Православие на Белорусских землях

Святитель Георгий Конисский Архиепископ Могилевский и Белорусский [3].

ПРАВОСЛАВИЕ НА БЕЛОРУССКИХ ЗЕМЛЯХ
В КОНЦЕ XVII-XVIII ВВ.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ПОЛОЖЕНИЕ - ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В КОНЦЕ XVII-XVIII ВВ.
ГЛАВА 2 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СВЯТИТЕЛЯ ГЕОРГИЯ КОНИССКОГО
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

Жизнь современного человека полна и многообразна. Множество дорог и перспектив – выбирай на вкус, осталось только определиться, что душе угодно. Правда, важнее всё же вопрос «не что душе угодно», а «а что душе во благо», однако современный человек не подозревает, что у него есть душа. Если и догадывается, что она у него есть, то попечение о ней не лучшее, от того и всё тело болеет, нуждаясь в духовном врачевании. Забыл современный человек, что он есть творение духовное и питает себя всяким, но насытится не может, от того и голоден и сварлив – тут пища духовная нужна, Божия. Недаром в миру поговорка есть: «хлеб, соль и вода – молодецкая еда», лучше и не скажешь. Но не те это продукты, к которым привык современный человек, что в магазине продаются, а духовная трапеза, которую нужно ПОСТигать умом, и пищи, благодатнее сей, нет. Можно, ещё стихотворение А.С. Пушкина припомнить: «Духовной жаждою томим в пустыне мрачной я влачился…» [10]… А где же ныне наш пророк, где дремлет ныне светоч ясный? Не уж то ныне глас прекрасный, ещё не родила земля? Неужели сегодня нет никого, кто мог бы вразумить добрым отеческим словом и наставить на путь истинный, от мрака греховного взывающего? А ищем ли мы таковых? А что мы вообще ищем, куда устремляем ныне помышления и в ком утешения ищем, по жизни суетной бредя?
На самом деле, таковые есть и сегодня, есть к кому голову преклонить, слезя и стеня в печали и с кем радость духа разделить – батюшки, благодатные Сыны церкви Славной, церкви Православной Христовой [9], духовные наставники всем страждущим и обремененным – окормители родной земли. Жив ныне Дух Православия и жив будет, любовь в мире множа, сея слово живое Божие, и поженет плоды добрые, благопотребные каждый алчущий во время свое.Тяжёл путь и тернист Православной веры к сердцам людским – гонения, теснения, мученичество, но взем крест свой, по истине твердо шла Святая Братия, ведя человеков ко спасению.
В рассматриваемый период истории Православной церкви белорусской земли – годы нахождения её в составе Речи Посполитой, также был весьма тяжёл и скорбен, однако Могилевская братия, ведомая Святителем Георгием (Григорий) Конисским и Богом, отстояли святую веру Отцов.
Актуальность темы определяется тем, что жизнь человека неразрывно связана с миром духовным, а память о тех, кто взял на себя тяготы и заботы мира сего укрепляет, вдохновляя.
Объектом исследования является Православная церковь конца XVII-XVIII вв.
Предмет исследования:жизнь Православной церкви в рассматриваемый период.
Цель исследования:проанализировать духовную жизнь Православной церкви в рассматриваемый период.
Поставленные цели предполагают решение следующих задач:
1) изучение духовной жизни Православной церкви и её положение в рассматриваемый период;
2) роль Святителя Георгия Конисского в духовном спасении.
При подготовке данной работы использовались эмпирические и теоретические методы исследования, главным образом, изучение и анализ различных источников информации по обозначенной теме работы, а также анализ и синтез полученных сведений.
Теоретическая основа работы:информация о истории Православной церкви на белорусских землях в рассматриваемый период; деятельность Святителя архиепископа Могилевского и Белорусского Георгия Конисского.
Поставленные цели и задачи определяют и структуру работы, которая состоит из введения, основной части, разделенной на две главы, заключения, списка использованных источников и приложения.

ГЛАВА 1 ПОЛОЖЕНИЕ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
В КОНЦЕ XVII-XVIII ВВ.

