к центру остались, делая убежища в своих домах. Этот процесс  был достаточно длительным, т.к. подготовка к потопу (вначале в виде обсуждений) началась за две тысячи лет до него.
После потопа они ещё долго жили в определённых Богом районах (РайаР – высшее творение; НойоН – скрытое место) ожидая пока происходит самовосстановление природы, потом начался процесс обратного заселения равнины. При этом приходила какая-то часть новых народов – по степи, морям и с западных Альп. 

Дороги
Большое количество лесов и равнинных рек предопределило развитие смешанной культуры, а так как водный транспорт всегда отличался большой грузоподъёмностью, то реки долгое время были основными дорогами. Русь, из-за большого пространства и холодного климата,  всегда отличалась небольшой плотностью населения, поэтому строительство дорог было делом трудоёмким. Грузы по сухопутью перевозили на вьючных животных или гужевым способом на волокушах. Такой способ всегда отличался высокой проходимостью. И только в сильно заболоченных местах (топях) делали дороги (гати) используя для этого смолянистые, не гниющие в воде деревья.
Для вьючных и гужевых перевозок использовали собак, оленей, волов, лошадей, а в волокуши и лодки бывало впрягались и люди.
По берегам рек, в местах большого движения, стелили гати и мостки для бурлаков и тягловых животных.
В местах частых половодий, дороги поднимали на ряжи – бревенчатые срубы шириной до четырёх метров и высотой 0,5 – 1,5. Низкие,  внутри бутили камнем или землёй, а на высоких  делали  деревянный настил.
Иногда делали полозово- санные дороги: протягивали по столбикам два паралленных полоза, в виде бревенчатых половин, протесанных сверху, или желобковых брёвен, на них ставили деревянные сани, которые могли быть как полозовые, так и колёсные.  Но колесо долгое время считалось священным (божественным) и потому применяться в хозяйстве стало поздно, хотя отдельные валиковые колёса применялись издавна. 

Оплата за проезд (донь) была добровольной, в виде подношения подорожному богу (духу) ДрайарД, который в зависимости от типа дороги мог называться Дрок, Дрог, Дров, Дрон и пр.

Еда, питание.
В те времена процесс еды мог называться РтуннутР, УттУ, Нут – принимать внутрь. А процесс приготовления и сама масса – БрайарБ, БротторБ – брать, собирать, добывать. 
Обеспечение едой всегда был для человека самым главным делом, и именно на него нанизывались все остальные дела. Но для северных народов не менее важным было создание микроклимата – пошив одежды и сооружение жилья. Поэтому северный человек отличался от южного,  большим объёмом физической работы, и постоянной занятостью.
Казалось бы, в таких условиях отдых должен быть абсолютным бездельем, но люди, привыкшие к труду, во время отдыха загружали свой мозг, сочиняя сказки и создавая легенды о своих великих предках. И уже современными учёными замечено, что после физической работы мозг лучше снабжается кровью, и человека тянет к творческой работе.

Понятно, что при столь больших нагрузках человек и питаться должен более качественно, но они научились усваивать дополнительную энергию солнечных и подземных излучений через хемо- радио- синтез.
Кроме того, северные люди всегда едят больше жирной пищи, а говорят, что один грамм жира обеспечивает работу, равную поднятию одной тонны груза на метр.

При этом можно предположить, что народы пришедшие с южных районов, владели более высоким уровнем агрокультуры, т.е. знали (помнили) основные приёмы выращивания овощей и зерновых.
Кстати, учёные- селекционеры заметили, что «практически все развитые сорта и породы, появились как-то вдруг, в одно время на всей земле, примерно за 9-8 тыс. лет до н.э., а для их селекции и гибридизации на основе крестьянского опыта, требуется не менее двадцати тысяч лет»,  что хорошо укладывается в теорию потопа и последующего возрождения.  То есть люди просто вспоминали и использовали то, что было наработано ими в допотопную цивилизацию.  Поэтому не приходится сомневаться в умении древних руссов выращивать зерновые культуры. Другое дело, что их приходилось приспосабливать к средним и северным широтам, а это заняло определённое время. Поэтому понятно, что чем дальше на север, тем больше времени требовалось на акклиматизацию.

