Глава 419. Хачатурян. Соната-фантазия

Арам Ильич Хачатурян
Соната-фантазия для виолончели соло
Марина Тарасова (виолончель)

alexa_minsk: Невероятная музыка.
Чтоб такое написать, нужно досконально знать возможности виолончели. Особенно поражает второй раздел своими немыслимыми звучаниями.

Volovikelena: Начинается так необычно — как жужжание самолета.

Виолончелистка замечательная. Не знала, что у Хачатуряна есть сольная соната для виолончели. Сольные струнные и духовые — не частый экземпляр. Баха обыкновенно в первую очередь вспоминаешь. А вот романтиков с сольными сонатами для струнных не помню совсем.
  И в XX веке к ним тоже не часто обращались, хотя примеры есть, конечно. У Эжена Изаи сольные скрипичные сонаты и Вариации на двадцать четвертый каприс Паганини. А для виолончели-соло есть сонаты у Лигети, Кодая, Кнайфеля, Тищенко. Если покопаться, то найти можно много интересного. Но часто ли их играют.
  Вспомнился материал старого детского учебника по музыкальной литературе. В нем были, очевидно, использованы воспоминания самого композитора или его современников. Сносок не было. Но одно просто запомнилось: мальчик приехал поступать в Московский техникум им. Гнесиных безо всякой подготовки, так как семья была в очень стесненных обстоятельствах, чтобы платить за частные уроки в Тбилиси или оплачивать музыкальную школу. Может быть, в 20-х годах XX века в Тбилиси еще не было музыкальных школ. Время сложное, послереволюционное.
  И вот Арам при приеме в училище, обнаружив перед комиссией в лице Елены и Михаила Гнесиных прекрасный слух, память, умение импровизировать (самоучкой фортепиано осваивал), увидел в кабинете виолончель. И произошла, наверное, вот эта мгновенная влюбленность. Арам сказал, что хочет учиться играть «на этой большой скрипке». И его зачислили в класс виолончели.
  Поэтому, начиная на ней играть с нуля не с детства, а в юношеском возрасте, к особенностям инструмента он уже подходил по-другому. Он слушал и искал возможности разнообразия звука и его пения с самого начала, а ребенок поначалу просто играет упражнения, учит позиции. У детишек зачастую нет восторга и ощущения загадки при общении с инструментом во время обучения. А у взрослых, которые поздно начинают, оно есть. Вот и у Хачатуряна было благоговение перед инструментом.


Рецензии