По Андрусовскому перемирию 1667 г. территория Беларуси снова вошла в состав Польско-Литовского государства, и здесь началось восстановление позиций католической и униатской Церкви. Сеймы Речи Посполитой издали ряд постановлений, враждебных для православных: в 1668 г. «Отступники от католичества и унии не должны пользоваться покровительством сеймовых постановлений»; 1676 г., подтверждены сеймами 1678 и 1699 гг. – воспрещение выезд и выезд за границу для разрыва всех связей православных с Москвой и Константинополем; запрет на сношения с Константинопольским Патриархом и представлять на его решение дела, касающиеся веры; братства должны были или подчиниться местным епископам или представлять дела веры на решение гражданских судов. Таким образом, если епископ принимал унию, то братства уже не в праве были обращаться к Патриарху. Эти решения, приняты при королях М. Вишневецком (1669-1673 гг.) и Я. Собесском (1674-1696 гг.) предопределили конфессиональную политику в Речи Посполитой, до XVIII в.
Епископы, возглавлявшие Могилёвскую епархию в 1-й половине XVIII в.: Сильвестр (Четвертинский, 1707-1728 гг.), Арсений (Берло, 1730-1732 гг.), Иосиф (Волчанский; 1732-1742 гг.), Иероним (Волчанский, 1744-1754 гг.) – мужественные защитники Православия, стойко сопротивлявшиеся попыткам со стороны униатов и правительства Речи Посполитой закрыть Могилёвскую (Белорусскую) православную епархию.
Для обращения православных в католичество или унию вводились особые миссии из католических и базилианских монахов. Миссионеры заставляли новообращенных ставить кресты в память «исшествия своего из Египта», т. е. из Православия; устраивали подобие Страшного Суда, для чего православных, «упорных в схизме», выгоняли за город, где католический миссионер, стоя на возвышении, отделял православных от католиков. Первых ставил по левую сторону от себя и обрекал «на вечную муку», а остальных, стоявших справа, присуждал «к вечному блаженству». Преследования приводили православных к религиозному безразличию, а чаще – к переходу в унию. К концу XVIII в. около 80% крестьян Беларуси стали униатами.
К 1-му разделу Речи Посполитой (1772 г.) на всей её территории уцелело 40 Православных монастырей и около 200 приходов, из них 130 – в Беларуси. Православие в Речи Посполитой, казалось, доживает последние дни, однако эти наиболее тяжёлые годы выявили непоколебимых защитников: Переяславский епископ Гервасий, игумен Матронинского монастыря Мелхиседек (Значко-Яворский) и Могилёвский архиепископ Георгий Конисский, 1755-1795 гг.. Ещё в 1763 г. Георгий Конисский обратил внимание императрицы Екатерины II, а в 1765 г. – короля С. Августа (1764-1795 гг.) на преследования православных в Речи Посполитой, однако, несмотря на приказы короля прекратить насилия и решения сейма 1768 г. предоставить диссидентам свободу вероисповедания, положение православных не ухудшалось лишь до тех пор, пока российские войска стояли в пределах Речи Посполитой. Крайняя религиозная нетерпимость к иноверцам, нежелание удовлетворить законные требования относительно свободы веры были одной из главных причин, приведших к исчезновению Речи Посполитой как государства.
Присоединение восточной части Беларуси к России, положило начало процессу возрождения православной жизни на этих землях, который пошёл быстрыми темпами. Во вновь образованных Псковской и Могилёвской губерниях, с 1797 г., были обнародованы правительственные распоряжения, запрещавшие под страхом строгой ответственности совращать православных в унию и без согласия правительства России публиковать папские буллы. Также повелевалось, чтобы сыновья от смешанных браков считались православными. Эти распоряжения не только упрочили положение православное населения Беларуси, но и повлияли на возвращение униатов к вере отцов и дедов.