К тому же особого голода люди не испытывали и без зерновых, и единственным стимулом к их освоению была старая привычка к немалой доли хлеба и каш в питании. То есть разведение зерновых было традиционным видом хозяйствования.
В общем-то некоторые жрецы не советовали исть много хлеба, ягод и мяса, так как зерновые – это семена, а в них всегда больше экстра- активных веществ, и привычка к ним может плохо отразиться на здоровье потомства колен через 3-7. Поэтому того, что привозили на север купцы, людям вполне хватало в добавление к мясу, овощам и дикоросам. Мясо было всегда в избытке, так как дикие и домашние олени ходили табунами.

Близко к дому, с ухаживанием, животных держали только тех, которые не предназначались на убой – молочные козы и коровы, куры для яиц, кошки от мышей, почтовые собаки, собаки охраняющие кур (куры гуляли свободно, только на ночь приходя в стайки) иногда дети держали животных для своих игр.  Потому что, согласно ведам, животное долго живущее с человеком соодушевляется с ним, и о его поедании даже не помышляли. Так же никогда не ели мясо любых хищников, и всех землеройных, а иногда и кабанов, если была опасность, что они разрывают могилы. Но вобщем-то большинство захоронений были хорошо изолированы.
Сушёные продукты хранили в плетёных лабазах.

Массовые падежи оленей случались редко, так как охотники внимательно следили за численностью стад, и не допускали длительной изоляции какой-нибудь группы, создавая элементы естественной вакцинации.
Кроме того, численность оленей регулировали волки и собаки.
Азиатско- европейские  волки произошли от одичавших волоковых собак, где они применялись в качестве тягловой силы или почтовых. Но собаки всегда охотились сами, люди только подкармливали их во время работы.
 
Но если падёж всё же случался, то искали другой объект охоты – дикие козы, кабаны –  или увеличивали птичий и рыбный рацион. 

На крупных животных (изюбрь, марал, лось, буйвол, зубр, в том числе хищники – медведь, барс,  тигр, рысь) не охотились, так как они, обычно,  были покровителями какого-нибудь рода.  А если по какой-то причине надо было забить такое животное (для пропитания, по причине его опасности, в случае заболевания) то устраивали равное состязание (один опытный охотник или двое молодых). Причём, зверя необходимо было разъярить, чтобы погиб он достойно. При этом, не часто, но иногда охотники гибли.   

В те времена люди от голода не умирали нигде, а если случалось, то только в результате чего-то «форс-мажорного». Не умирали хотя бы потому, что человек существо всеядное, и почти всегда в окружающей природе найдётся что-то съедобное, а если не найдётся здесь, то человек переходит в другое место, или договаривается о снабжении с другими племенами.
К тому же северный климат способствовал длительному хранению продуктов в холодное время, а в ледниках они могли храниться более пяти лет. Но северные жители научились хранить продукты даже летом, для чего их солили, квасили, вялили или сушили. Ягоды тоже сушили, но могли и хранить свежими в меду, в прохладном помещении. Там же хорошо хранились сладкие овощи – морковь, свекла, репа.
Основной питательной массой были дикорастущие травы и кустарники, которые можно собирать всё лето (не менее пятидесяти современных названий) а высушив, можно исть всю зиму.

