100 лет искусствоведу Игорю Круглому

ОРЛОВСКИЙ МУЗЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ

7 марта 2023 года исполнилось 100 лет со дня рождения Игоря Ароновича Круглого.

Известный искусствовед Игорь Аронович Круглый, в первую очередь, известен своими монографиями о видном деятеле культуры, народном художнике СССР, почетном гражданине г. Орла Андрее Ильиче Курнакове. Ему принадлежат труды «Андрей Курнаков» («Вешние воды», Орел, 1995), «Андрей Курнаков. Портреты современников» («Вешние воды», Орел, 2002), «Андрей Курнаков. Этюды» («Вешние воды», Орел, 2008), «Андрей Курнаков. Диорамы». В 2-х томах («Вешние воды», Орел, 2010).
Его другие исследования также знакомы специалистам и любителям изобразительного искусства. Библиографической редкостью стали монографии об орловском художнике первой половины ХХ века Николае Ивановиче Струнникове, одном из основателей «Союза Русских художников» Петре Ивановиче Петровичеве. Практически исчерпывающими можно считать издания о знаковых представителях русской реалистической художественной школы, современниках и единомышленниках И.А Круглого и А.И. Курнакова братьях Алексее и Сергее Ткачевых, скульпторе Юрии Гришко.
Но возможно, более значимыми страницами творческой биографии Игоря Ароновича являются его созидательные проекты по формированию культурного и художественного пространства нашего города в середине прошлого века. Именно он явился создателем Орловской областной картинной галереи, одним из инициаторов создания Союза художников РСФСР, а также организатором Орловского отделения этой структуры, ключевую роль сыграл в появлении в Орловском государственном педагогическом институте кафедры истории искусств.
Как пишет в своих воспоминаниях Круглый, начало его организационной деятельности в Орле в сфере изобразительного искусства было связано с областным товариществом «Всекохудожник». Имея диплом Московского художественного училища им. 1905 года (куда он перевелся из Орловского художественного училища) и проработав в этой организации четыре года художником, в 1947 году Круглый возглавил товарищество. Однако «десять лет деятельность руководителя организации творческого удовлетворения не давала. Это была работа на износ… К этому надо добавить идеологический партийный пресс, который подчас не давал осуществлять творческие замыслы».
Одновременно произошло изменение профессиональных приоритетов Игоря Ароновича. Получив за это время искусствоведческое образование в Ленинградском художественном институте им. И.Е. Репина, свою дальнейшую работу он представлял именно в этой области.
Следует отметить, что в рассматриваемый период И.А. Круглый был единственным искусствоведом в Орле. Авторитет его и уже известного на тот момент живописца А.И, Курнакова были достаточно велики. Руководителем областной организации Союза художников СССР был в то время Константин Сергеевич Андросов. Именно эти три человека стояли у истоков создания Орловской картинной галереи. Необходимость ее появления была обозначена еще в начале 1950-х годов директором Орловского краеведческого музея Е.Н. Кореневой. В качестве аргументов ею выдвигались потребность расширения музея с выделением целевой площади для экспозиции предметов изобразительного искусства, а также срочность проведения реставрационных работ произведений русского искусства XVIII-XIX веков. Создание на базе художественного отдела музея картинной галереи могло кардинально изменить сложившуюся ситуацию.
В 1956 году И.А. Круглый, А.И. Курнаков и К.С. Андросов детально проработали концепцию организации нового учреждения. Каждый взял на себя конкретную функцию: Андросов должен был подготовить необходимые письма, документы с обоснованием создания картинной галереи, Курнаков, пользуясь своей репутацией, передать их председателю облисполкома и убедить его в принятии положительного решения, а Круглый найти помещение которое бы соответствовало ряду условий для размещения в нем подобной структуры.
Практически сразу было решено, что галерею возглавит Игорь Аронович. Как первый директор он решил самые сложные вопросы создания и функционирования такого музея. Первым из них был вопрос реконструкции найденных площадей (правого крыла Торговых рядов, где в то время находился ряд различных организаций), а вторым – реставрации произведений искусства. «Коллекция живописи, графики, скульптуры на период оккупации была спрятана в подвале торговых рядов и… хранилась там в самых жутких условиях», - вспоминал Круглый. Третьим, не менее важным, явился вопрос отсутствия в Орле необходимых для работы в картинной галерее специалистов. Результатом успешного решения поставленных задач стало, открытие в декабре 1957 года Орловской картинной галереи для публичного посещения.
Работая в должности директора галереи, Круглый зарекомендовал себя профессионалом своего дела и был приглашен в оргкомитет по созданию Союза художников РСФСР в Москве. К тому времени аналогичные организации существовали во всех союзных республиках. Игорь Аронович уже имел подобный опыт, являясь членом республиканского выставочного комитета Союза художников СССР от Орловской области. В составе рабочей группы из четырех человек Круглый участвовал в подготовке документов о создании Российского Союза художников и Художественного фонда. Непосредственно им были разработаны Проекты Уставов этих организаций. Логичным шагом стало руководство Орловской организацией Союза художников РСФСР, которая была им оформлена как правопреемница Орловской организации Союза художников СССР. Председательствуя в течение семнадцати лет в данном художественном объединении (с 1963 года по 1981), Круглый способствовал в обеспечении членов Союза творческими мастерскими в полном объеме, повлиял на профессиональное развитие организации. Как писал В.К. Киселев, 1960-е годы характеризовались «активным творческим подъемом Союза,…творческий рост коллектива позволял организовывать выставки даже по отдельным жанрам изобразительного искусства». В целом за время нахождения во главе орловской организации Союза И.А. Круглого, художники региона «внесли значительный вклад в развитие тематической картины и таких жанров как портрет, пейзаж и натюрморт… радовали зрителя яркой самобытностью».
Во многом активизации деятельности организации способствовал приток молодых квалифицированных художников, выпускников профильных вузов Москвы, Ленинграда и Харькова, приглашенных в качестве преподавателей на созданный в то время художественно-графический факультет в Орловском государственном педагогическом институте.
Инициатором его создания был А.И. Курнаков. С именем же Игоря Ароновича Круглого связано появление в структуре факультета кафедры теории и истории искусств. После его защиты диссертации на звание «Кандидата искусствоведения» в Московском институте теории и истории искусств АХ СССР, кафедра приобрела новый профессиональный статус, подготовив не только выпускников-теоретиков, но и новых кандидатов наук.
В 1985 году после двадцатилетнего руководства кафедрой И.А. Круглый был приглашен в Москву, в Государственную Третьяковскую галерею. Но и после переезда он продолжал активно участвовать в художественной жизни края, выпуская монографии, каталоги, консультируя художников, помогая в организации выставок.
Естественно, что роль этого человека в формировании культурного пространства нашего города в середине прошлого века не ограничена только этими ключевыми моментами его биографии. Но даже по ним можно получить представление о значимости такого вклада.

В экспозиции картинной галереи народного художника СССР А.И. Курнакова Орловского музея изобразительных искусств представлен живописный портрет Игоря Ароновича Круглого, созданный А.И. Курнаковым в 1976 году. Этот портрет более камерный и одновременно более условный, чем другой, более поздний портрет кисти Андрея Ильича, из экспозиции картинной галереи, созданный в 2003 году. В темной гамме красок цветовой палитры художник изобразил Игоря Ароновича в момент работы. Он сидит в кресле в комнате на фоне икон, внимательно и задумчиво изучая одну из них.

(Материал из Интернет-сайта)


Рецензии