В ином положении оказалось православное население, оставшееся в Речи Посполитой. По настоянию Святителя Георгия и нескольких православных магнатов для западной части Беларуси и Волыни в 1788 г.  была открыта викарная кафедра в Слуцке, куда был назначен бывший архимандрит Слуцкого Троицкого монастыря В. Садковский с титулом «епископ Переяславский, викарий Киевской митрополии». После прибытия его в Слуцк среди населения началось активное движение в пользу Православия, власти обвинили епископа Виктора в подстрекательстве к бунту, в 1789 г. его арестовали и заключили в Ченстоховскую крепость, а все православное духовенство было приведено к присяге на верность королю. В Беларуси к присяге приводились и крестьяне, причём они присягали не только королю, но и своему господину и его наследникам [8].
Униатство сравнительно быстро распространилось в Bеликом Kняжестве Литовском и в XVI-XVIII вв. стало основным вероисповеданием, к концу XVIII в. на белорусских землях Речи Посполитой униаты составляли большую часть населения. Униатская литература издавалась на белорусском языке, также развивалась национальная иконография, музыкальное творчество. Полонизм греко-католической церкви проявлялся в использовании польского языка, латинских элементов в униатской обрядности и богослужении, введении католических праздников.
В конце XVII в. Киевская православная митрополия охватила белорусские земли в составе Речи Посполитой и была подчинена Московскому патриархату. Известными деятелями церкви, внесшими значительный вклад в развитие белорусской культуры, были братья Л. и С. Зизании, С. Полоцкий, М. Смотрицкий, Л. Карпович, преподобномученик Афанасий Филиппович. В 1650-е гг., после церковной реформы патриарха Никона, на территории Беларуси стали оседать старообрядцы поповского и беспоповского толка. Крупнейшим поселением поповцев на Беларуси было местечко Ветка (Гомельская обл.) [6].
В конце XVIII в. на белорусских землях около 39% населения были по вероисповеданию униаты, 38% – католики, 10% – иудеи, 6,5% – православные, остальные – староверы, мусульмане и протестанты. Сразу после возвращения Белоруссии в состав России, давления, началось массовое возвращение униатов в православие. Как правило, инициаторами этого выступали низшие слои униатского духовенства, внутренне никогда не принимавшие унии. М.О. Коялович в «Лекциях по истории Западной России» писал: «Едва последовал первый раздел Польши, т. е. едва присоединена была к России северо-восточная часть Белоруссии по Днепру и Двине, как уния в этой стране стала исчезать без всяких усилий со стороны русского правительства и без всякой заботы о сохранении её со стороны униатов… Когда же последовали второй и третий разделы, то во многих местах уния исчезла мгновенно. Целые десятки тысяч человек присоединились вдруг. Не успевали присылать православных священников. В течение полутора лет, в 1794 и начале 1795 гг., присоединилось к православию больше трёх миллионов униатов без волнений, без пролития крови. Это беспримерное явление в истории церквей!»
25 марта 1839 г. на белорусской территории была отменена навязанная поляками Брестская церковная уния [7].
Под давлением католического правительства, которое поддержало всё высшее католическое общество, на рубеже XVII и XVIII вв. Православная Церковь в Речи Посполитой была разгромлена. Из четырёх епархий Киевской митрополии, располагавшихся в границах Польско-Литовского государства, в православии осталась лишь одна – Могилёвская. Остальные три в полном составе были переведены в унию. Могилёвская епархия продолжила свою деятельность исключительно благодаря верности Православию Могилевских архипастырей, духовенства и верующих, а также покровительству и поддержке единоверного российского государства.
К последней четверти XVIII в. Православие на белорусских землях в фактически утратило свои позиции. Однако численное доминирование униатов не означало победу унии над Православием. Многие простые верующие под спудом унии сохраняли православное мироощущение. Это проявилось, когда белорусские и украинские земли вошли в состав Российской империи. В период с 1780 по 1839 гг. в православие из унии перешли около трёх миллионов пятисот тысяч человек. За это же время один миллион семьсот тысяч униатов приняли латинский обряд [11].