Для приготовления пищи в летнее время огнём пользовались редко, растения толкли и растирали пестиком в ступке или на каменных тёрках. Так же готовили сушёное мясо или рыбу. Слишком жёсткую пищу квасили в собственном соку или на квасе, выставляя на солнце. На солнце же грели холодную воду из родника, или еду из ледника. Пища, приготовленная на солнце, считалась священной, и часть её всегда оставляли мелким зверушкам, птичкам и насекомым (малым детям Солнца).   
Реки были чистые, и воду из них пили без кипячения. А  в застойных болотистых местах воду фильтровали через мох, иногда добавляя щепотку негашёной извести или сок обеззараживающих растений (пижма, багульник, тысячелистник, ургуй и пр.)
Кроме воды пили квасы, олений кумыс, соки и настойки, иногда молоко и простоквашу.

Ступка и пестик были предметом первой необходимости. В любом походе они должны были быть у каждого человека (в идеале), но часто в расчёте на двух-трёх. Походные были небольшими, а некоторые домашние – под силу только мужикам. Но были ступки, в которые помещались два- три человека, в них толкли ногами ягоды для киселей, а иногда и не очень жёсткие травы, для чего на ноги надевали деревянные колодки с плоскими шипами. 
Так как ступка и пестик имели эротический (фаллический) подтекст, то христианская религия запретила их применение в быту.

Представления о природе
Постоянное общение с волхвами и шаманами, чувствующими ионные поля даже в камне, развило представления о различных уровнях  живой природы.
Высшими существами были боги- творцы, за ними следовали боги- помощники, потом стихии созданные богами (солнце и свет, луна, земля, звёзды подвижные, звёзды не подвижные, земные стихии), далее шли высшие люди (князья, жрецы, волхвы, шаманы, колдуны и пр.) простые люди (главы родов, старейшины, все прочие). У каждого бога или стихии есть душа (дух), позволяющая чувствовать другие души и контактировать с ними. При изменении стихии душа не исчезает, а изменяется. Смерть – это изменение души. Все души сосуществуют в гармонии противоречий, в постоянном проявлении хорошего или плохого. Гармония – это красота.
Дух дома, или дух очага делались уменьшенными изображениями, иногда в виде стрелы (на самом деле – конёк дома; КоммоК, КонноК – конус, основа), иногда в виде треугольника.
Дух рода, предка, покровитель рода – мог символизироваться изображением тотемного животного, птицы, стихии. Символом Великого рода мог быть крест (пересечение лунного пути и земных разломов) или полумесяц – как лунная сизигия (квадратура) или начало солнечного затмения. Дух молодого рода, возрождения – мог быть фаллический символ (ступа с пестиком – ТсеппесТ, СтеппетС; отросток от дерева, сук – СэйккйэС, КайссйаК; восходящее солнце – СэйррйэС, СрэйэрС. Память о предках, дух смерти – Дуад, ДуйуД; ХоХ, ***уХ, ХайллйаХ (или земля с могилы, или пепел сожжения – носимый в узелке, завязанном узлом памяти).

Отсутствие фотографии и искусства портрета, а так же запрет на изображение умерших, привело к тому, что покойников через три года выкапывали (вынимали из склепа), сжигали, а череп хранили в специальном хранилище памяти, с описанием рода.  Иногда хранили талисман, или копию талисмана умершего, с его узелковым именем.
Талисманы, хранящиеся более сорока поколений, передавались в особые хранилища кощеевы (от Костчтей, коста – крепкий; ТсаккасТ).

Главными богами были:  ХрайарХ (Храни, Хоро) – древний творец природы;  СлойолС (Солонь, Славень) – бог солнца;  МлайалМ (Майл, Майн) – бог луны;  СройорС (Срок, Соронь, Сарк) – бог священного времени, Срам – бог силы;  ПрайарП (Прах) – первопредок.
После их запрета имена изменили на обратные – Аркон, Арха, Волос, Лайм, Корс, Марс, Эрос. 

Главными праздниками были солнечные – два равноденствия и два солнцестояния. Но раз в несколько лет, а то и десятилетий, случалось совпадение этих праздников с затмением (СтраммартС) и к нему готовились задолго. По преданию в этот день  зацветал папоротник, а люди соблюдающие лунные традиции, старались в это время (три дня до, и три дня после) зачать или родить ребёнка.


