Почему японцы любят Китай?

Принято считать, что японцы, мягко говоря, недолюбливают китайцев. Ещё бы: Япония и Китай слишком часто становились соперниками как в бизнесе, так и в политике, а в более отдалённой истории - также на полях сражений. Тем не менее, если смотреть аниме, может возникнуть впечатление, что японцы не так уж и сильно "не любят" Китай; ибо существует достаточно аниме, в котором МНОГО внимания уделяется культуре Китая или китайцы оказываются в роли положительных, а то и главных героев.

Можно предположить, что относительно частое упоминание Китая в аниме рассчитано на привлечение китайского зрителя, а ещё является данью уважения сотрудничеству с китайскими студиями при создании аниме (да, японцы и китайцы соперничают не во всём!). Что ж, может быть. Но лично у меня есть и другая версия, почему японцам именно НРАВИТСЯ Китай, т. е. дело не только в бизнесе и деловой этике - ещё и в самых настоящих симпатиях! Хоть Япония и Китай больше соперники, чем партнёры, однако есть у китайцев КОЕ-ЧТО, особенно желанное японцами: нормированная рабочая неделя по 40-48 рабочих часов! Да, в стране, являющейся современным лицом социализма, запрещена эксплуатация человека человеком; вот уж неожиданность, правда? (нет). Конечно, в наиболее крупных китайских компаниях до недавнего времени многие сотрудники работали и по двенадцать часов шесть дней в неделю, но это было исключением из правил, которое к тому же запретили в 2021-м. Японцам, которым приходится работать по 10-16 часов на протяжении шести дней в неделю (ещё и без отпуска!), о такой заботе правительства можно лишь мечтать. Кто бы как ни относился к Китаю, но в этом плане он выглядит образцом адекватности! Особенно - для японцев, которых с детства приучают к коллективизму, и которые, взрослея, понимают, что ИХ коллективизм какой-то... односторонний: их имеют, а они - нет. Да, коллективизм + капитализм - это жуткая смесь, ядовитая для человеческого общества! А вот социализм - это ВОПЛОЩЁННЫЙ коллективизм! Иными словами, японцы осознают, что, раз уж их приучили к коллективизму, для этого коллективизма нужны подходящие условия.

При желании в аниме иногда можно увидеть японскую жажду "правильного" коллективизма. Например, что общего у "Бродяги Кэнсина" и "Тригана"? В обоих случаях главный герой франшизы носит одежду красного оттенка; а красный - это очевидный "цвет-символ" социализма. В обоих же случаях главные герои борются за общественное благо, в т. ч. против антиобщественных элементов и корыстолюбивых приверженцев капиталистических идей. Далее - франшиза "Стальной алхимик", в которой главгерой живёт в альтернативной версии XX века и состоит на службе в милитаристском государстве. В реальном мире милитаризм являлся неотъемлемой частью социалистического и национал-социалистического государственных строев; с другими идеологиями он также мог уживаться (к примеру, фашизм - это милитаризм и одновременно антисоциализм), однако из-за красного плаща главгероя "Стального алхимика" возникают вполне конкретные ассоциации (которые лишь закрепляются через наличие у тамошнего ГГ чувства справедливости, в т. ч. социальной).

В общем, у японцев двоякое отношение к китайцам; с одной стороны - неприязнь, продиктованная конфликтами в бизнесе и политике, в т. ч. военной. А с другой - симпатии, обусловленные тем, что оба народа являются закоренелыми коллективистами, но китайский коллективизм выглядит более успешным, а значит - тут есть чему поучиться у соседей!