ГЛАВА 2 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СВЯТИТЕЛЯ ГЕОРГИЯ КОНИССКОГО

6 августа Русская Православная Церковь празднует не только день памяти князей Бориса и Глеба, но и память святителя Георгия Конисского (1717-1795 гг.) – святого богослова и просветителя [4]. В сонме угодников Божиих, прославившихся святостью жизни и христианским благочестием на белорусской земле, особое место занимает Святитель Георгий Конисский, архиепископ Могилевский и Белорусский (Приложение А) – Святой Муж белорусской земли, оставивший значительный след в истории и памяти Православного Отечества. Жизнь святителя Георгия является ярким свидетельством проявления силы Божия в человеке, прославляющим Его. Святитель постоянно претерпевал гонения и преследования за православную веру. Подобно ученикам Христовым, невзирая на тяготы, проповедовал Живое Слово, горячей молитвой, постом, смирением и богомыслием уподобился великим преподобным подвижникам, являясь добрым пастырем, вёл вверенную паству ко Христу. Епископскую деятельность святитель соединял с дипломатической, административным трудом, строительством Храмов Божиих, изучением отечественной истории и душепопечением. Главным делом жизни стала защита православных людей Речи Посполитой от насильственного окатоличивания и стремление всеми силами вернуть униатов в лоно Святого Православия [12].
Родился будущий Святитель в 1717 г. в городе Нежине, который тогда уже принадлежал России, в семье украинских дворян Конисских [3]. Его отец, О.И. Конисский, принадлежал к казачьему войску Запорожской сечи. Закончил Григорий Киевскую духовную академию, в которой изучал, а затем и преподавал философию, богословие, иностранные языки (немецкий, еврейский, польский, греческий), занимался и литературным творчеством [4]. В то время он разработал курс поэтики на латыни; написал драму «Воскресение мертвых», а также стихи на русском, латинском и польском языках. Его литературными трудами восхищался даже А.С. Пушкин. Киевская академия давала очень хорошее образование; об уровне её выпускников свидетельствует тот факт, что Григорий Конисский учился вместе с Григорием Сковородой. [3]. В 1744 г. Григорий был пострижен в монашество с именем Георгий, а в 1752 г. стал ректором этой же академии.
Жизнь святителя проходила во время униатского ига на Белой Руси. В 1754 г. в Могилёвской епархии умирает епископ И. Волчанский, управлявший до момента свой кончины последней православной епархией на территории Речи Посполитой. Поскольку все остальные епархии приняли унию, которая, как известно, была политическим проектом, католики решили воспользоваться ситуацией и присоединить к униатам последнюю православную епископию – Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение в срочном порядке назначить на могилёвщине правящего архиерея [4].
Во всей епархии святитель Георгий нашел менее 130 храмов, большинство которых было захвачено униатами или были намечены к захвату. Положение паствы, особенно простого народа, было плачевным. Православные горестно сравнивали свое бытие с положением греков под властью турок, с жизнью первых гонимых христиан и даже с ветхозаветными вавилонским и египетским пленениями. В крайнем невежестве, убожестве и забитости находились и священнослужители, не знавшие порой элементарных основ православной веры. Так описывал положение Православной Церкви в Речи Посполитой архиепископ Черниговский Ф. Гумилевский: «Трудно изобразить все жестокости, какие дозволяли себе делать против Православия. Не оставалось позорного имени, которым не клеймили бы публично православных. Теперь веру их называли не только «холопскою верою», но верою «арианскою, собачьею». Украина и Белоруссия назывались «странами неверных», туда отправлялись толпы базилиан и доминиканов в виде миссионеров, а им на помощь меч и инквизиция. Православных священников привязывали к столбам, били плетьми, сажали в тюрьмы, морили голодом, травили собаками, рубили им саблями пальцы, ломали руки и ноги; кто и затем оставался в живых, но не хотел унии, тех выгоняли из домов, и приюта изгнанным и семействам их не смело давать сострадание. На монастыри днем делали нападения, грабили или жгли их, монахов терзали чем могли».
Сам же Святитель Георгий оценил положение своей паствы следующими словами: «Ныне кому не известно, в каком жалком виде наша благочестивая вера в сем государстве?.. Отнят у православных свет учения. В Великом Литовском княжестве, хотя и осталась последняя Белорусская епархия, однако, и сия большей частью расхищена… Школам и семинариям быть не допускают. Веру православную в последней нищете и простоте исповедать не допускают. Гонят православный народ, как овец, неимущих пастыря, или до костелов, или до униатских церквей, гонят не точию из домов, но и из церквей наших; приказчик бьет народ плетью, как скот гонит из хлева» [12].
В 1762 г. Георгий Конисский попадает на коронацию императрицы Екатерины II, к которой обращается с докладом о состоянии православия на территории Польши, а затем, получив царскую грамоту, отправляется в Варшаву, чтобы отдать поклон новому польскому королю – С. Понятовскому и также доложить о текущее состоянии православной церкви [4]. С 1765 г. начинается трехлетний варшавский период жизни святителя Георгия, в течение которого владыка самоотверженно трудится, добиваясь правды и ходатайствуя о свободе исповедания православной веры. 16 июля 1765 г. святитель предстал перед королём Польским С. Августом Понятовским и произнёс пламенную речь, в которой, ссылаясь на привилегии, данные православным прежними королями, сетовал на притеснения и оскорбления и просил возвратить православным свободу веры: «Вера наша – вот единственное преступление, в котором нас обвиняют. Мы христиане, но христианами же угнетаемся; верные, но верными озлобляемы более, нежели неверные! … За то, что мы не дерзаем толковать вечные Божие законы согласно с преданиями человеческими, и, так сказать, не смешиваем небо с землею, – за то, говорю, называют нас схизматиками, еретиками, богоотступниками. За то, что страшимся противоречить с бесстыдством гласу совести, осуждают нас на заключение в темницы, на раны, на позорную казнь и сожжение!»