Здоровье
О здоровье люди особо не задумывались, так как верили волхвам и шаманам – если они не смогут вылечить, значит пришло время умирать. Однако, основные приёмы природного само оздоровления были знакомы всем. Все знали, что организм сам себя лечит, и мешать ему не надо. Это первое правило. Второе – в молодости надо во всём себя испытать, развить в себе как можно больше умений и привычек. Третье – в старости надо просто следовать своим наиболее сильным привычкам. Четвёртое – в жизни нет ничего полезного и вредного, а есть только привычное и непривычное. Пятое – чтобы укрепить здоровье, надо часто болеть. Шестое – заболевший или ослабленный может пойти в место своего рождения, в сильную луну, и она его вылечит (или не вылечит).
Эти правила впитывались с молоком матери, но впоследствие были заменены на «не убий, не укради, не прелюбодействуй», которые никто не соблюдает уже потому, что в жизни каждый случай индивидуален, и краткие формулы не работают.
Люди жили родом, и опыт рода заменял опыт современных врачей. Рожать женщины могли в любых условиях, и особой помощи обычно не требовалось. Но, всё же, старались определить срок поточнее, чтобы рожать в домашних условиях. Если было отдельное банно- постирочное помещение, то старались рожать там, так как там почти всегда была тёплая вода.      
Беременные старались как можно дольше находиться в вертикальном положении, что снижало вероятность неправильного возлежания, и укрепляло влагалищные и промежностные мышцы.  При родах старались принять такое положение тела, которое чувствует сама роженица. После родов пуповина пересыхала сама (иногда обрезали) и ребёнок должен был сам ползти к титькам, и сам их отсасывать. Мать помогала ему в крайнем случае. Отдыхала после родов мать тоже на коленях, так лучше очищается матка. Конечно, бабки- повитухи были где-то вблизи, и в случае чего могли прийти на помощь. И конечно, трудные роды тоже встречались. Но бабки- повитухи чутко чувствовали ладонями как лежит плод, и обычно понимали в чём проблема, и выправляли её специальным массажом.
Все знали, что природа отбраковывает  все неудачи, и если что-то пошло не так, значит в половине случаев виноват сам «потерпевший».

Седьмой (особый) случай оздоровления – полная свобода для родившегося. Родившись на полу (или на низкой лежанке) он там и спал с матерью до трёх- пяти месяцев, пока сам не осваивал высоты. Если он поступал неправильно или что ломал, ему давали понять что это плохо, и показывали как это исправить. Если ошибка повторялась, интонации были уже строже, на третий раз он получал болевой опыт, обычно пояском или любой тряпицей. Если ошибка повторялась в четвёртый раз, приглашали опытную повитуху или шаманку, которая наблюдала за ним и определяла причину.
Обычно вместе с малышом росли дети постарше, и он привыкал к общению с разными людьми.
Кормился ребёнок всегда сам, по своему желанию, в том числе и прикормку осваивал сам, наблюдая за тем что едят окружающие. Мать только издали следила первые месяцы, а потом занималась другими делами. Если ребёнок захотел исть, но не может найти титьку, начинает кричать, и приходит мать или другая кормящая женщина.  Иногда ребёнок мог, заигравшись со щенками или козлятами, присосаться к их кормилице, как иногда и женщины выкармливали козлят.
Матери, однако, старались чтобы ребёнок чаще был с ней и вырабатывал привычку к дому, роду, как основе своей жизни.

С малых лет дети старались подражать старшим и пытались делать их работу, собирали травы и ягоды, самостоятельно, иногда со старшими, обследовали окружающую природу. Если увязывался со старшими в дальний путь, ему не препятствовали, когда он уставал, сам возвращался домой, или его везли на волокуше. Иногда, в няньки для ребёнка, приводили обученную собаку, которая его охраняла, иногда возила на себе.
Дикие звери человека не трогали, а детей тем более, как и люди не мешали им жить. Однако дети с малых лет учились защищаться палками и камнями, или залезть на дерево.
Подобное воспитание с детства приучает к самостоятельности и развивает инстинкты безопасного поведения, силу и реакцию – и травмы случаются редко.

