Учеба в мореходке Глава 1

               
Некоторая часть учеников и учениц, начиная с седьмого и последующих классов, уже задумываются о своей будущей профессии, о дальнейшей учебе в учебных заведениях. Я к ним не относился. Учась с отличием в школе я не думал о будущем. Ходил в школу, старательно учился и был доволен.

Но родители думали, тем более, что в нашем не большем городке не было никаких учебных заведений. Этот городок, Спасск – Дальний, расположен в Приморском крае Дальнего Востока севернее города Владивостока на двести сорок километров, и недалеко от озера Ханка. Выпускники школ, желающие получить высшее образование, ориентировались на учебу во Владивостоке. Но для этого нужна была материальная помощь родителей для оплаты общежития, для питания и одежды. Мои родители не могли мне помочь. Мать не работала, отец, работавший в милиции, в те времена получал мизерную оплату. Для сравнения скажу, токарь тогда получал в два с половиной раза больше, чем отец, старшина милиции.

Когда мне исполнилось пятнадцать лет, отец с матерью решили, что вполне приемлемым вариантом может быть выбор профессии шахтера, а для этого надо пару лет поучиться в профессионально техническом училище (ПТУ) в одном из городов Приморского края. Почетная профессия, хорошая зарплата, почему бы и нет. В один из дней отец поехал со мной к знакомому, работающему шахтером, кажется, в Тавричанке. Тот одобрил выбор, но сообщил, что в ПТУ принимают только после шестнадцати лет, а мне было пятнадцать. На том и порешили.

Но через год мнение поменялось. В мае отец, придя с работы, принес вырезку из газеты, в которой было приглашение поступать учиться в Дальневосточное мореходное училище (ДВМУ) в городе Находка по специальностям: штурман, судовой механик, радист и технолог. Заманчивое приглашение: курсанты получают среднее специальное образование, но самое заманчивое – учащиеся обеспечиваются бесплатным питанием, общежитием, форменной одеждой и стипендией в размере шести рублей. Одним словом, полное государственное обеспечение.

Я сразу согласился, мне это больше понравилось, нежели перспектива шахтера. Но мать сразу в слезы. На днях мы всей семьей смотрели кино Рижской киностудии про рыбаков, где показывали, как небольшой сейнер попал в шторм.

- Это же опасно. Рыбаки чуть не утонули, - заявила мать.

Вскоре я написал заявление в школу с просьбой выдать мне документы после окончания учебного года.  Но, учитывая, что по успеваемости я был в числе наиболее успешных учеников, в школе пытались меня отговорить, предлагая завершить десятилетку и далее поступать в институт. Особенно активно уговаривал преподаватель математики. Он прочил мою учебу в Новосибирском учебном центре на физико-математическом факультете. Это был замечательный, я бы сказал, одаренный преподаватель, который влюбил меня в математику. Я часто сидел до полночи над задачами и примерами по математике, геометрии и тригонометрии.

Но решение было принято, в начале июня я забрал в школе документы и стал готовиться к экзаменам для поступление в училище. И через месяц родители утром провожали меня на поезд, идущий в Находку. Волнительное прощание, мне дают последние наставления как вести себя в поезде, на станциях не выходить на перрон, чтобы не отстать от поезда и прочее - прочее. Шестнадцать лет – не так много, да и уезжал я впервые самостоятельно.

И тут подходит молодой мужчина:

- Учиться отправляете?

- Отправляем в Находку, да вот волнуемся, - отвечали родители.

- А куда он будет поступать?

- В мореходное училище.

- Считайте, что уже поступил, я там работаю преподавателем. Подскажите мне фамилию и имя, я найду его в училище и помогу.

Паровоз дал прощальный гудок, пахнул клубами пара, и поезд двинулся.

Забегаю несколько вперед. Как только я вернулся домой после сдачи вступительных экзаменов первым вопросом был поступил ли я в училище, а вторым:

- А тот мужчина нашел тебя в училище?

- Нет, я его не видел.

- Вот же паразит, а обещал, - возмутилась мать, - отец привел его домой, накормили мы его, напоили. Поспал на диване, а потом нагрузили ему сумки, и отец проводил его на автобус.

- Говорила я тебе,- обратилась она к отцу, - проходимец он. А наш Вовка хорошо учился и сам может сдать экзамены куда угодно. А ты ему и колбаски домашней, и сала, и огурцов, и компотов из разных ягод нагрузил. Да еще и тащил эти сумки до автобуса, а он налегке шел.

Отец стоял, да смущенно руками разводил. (Отец мог прогнуться перед нужными людьми, я же, и это к счастью, не научился этому).

                Продолжение следует: http://proza.ru/2023/06/07/1326


Рецензии
Добрый день Владимир. Находка строится начала в 1939 году.Наверное, тех бараков довоенных давно нет, а мой отец работал там в числе других заключённых, и разбивал эти бараки. Он был геодезистом в начавшей строится Находке. Я пишу об этом периоде в его жизни "Заплатить за золото".Он жил в бараке для ИТР, им разрешали на берегу поискать что-нибудь съестное. А в рабочих бараках до 15 человек в сутки выносили. Находка стоит на костях этих людей.Что-то я не о том. Извините. Мы заканчивая школу, не знаем куда поступать, и редко человек выбирает профессию, которую полюбит.Меня наша литераторша уговорила идти на литфак. Я три курса закончила, пока решилась уйти. И ни разу не пожалела, геодезия стала моей любимой профессией.А вот море, я бы не смогла, боюсь панически большой воды.Видимо у вас этого страха не было. И мужик, это же надо сообразить, как прокормится. Мы вот всё работали, а они изощрялись, и у них до сих пор получается, обманывать, воровать, и т. д. Не работая жить лучше нас.

Лариса Гулимова   01.10.2023 05:56     Заявить о нарушении
Лариса, спасибо!
Знаете, только что почитал у Вас "Амурского полоза", и мне подумалось, что в море гораздо безопаснее и комфортнее той жизни, которую Вы описали. Хотя тайга мне понятна и близка из детства и юности.

С благодарностью.

Владимир Чугай   01.10.2023 20:20   Заявить о нарушении
Может вы и правы. Папа геодезист в 56 лет на работе. Брат геодезист в 44 года на работе.Сын геодезист в 38 лет на работе. Нас с мужем тоже геодезистов настигла старость, смерть сына. Теперь не знаю что лучше. Тайга она как и море забирает свою дань.

Лариса Гулимова   02.10.2023 13:06   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.