Постойте-ка; но чем тогда объяснить схожее двоякое отношение японцев к... странам запада? В Японии очень любят западную культуру, а белых людей считают настолько красивыми, что стараются подражать их внешности (светлая краска для волос и цветные линзы пользуются большой популярностью, не говоря уже о западной одежде). Однако... самих белых людей там не особо любят. Прежде всего, из-за зависти. Большинство японцев до-пенсионного возраста никогда не покидали Японию - из-за плотного рабочего графика и очень редких отпусков; и когда такие люди видят у себя на родине приезжего, то испытывают зависть (в т. ч. чёрную) от встречи с человеком, который живёт более интересной и полноценной жизнью (раз уж может путешествовать!). Вторая причина - исторически чуждая Японии корпоративная культура, которая пришла ИМЕННО с запада, и с которой приходится сосуществовать против воли. Чтобы стало ясно, что данное объяснение не притянуто за уши, приведу пример из массовой культуры, очень часто являющейся отражением реальности; для этого мне придётся использовать слегка изменённую выдержку из другой моей статьи под названием "Про деструктивизм":

"Классический японский сюжет - нападение на город огромного чудовища. Монстры, вроде Годзиллы, успели стать ОЧЕНЬ популярными в Японии - при отсутствии исторических аналогов или хотя бы адекватных предпосылок к появлению таких гигантских тварей. Кто-то считает, что Годзилла - это персонификация страха японцев перед последствиями радиоактивного заражения городов Хиросима и Нагасаки, подвергшихся ядерной бомбардировке в конце Второй мировой войны. Но, по-моему, оснований бояться того, что какое-то животное в результате воздействия радиации вырастет до размеров небоскрёба, вправду не было (больше следовало бы бояться лучевой болезни и физических уродств); да и разрушение городов чудовищами почему-то не оказалось "больной" темой, напоминающей о бомбардировках японских городов американцами, а также о частых в Японии природных катастрофах. Несмотря на всё это, гигантские монстры, разрушающие города, стали популярны в Японии - это факт; и ему можно найти рациональное объяснение. Японцам в послевоенные десятилетия жилось не то чтобы слишком плохо; однако насаждение исторически чуждого корпоративного образа жизни противоречило их традициям. Прежде всего - раньше в Японии военная служба считалась достойным делом, а после установления про-американской политики начал продвигаться... непрезентабельный образ военнослужащих; страну с богатым военным прошлым (которым многие семьи хотели бы гордиться!) заставляли стыдиться своего прошлого - и придерживаться "показательно-мирного" развития. К тому же исторически одним из самых больших страхов японцев был позор; опозорить себя перед семьёй и обществом, а то и СЕМЬЮ перед обществом - казалось, ничего страшнее быть не может! Естественно, страх позора был связан с гордостью за свою семью. Однако с пришествием корпоративной культуры от гордости осталось не так уж много, ибо маловато чести в том, чтобы быть офисной крысой и выслуживаться перед начальством, занимаясь неприметной и монотонной работой с обилием бумажной волокиты, или же стелиться перед партнёрами и клиентами. И пусть о гордости подзабыли, зато стыд никуда не делся! Отныне "достойная" жизнь была связана именно с корпоративной культурой, которая, мягко говоря, не всем нравилась, а отказаться от неё - означало упасть в глазах семьи. Да и какие были альтернативы? Поиск работы с достойной платой в послевоенной Японии никогда не был лёгким делом; а уйти с "нагретого" места и остаться без иены - во-первых, неприятно, во-вторых, глупо (а потому стыдно). В общем, многие не получали удовольствия в сложившейся ситуации и подсознательно понимали, что избавиться от неудовлетворительной реальности, не покрыв себя позором, смогли бы лишь в случае чуть более серьёзной катастрофы, чем землетрясения и цунами, к которым Япония давно привыкла. В итоге, появилась негласная, но подсознательно понятная большинству жажда деструктивизма: гигантские монстры, разрушающие реальность, в массовой культуре стали символом отнюдь не страха, а надежды; даже Годзилла в японском кинематографе успел пройти путь от злодея до героя - настолько он нравился зрителям! К слову, попутно с этим был популяризирован жанр "меха" (про гигантских пилотируемых роботов) - и тоже неспроста, ибо в условиях разгула гигантских монстров можно обезопасить себя, лишь став такой же громадиной, способной дать отпор другим монстрам. Да и про японских детишек стоит упомянуть - им тоже не особо нравилось тухнуть в школе (причём они проводили там больше времени, чем предусмотрено в других странах!). Естественно, им хотелось бы, к примеру, однажды утром не пойти в школу из-за того, что ночью её разрушило какое-нибудь чудище, которых часто показывали в фильмах и аниме. В общем, послевоенная Япония - это помесь подавленных амбиций и подчинения ЧУЖИМ правилам. Так что даже к американцам там было двоякое отношение - с одной стороны, те считались красивыми и сильными, а с другой... оставались захватчиками, навязывающими свои правила игры, что заставляло видеть в них потенциальных врагов."