Отрочество, юность, секс
Всё воспитание и обучение основывалось на личном примере, изучении родословной, изучении звёздного неба и движения светил, освоении изготовления лодок и строительства домов. Читать, писать и считать научались рано.
Так как молодых надо было постоянно обучать, то люди постоянно что-нибудь мастерили, строили, усложняли, переделывали. В результате вещей скапливалось много и приходилось лишние увозить на юг, где народу всегда было больше, отдавая за бесценок.
Зато дети имели постоянную практику. 
Но чаще всего дети просто играли. Игра, это то, что лучше всего сплачивает коллектив, научает жить в коллективе, вырабатывает понятия ответственности, права, справедливости, научает судить и рассуждать. Игра вырабатывает привычку быть счастливым и радоваться жизни.
Летом дети играли в лесу или на речке, строили шалаши, плоты; а зимой делали снежные дома и катались с гор. Часто с ними играли собаки и дикие зверушки.
В праздники девочки водили хороводы и пели песни, а парни состязались в своих способностях.

Но постепенно они взрослели, и игры становились более эротичные.
С половыми органами они были знакомы с раннего детства, так как летом в семье часто раздевались до гола, и мылись тоже вместе, не взирая на возраст. Так же часто они видели мужскую эрекцию, и даже секс, и все знали для чего это и как делается. А столбик в виде эрогированного члена – Сорос, Эрос, Хермес, Перкун (КрепперК), Гемен (МэйджйэМ) – был самым распространённым амулетом.

В те времена материальный интерес не котировался, а при сговоре жениха и невесты главной была страсть. Считалось, что чем сильнее желание, тем более сильным и умным родится ребёнок. Правда, те кто жил по луне, старались страсть совместить с луной, а род выбирали наиболее сильный, но это не всегда получалось.
Обычно первый ребёнок появлялся от первой, самой сильной страсти, а уж потом начинались лунные подсчёты. В результате  многие семьи были смешанными, и только род старались учитывать точно.
Поэтому девицы вели себя с виду скромно, но постоянно старались возбудить страсть у понравившегося парня.
Бывало и так, что возраст поджимал, а партнёра всё не находилось, и тогда женщина рожала наугад «в ночном плесканье», часто по луне.   

Инструмент, орудия, оружие.
Уже средние широты климатически сильно отличались от южных, и их освоение человеком целиком зависело от того, сколько труда, умственного и физического, он к этому приложит. Психологи не зря отмечают фенотическую сцепленность (зависимость) ручного труда и умственного. И эволюция это постоянно доказывает. 
 
Инструмент в основном был деревянный и каменный, но иногда встречался и металлический. Металлы были известны ещё до потопа – сначала метеоритные, потом минеральные поверхностные. Первые шахты появились только в пятом тысячелетии до н.э. Возможно были и более ранние.
Землю копали деревянными плоско заточенными копалами, а выгребали тоже деревянными чашками. Ножи, вилки и ложки тоже были из твёрдых пород дерева. Ножи для резки мяса делались пилообразыми. Затачивался инструмент каменными точилами из песчаника.
Лёд,  твёрдую землю и скальную породу дробили каменными топорами. Деревья топорами рубили только зимой, но старались их готовить летом, приучая для этого бобров. Бобров приучали постепенно, поселяясь рядом с ними и подкармливая их травой с примесью репы и морковно- свекольных киселей. Потом такой же жидкостью смазывали дерево, в том месте, где его надо было перегрызть.
Работа эта была не тяжёлой, и с ней могли бы справиться и женщины, но у них и дома работы было много. Подростки же часто помогали старшим. Бобров приучили и кататься на волокушах, что позволяло привезти их в любое место, где росли нужные деревья. Так же бобры помогали и при рубке домов.
Иногда после бобров делали более тонкую подгонку каменными тёрками, в направлении поперёк волокон.
К ещё более тонкой работе приучали муравьёв, их даже не надо было обучать, просто пропитывали дерево сладким раствором.  С их помощью делали всю деревянную посуду и некоторый инструмент. Правда, не все муравьи делали это одинаково хорошо, и приходилось столярные мастерские делали около «наиболее работящих» муравейников.