Трёхлетнее пребывание в Варшаве, 1765-1768 гг., было одним из самых напряженных периодов в жизни Святителя Георгия. В то же самое время это был этап плодотворных и необходимых для церковной жизни трудов, которые отняли колоссальное множество духовных и физических сил. Преосвященный владыка переживал страх за собственную жизнь, когда она неоднократно подвергалась опасности [12].
В 1783 г., когда часть территории Беларуси в результате первого раздела Речи Посполитой оказалась в составе Российской империи, и Георгий Конисский был возведен в сан архиепископа Могилёвского, Мстиславского и Оршанского, а затем стал членом Священного Синода.
Вот так, по словам святителя происходило введение унии на территории Беларуси: «Во все правительственные и судебные уряды малороссийские посланы поляки с многочисленными штатами; города заняты польскими гарнизонами, а другие селения их же войсками; им дана власть всё то делать народу русскому, что сами захотят и придумают, а они исполняли сей наказ с лихвою, и что только замыслить может своевольное, надменное и пьяное человечество, делали то над несчастным народом русским без угрызения совести; грабительства, насилие женщин и самых детей, побои, мучительства и убийства превзошли меру самых непросвещенных варваров. Они, почитая и называя народ невольниками, или ясыром польским, всё его имение признавали своим. Собиравшихся вместе нескольких человек для обыкновенных хозяйских работ или празднеств тотчас с побоями разгоняли, на разговорах их пытками истязывали, запрещая навсегда собираться и разговаривать вместе». Так по словам святителя, «церковь Западная, желая большего распространения, дозволяет употреблять на противников насилие, пришествия, гонения, раны, узилища, каковых средств ни Христос, ни Апостолы нигде не употребляли». Святитель Георгий активно этим зверствам противостоял. Его священная миссия заключалась в распространении и защите Православия, а также в просвещении народа Белой Руси, для чего им при архиерейском доме была создана типография и написан ряд историко-богословских трудов, которыми зачитывался даже сам А.С. Пушкин, о чём поэт написал еще в журнале «Современник».
Главным же итогом деятельности святителя Георгия Конисского стала уравнивание в правах представителей всех конфессиональных направлений в результате создания сейма Слуцкой конфедерации 1767 г., где православная церковь была выведена из статуса диссидента на территории Речи Посполитой.
Главным фундаментальным трудом святителя Георгия стала «История Малой России», в которой основанный русскими князьями малороссийский народ предстает как многострадальный русский народ, множество гонений от церковной унии претерпевший.
Святитель Георгий был активнейшим ревнителем православия своего времени. Его сердце переполняла вера во Йисуса Христа и горячая любовь к Родине и обострённое чувство справедливости, которое, наблюдая угнетенное состояние православной церкви на территории Беларуси, не могло оставаться равнодушным. Он был одним из тех, по чьим молитвам и ходатайству на территории Белой Руси прекратились гонения со стороны униатов, а затем вернулась православная идентичность, в результате чего Русь снова стала единой. И мы можем истинно сказать, что святитель Георгий – православный герой и истинный патриот Белой Руси [4].
Архиепископ Георгий много радел о благосостоянии и устроении своей могилёвской епархии. В 1780 г. было построено новое здание для семинарии, преподавательский состав которой был пополнен из числа выпускников Киевской академии. Георгий Конисский заботился и о чистоте православного обряда, о чём свидетельствует грамота, изданная против обливания водой при крещении. Им была составлена и грамота против корыстолюбия священников, и написаны статьи против безверия, французского “мыслителя” Вольтера.
Больной и усталый от ежедневных забот, 20 января 1793 г. архиепископ Георгий написал завещание, а 13 февраля 1795 г. преставился ко Господу.
Святитель Георгий Конисский был погребен в Могилёве, в Спасо-Преображенской церкви, подле архиерейского дома. Господь прославил его останки нетлением, как сообщается в приложении 3 на странице 555 «Полного месяцеслова Востока» в 1875 г.: «тело его оказалось нетленным». Кроме того, во время нашествия французов в 1812 г. захватчики открыли раку с телом святителя и засвидетельствовали нетленные мощи.
Память архиепископа Георгия начали чтить почти сразу после его кончины. В 1904 г. в Могилёвской епархии было установлено торжественное заупокойное поминовение святителя, а в 1993 г. он был причислен к Собору Белорусских святых решением Синода Белорусской Православной Церкви. 30 ноября 2017 г. Архиерейским Собором Русской Православной Церкви было принято решение об общецерковном прославлении святителя Георгия, с установлением празднования памяти 6 августа по новому стилю [3].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1) В рассматриваемый период нахождения Беларуси в составе Речи Посполитой, Белорусская Православная Церковь переживает тяжёлые времена гонений католицизма. Однако, не смотря на лютые избиения и радость врагов, предвкушающих погибель, подобно Христу, вознеслась и воссияла, любовь множа, собирая расточенное трудами и молитвами Могилёвской епархии и заступника духовного Отечества – Святителя Георгия;
2) Святитель Георгия Конисский, веры утверждение, Столп Православия и учителю благочестия, много скорби и гонения претерпев, добрым словом, усердием и великим радением богомудро паству свою управляя, ко спасению всех наставил еси. Церкови Белорусския похвало и града Могилева украшение, моли Христа Бога, да утвердит Отечество наше в благочестии и спасет души наша. Святителю Отче Георгие моли Бога о нас.
Изучая данную тему, с великой печалью и скорбью в очередной раз отметил всю жестокость и злобу безумных фанатиков, называющихся Божъими служителями, которые уподобились иудеям, Христа распявших, в лицемерной слепоте. Разве может вера в Бога, любовь Христа Спасителя мечом сеятся, кровь проливающим? Истинны слова Спасителя, о пророках лживых, в одеждах овечьих, внутри же суть волки хищные – от плодов их познаете их [1, 5]. Кровопролитие въелось в историю католицизма и кровь невинноубиенных мучеников земли белорусской вопиет.
Весьма интересно, что думает Отче Георгие о безумной бойне на Его родной земле украинской, откуда Он родом?
Очнись же, О Великий Народ Православный! [1].

