Пушкин. Сны вещие героев творений
1 - Руслан в поэме исходно джентельменски называвшейся Людмила и Руснал
(Руслан засыпает после убийства им в ходе СВО соперника норманского варяга Рогдая и победы над Черномором = он снимает с седла Люду и … опять, не делая ту полной супругой, впадает в оцепенение и видит вещий сон:
Он видит, будто бы княжна
Над страшной бездны глубиною
Стоит недвижна и бледна…
И вдруг Людмила исчезает,
Стоит один над бездной он…
Знакомый глас, призывный стон
Из тихой бездны вылетает…
Руслан стремится за женой;
Сюжет означает прогноз судьбы рыцаря (витязя) - этнического парсанина (перса): Людмила опять исчезнет до соития (на сей раз она, похищенная хтоническими силами эпохи Хаоса Гесиода) провалится в бездну Тартара (т.е. полетит в тар-та-ра-ры!), а Руслан (невольник чести) кинется суицидально за ней … , стремясь завершить свадебный половой акт … и натыкается на … Фарлафа (Фальстафа!), который уже ведет Людмилу (так люду милую) под руку – двойной кальки со скандинавских персонажей летописной ПВЛ – каролингских вояк Фарлова и Флелафа - послов вождя ( затем уже князя) Олега в Царьград. В итоге мы имеем вещее о самом Авторе – Он –Руслан, Людмила – Наташа, а Фарлаф – эльзасский «котильонный принц» д-Антес.
2 - Людмила в ироико-комической поэме Руслан и Людмила
3 - Голова, хранившая меч освобождения Руси от не-руси в той же поэме о нерусских витя-зях
4 – Григорий Отрепьев, которому автор трагедии «Борис Годунов» придал свои внешние черты, чтобы обозначить права Пушкиных на трон Московии, не уступающие «правам» узурпаторов и прихватизаторов власти Кобыло-Романовым, во сне видит себя во главе царской трапезы и затем в трижды повторяющемся финале вещего видения = достижение им предельно возможной высоты (положения), падения, после которого он будет ничтожен и смешон
5 – Мария Гавриловна в «Метели» видит своего суженого Владимира лежащим окровавленным
6 – Петруше Гриневу в «Капитанской дочке», которому в буране судьба одарила поразительным попутчиком - самим будущим царем-самозванцем Е. Пугачевым, приснился мужик-головорез и куча окровавленных тел
7 – Сон Татьяны в романе «Евгений Онегин» сделан Пушкиным геометрическим и семантическим центром бедного на сюжетные события творения; это сон был вещим как никакой иной - с убийством в его конце поэта в январе; это был сон о мистическом интуитивном постижении мира людей; это сон о трагедии любви-не-любви: Таня во сне чувствует что Женя то ее любит, но ему не дано осознать, что именно она его суженая … что ему важнее одно – скрытая неосознанная ненависть к Ленскому
8 – Сон гробовщика Андрияна Прохорова = наркотический «пропадной» с началом- желанием и концом — атакой мертвецов и криком ужаса задавленного
9 - Сон Германа Германна в Пиковой Даме — это сон Раскольникова = «ТЫ УБИЙЦА!»
10 - Сон Владимира Ленского перед дуэлью с Онегиным
11 – Сон Евгения Онегина той же ночью – мертвый сон!
XXIII
Склонясь усталой головою,
На модном слове идеал
Тихонько Ленский задремал;
Но только сонным обаяньем
Он позабылся, уж сосед
В безмолвный входит кабинет
И будит Ленского воззваньем:
«Пора вставать: седьмой уж час.
Онегин, верно, ждет уж нас».
и Онегина в том же ЕО
XXIV
Но ошибался он: Евгений
Спал в это время мертвым сном.
Уже редеют ночи тени
И встречен Веспер петухом;
Онегин спит себе глубоко.
Уж солнце катится высоко,
И перелетная метель
Блестит и вьется; но постель
Еще Евгений не покинул,
Еще над ним летает сон.
Вот наконец проснулся он
И полы завеса раздвинул;
Глядит — и видит, что пора
Давно уж ехать со двора.
А сновидения дуэлянтов Пушкин скрыл …
12 – Спит царевна мертвым сном в с Сказке о спящей царевне и семи богатырях (1833):
Перед мертвою царевной
Братья в горести душевной
Все поникли головой,
И с молитвою святой
С лавки подняли, одели,
Хоронить ее хотели
И раздумали. Она,
Как под крылышком у сна,
Так тиха, свежа лежала,
Что лишь только не дышала.
Ждали три дня, но она
Не восстала ото сна.
Сотворив обряд печальный,
Вот они во гроб хрустальный
Труп царевны молодой
Положили — и толпой
Понесли в пустую гору,
И в полуночную пору
Гроб ее к шести столбам
На цепях чугунных там
Осторожно привинтили
И решеткой оградили;
И, пред мертвою сестрой
Сотворив поклон земной,
Старший молвил: «Спи во гробе;
Вдруг погасла, жертвой злобе,
На земле твоя краса;
Дух твой примут небеса.
Нами ты была любима
И для милого хранима —
Не досталась никому,
Только гробу одному».
***
Вот идет; и поднялась
Перед ним гора крутая;
Вкруг нее страна пустая;
Под горою темный вход.
Он туда скорей идет.
Перед ним, во мгле печальной,
Гроб качается хрустальный,
И в хрустальном гробе том
Спит царевна вечным сном.
И о гроб невесты милой
Он ударился всей силой.
Гроб разбился. Дева вдруг
Ожила. Глядит вокруг
Изумленными глазами,
И, качаясь над цепями,
Привздохнув, произнесла:
«Как же долго я спала!»
И встает она из гроба...
Ах!.. и зарыдали оба.
В руки он ее берет
И на свет из тьмы несет,
И, беседуя приятно,
В путь пускаются обратно,
И трубит уже молва:
Дочка царская жива!
О сне Царевны Пушкин ничего не сказал = сам не видал и врать на стал = мертвый ведь сон = может что и видела она, но нам не дано видеть сны мертвых и вообще заглядывать Туда… Только поведал, что поцелуй мертвой любимой может вернуть ее к жизни. Так королевич Елисей и сделал. Это сказка о силе бога Эрота и о силе поцелуя любящего сильно и беззаветно
И с невестою своей
Обвенчался Елисей;
И никто с начала мира
Не видал такого пира;
Я там был, мед, пиво пил,
Да усы лишь обмочил.
На том снам Пушкина конец. А кто вникнул – молодец …
Свидетельство о публикации №223060600431