Однако как американцы в частности, так и западные люди в целом имели ещё кое-что, привлекающее японцев. Индивидуализм. Да, в то время, как японцы были помешаны на коллективизме, западные люди вовсю практиковали индивидуализм, в т. ч. настолько "радикально", что удивляли японцев. К примеру, оспорить решение семьи отправить тебя в институт, высказать родным своё несогласие и начать погоню за собственной мечтой? На западе это нормальная ситуация, в т. ч. стандартный сюжетный ход для художественных произведений. Но для японцев... нечто немыслимое, что сейчас можно описать известным мемом:

"А чё, так можно было, что ли?!"

Думаю, вы поняли. Наплевать на мнение семьи, на традиции, поддаться (эгоистичным) желаниям - для подавляющего большинства японцев это невообразимая роскошь! А на западе такое поведение даже одобряется обществом! В западной культуре именно ЭТО, главным образом, привлекает японцев - пусть даже вызывает чёрную зависть, однако не восхищаться людьми, которые успешно осуществляют что-то, кажущееся тебе невозможным, просто нельзя!

Подытожу. Одной из главных проблем японского общества является то, что оно находится в "подвешенном" состоянии: с одной стороны, японцев привлекает западный индивидуализм, подходящий для страны с капиталистическим курсом, но с другой - японцам с их "традиционным" коллективизмом подошёл бы и социалистический путь развития на примере Китая. Для улучшения жизни общества в Японии необходимо отказаться либо от "традиционно коллективистских" взглядов на жизнь (ради индивидуализма, уживчивого с капитализмом), либо от капиталистического пути (ради социализма, подходящего коллективизму). Но Япония никак не может определиться с выбором, оттого и капитализм у неё приживается в муках, и социализм пока что невозможен.


Рецензии
Я бывал в Японии многократно, общался и с китайцами часто (преподаю японский и немного китайский). По-моему, автор заметки не знает заявленного предмета и предлагает свои досужие измышления. Да и ошибочно считает, что коллективизм - неотъемлемая черта социализма. Похоже на графоманство.

Владимир Бородин 4   07.06.2023 20:53     Заявить о нарушении
Графоманством не страдаю - мне банально не до этого. Быть может, у вас просто сложилось своё мнение, а у меня - своё. К примеру, мне приходилось общаться с такими индивидами, которые до недавнего времени на полном серьёзе считали, что в России всё хорошо, и в их понимании те, кто говорит о проблемах, просто "накручивают" себе... Что самое смешное, эти люди - русские (учитывая, как "много" они знают о собственном народе, вряд ли смогли бы рассказать что-то толковое о знакомых иностранцах). Это всё к тому, что вряд ли у вас есть право судить о всех японцах и китайцах по отдельным представителям, с которыми вы, скорее всего, ещё и общались поверхностно. А по поводу социализма - ну, не для индивидуалистов такая полит. система! Общественное осуждение за отказ "быть как все" и уголовные преследования за банальное желание работать на себя заместо абстрактного общего блага - слишком тесные рамки.

Анатолий Зоренко   08.06.2023 00:00   Заявить о нарушении