Если в южных районах одним из главных орудий была соха, то в лесу вспашку сохой применяли редко из-за множества прочных корней и малых делян. Землю обрабатывали копалами, деревянными и каменными мотыгами, после которых траву и корни сгребали граблями в ложбину, и делали компостную яму с добавлением навоза.  Иногда куче давали высохнуть и сжигали.

Некоторые инструменты делали из кости – иглы и крючки для шитья и вязания. Кость обрабатывали ножами и скребками из твёрдых кристаллов кварца, плавикового шпата и др.
Наиболее сложным оборудованием был ткацкий станок, но он тоже делался полностью из дерева.
Специально боевого оружия не делали по трём причинам – войны были редки, в битвах главным было демонстрация силы и справедливости, применять в драках можно было только палки и личные защитные посохи. 

Охота.
Так как среднеширотные и северные славяне большей частью жили в лесу, то лук и стрелы использовали редко, а в основном применяли копья – чем слабее дичь, тем короче и легче копьё.  Для птиц и прочей мелкой дичи применяли кулёмки, клетки- ловушки, волосяные петли или сети. Кабанов и коз зимой прикармливали в лабиринтных загонах. Рыбу ловили сетями, постановочными или бродними.

Строительство.
Нам с детства внушили, что первые люди жили в пещерах. Но пещер на земле было мало, да и те что были, находились или в неудобном  месте, или были вообще не пригодны для жилья.
Поэтому нам надо усвоить, что с самого начала люди сами строили для себя жильё. Когда при похолодании обезьяны только спустились с деревьев, главным их врагом был холод, а из хищников протособаки. Для защиты и нападения собаки могли собираться в большие стаи, а от холода делали себе норы. Нормативное количество особей в стае хищников от пяти до десяти. Такому количеству как раз хватает зарезанного телёнка на разовый обед. У собак обезьяны научились загонной охоте, а у кабанов строить первые жилища.
Кабаны на зиму ищут небольшую ложбину, такую, чтобы из неё вытекала вода, натаскивают туда веток и травы, потом залазят внутрь и начинают трамбовать лежбище и стены, расширяя своё пространство. В таком гайно, если их не потревожат, они могут жить несколько лет. Примерно такие же, вероятно, жилища строили себе и протолюди.

Потом они становились всё более умелыми и умными, и их дома всё более совершенствовались. Вообще-то строительство домов от ума не зависит – мы знаем, что жилища некоторых птиц, рыб, насекомых – отвечают всем условиям архитектуры (удобны для жилья, прочны на разрушение, недосягаемы для хищников, а часто и красивы) а они, ведь, не изучали сопромат, ландшафтный дизайн и основы оборонительных сооружений.

Но что же является стимулом, для качественного строительства?
Слабость!  Высшие млекопитающие обычно достаточно сильны и живут стаями и стадами, и поэтому жилища строить не научились (кабаны и медведи строят в местах холодных зим, и потому, что они преимущественно растительноядные, а волки живут в норах только в момент выращивания потомства) и чем слабее теплокровное животное, тем лучше оно строит жилища.

Так же и люди, они живут большими стаями, хищники им не страшны, и пока жили в тёплых широтах строили примитивные шалаши и навесы, а плетёное жилище считалось совершенством.  Но когда начали осваивать север, сразу встал вопрос тепла. Правда,  они не сразу с жаркого юга пришли на крайний север, а шли туда долго, приспосабливаясь к похолоданию постепенно, через многие годы обучения (методом проб и ошибок) правильному закаливанию, питанию, устройству жилищ, шитья одежды, взаимопомощи.

