Глава 424. Шуберт. Девятая соната

Франц Шуберт
Соната для фортепиано №9 си-мажор
Кристиан Закариас (фортепиано)

sir Grey: Тут все время «Свадьба Фигаро» лезет. Как кто думает — это цитата или совпадение? Абсолютно в голове не укладывается эта соната. В голове — пустота.

Люди, кто любит эту сонату, напишите.

Mikhail_Kollontay: Люблю ли — не знаю, но думаю, что это одна из самых лучших сонат Шуберта, достаточно сказать, что я только ее из всех сонат и играю.

sir Grey: Вот, поди ж ты.... Надо же, какую Вы выбрали!

Люди, кто-нибудь, напишите еще о сонате!

abyrvalg: Что касается второй части, то это явно под влиянием бетховенского адажио из Третьей сонаты, причем в той же тональности.

Mikhail_Kollontay: Это вряд ли. У Шуберта типичная молитва католического разлива. У Бетховена нет 3/4ного размера. У Шуберта приятное сладкое анданте, довольно подвижное, скорее гайдновское. Тут ближе, может быть, медленный раздел Сонаты Листа или «Молитва» Глинки, чем Бетховен. У Бетховена разговор Орфея с адскими силами. У Шуберта же ничего подобного. В других частях у Бетховена все квадратно. У Шуберта нечетности в счете тактов опять-таки в духе Гайдна (финал). У Шуберта неудобоисполнимые полифонические штучки в третьей части. У Бетховена залезание в собственный карман (музыка из раннего фортепианного квартета целыми кусками в первой части). У Шуберта заостренный поиск новизны, скажем, в гармонии, уже в первой части небывалые вспомогательные ступени, небывалая и фигурация. У Бетховена — нарочитые стандарты, все прочь, только магистраль. У Бетховена в подтексте: фортепианный концерт (каденция в первой части). У Шуберта чисто камерная фактура.

sir Grey: Ухх!
А я-то только приучил себя слышать здесь и Вторую и Третью сонаты!
Разучиваюсь обратно. Тем более, что сравнение было не в пользу Шуберта. Потому что незачем было сравнивать!

Mikhail_Kollontay: Я еще раз скажу, что перспективнее воспринимать Шуберта в контексте Гайдна, при всех их различиях, в том числе по возрасту и эпохе. Но, конечно, Гайдн услужливее, опытнее, что ли.

sir Grey: А не можете ли Вы объяснить словами, как получилось, что Вы из всех сонат выбрали именно эту? Как это бывает? Мне она, наконец, тоже очень понравилась, но есть же и другие...

Я могу сказать, чем моя жена мне нравится больше других женщин.
Я ее люблю.
А других обожаю. А как насчет Девятой сонаты?

И второй вопрос: какие сонаты у Шуберта считаются самыми... не великими, но популярными. Понятно, что у Бетховена — это Четырнадцатая, но не Тринадцатая. Пусть Пятнадцатая, но не Шестнадцатая. Зато Семнадцатая!!! + Куприн (Вторая). Плюс Манн.

Но, без смеха, если бы меня спросили о трех сонатах, я бы, конечно, назвал Восьмую, Четырнадпатую, Двадцать третью, это не мои предпочтения, это факт.

О пяти — добавил бы Девятую, Девятнадцатую.

О семи — еще плюс Семнадцатая, Двадцать первая. Ну, к примеру.

С Моцартом — хуже, но тоже есть — до-минор, Ля-мажор, соль-минор. Ну, есть знаковые сонаты. Культовые.

Так вот, что насчет Шуберта? Можете ответить?

Mikhail_Kollontay: Объяснить очень могу просто. Ткнул пальцем куда попало, попалась си-мажорная. Значит, она сама меня выбрала, следовательно, я ей нравлюсь, следовательно, она лучшая! Вроде того, как и при выборе жены. Но сейчас уже забыл точно. На самом деле мне хотелось выучить какую-то из них, я поблуждал, помню, по неоконченным разным. И при всей пугающей их качественности увидел, что везде он там далеконько хватил, не соразмерил амбицию с амуницией. Играть более известные не могу, ибо они испоганены моим слушательским и преподавательским опытом. Недостатком си-мажорной я нахожу чрезмерную ложномолитвенность второй части. У него бывает, скажем, Stabat mater такая, на мой вкус. Но у Шуберта не бывает, чтобы «лажа» не компенсировалась чем-то таким, ради чего хочется «лажу» простить.

Моцарта играю сонат больше, Фа-мажор KV323, Ре-мажор KV576, Си-бемоль мажор KV570. При всем этом зубрить через силу — ничего не дает, все равно не выучится. Так было с моцартовской ля-минорной, так было с шубертовской ля-минорной, которая на 6/8, не могу вспомнить опус. Это не связано с «любовью» никак, или да или нет, вот и все.

Про популярность не знаю, что сказать. Есть редко исполняемые по понятным причинам, как Ля-бемоль мажор или ми-минор, они, скорее, ученические, думаю. Я по номерам вообще их никакие не помню, простите, у Моцарта тоже. По номерам среди музыкантов они как-то не приняты. А на Западе и Бетховен тоже идет по опусам, а не по номерам, не знаю, отчего так. У Моцарта сонаты соль-минор нет, видимо, описка.

sir Grey: Спасибо за ответ. И спасибо сайту, уж не знаю, кто тут главный, благодарю Опискина, только никак не пойму, из какого романа взята фамилия.

OlgaKz: «Село Степанчиково и его обитатели» Достоевского.

sir Grey: Спасибо. Я устал что-то. Запутался. У Грибоедова тоже Фома Фомич. Но без фамилии. И без лица.

Грустно мне стало, мне Вторая — самый супер.

Побочный вопрос: а что, Моцарта сонаты учить все равно надо?

Mikhail_Kollontay: Более того, они не желают выучиваться, с норовом.

sir Grey: И ко всем: какие же сонаты Шуберта самые культовые?

art15: Обычно в таких списках фигурируют последние три сонаты — Девятнадцатая, Двадцатая, Двадцать первая, сочиненные незадолго до смерти композитора, особенно последняя.

sir Grey: Спасибо. Мне они тоже больше всех нравятся.

Еще раз возвращаюсь к этому исполнению Девятой сонаты, чтобы сказать, что оно мне, пожалуй, нравится больше остальных.


Рецензии