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Азбука Веры. Библия : От Марка 14:41-42[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://azbyka.ru/biblia/?Mk.14:41-42&utfcs. – Дата доступа: 06.06.2023.

2. Азбука Веры. Библия : От Матфея 7:15-16 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://azbyka.ru/biblia/?Mt.7:15-16&utfcs. – Дата доступа: 05.06.2023.

3. Азбука Веры : Краткое житие Святителя Георгия Могилевского [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://azbyka.ru/days/sv-georgij-konisskij-mogilevskij. – Дата доступа: 05.06.2023.

4. Бабук, А. Русская народная линия : Георгий Конисский – православный Герой и патриот Беларуси. [Электронный ресурс] А. Бабук. 06.08.2020 – Режим доступа: – Дата доступа: 05.06.2023.

5. Журнал для умеющих думать : 15 цитат из Библии о лжепророках [Электронный ресурс] 26.04.2020. – Режим доступа: https://iov75.livejournal.com/4939810.html. – Дата доступа: 06.06.2023.

6. Завтра сессия : Распространение христианства на белорусских землях. Православие в Беларуси [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://zavtrasessiya.com/index.pl?act=PRODUCT&id=667. – Дата доступа: 05.06.2023.

7. Информационное агентство EADaily : Как Беларусь вернулась в православие [Электронный ресурс]. – Режим доступа: – Дата доступа: 05.06.2023.

8. Официальный портал Белорусской Православной Церкви : Положение церкви в конце 17 века и после Замойского собора 1720 года. Исповедническая деятельность Святителя Георгия (Конисского) [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  – Дата доступа: 05.06.2023.

9. Перший Козацький. YouTube : Вера Вечна, Вера Славна! Хоры Трёх украинских Лавр объединились ко Дню Крещения Руси 2020 в песне [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=Rub0Ln1GctI. – Дата доступа: 05.06.2023.

10. Пушкин, А.С. Интернет библиотека Алексея Комарова : Пророк [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ilibrary.ru/text/600/p.1/index.html. – Дата доступа: 05.06.2023.

11. Романчук, А. Монастырский хронограф : Белорусская Православная Церковь : история и современность [Электронный ресурс] А. Романчук. – Режим доступа: – Дата доступа: 05.06.2023.

12. Чарный, С. Азбука Веры. Православная библиотека : Святитель Георгий (Конисский) и его время [Электронный ресурс] С. Чарный.- Режим доступа: – Дата доступа: 05.06.2023.


Рецензии