Первые жилища, вероятно, делали плетёными, обмазывали глиной, а зимой засыпали снегом.  Если позволяла твёрдость и влажность почвы, то углубляли, насколько было возможно. Однако в прогретые углубления зимой пробивались ключи, и могли затопить дом, поэтому в местах сильных морозов предпочитали весь дом, и даже поддоменную печь, делать на поверхности, для чего под домом делали холодную подклеть, или подушку из камня или брёвен.

Но было несколько разных конструкций домов, в зависимости от местности, наличия материала и предпочтений хозяина. Некоторые хозяева, например, предпочитали иметь под домом подполье для хранения продуктов. Температура там должна была поддерживаться в пределах 2- 7 градусов, что достигалось за счёт вентиляционной заслонки и подпольной печи, для заготовки древесного угля.

Другие хозяева, такую же полухолодную клеть, далали наверху в пристенок к дому, с такой же регулировкой тепла.

Когда начали рубить дома из брёвен, основными помощниками были бобры.

Печи
Конструкций печей тоже было много (больше десятка) – три вида подпольных, столько же банных, напольных, наружных, специальных. Например, подпольная печь могла быть под всем домом, или занимать какую-то его часть, с организацией рабочее- очагового или кухонного пространства на первом уровне, или не втором; с выходом трубы на уровне пола или выше. Так же они различались количеством дымоходных колен (без них печь превращалась в простой камин).

Печи делали, как цельные глинобитные, так и кирпичные. Кирпич обжигали не всегда, часто кладку делали из сырца, и обжигали уже в печи. Домашние печи делались массивными, чтобы дольше держали тепло, поэтому крепости сырца вполне хватало. Но иногда делали и калёный кирпич (обожжённый) зависело это от наличия дров и глины в одном месте. В глину для кирпича и раствора добавляли известь, что делало его особо прочным. Но в раствор добавки для прочности включали не всегда, потому что некоторые печи делали разборными, на песчаном растворе. Это когда кирпич легче было перевезти чем делать заново.
В хорошем дому, хорошо сложенные печи, даже в сильные морозы, топили через день, а то и через два- три. То есть печь держала тепло два- четыре дня.

Суд
Судебный порядок был трёхуровневым. Первый уровень – общественное мнение (осуждение, смех); второй – старейшины рода; третий – старейшины племени, народа. Тюрем не было. Самым страшным наказанием было изгнание. Судьи выслушивали обвинение и защиту, и вели долгие прения, в которых постепенно оттачивались философско- юридические нормы. Метод голосования применялся редко, и последнее слово всегда было за старейшинами.

Смерть
Когда человек чувствовал приближение смерти, то звал к себе скама (кам, шаман) который определял состояние организма, и определял можно вылечить больного или нет. Если можно было вылечить, брался сам или звал других целителей. Если вылечить было нельзя, говорил об этом больному.
После этого больной начинал уменьшать количество еды, для чего иногда пил отвары снижающие аппетит. Тело постепенно высыхало, а момент полной смерти (постепенный выход трёх душ) определял тоже шаман.
Всё это время умирающий находился дома, на своей привычной лежанке, и был окружён родственниками, малыми детьми. Покойников не боялись, и после смерти он находился дома от трёх до семи дней.

Хоронили в священной роще, на глубине сажени до верха склепа. Склеп делали каменный, или из дерева (лиственница, дуб). Сверху высаживали дерево, наиболее любимое умершим. 


Рецензии
Сказка ложь, да в ней намёк...
В нашем вроде бы цивилизованном мире человеку ни родиться, ни умереть не дают по-человечески. Очень возможно, это корень многих бед, сотрясающих общество.

Тэми Норн   06.06.2023 11:39     Заявить о нарушении