Глава 2 Дед Фаддей Евсеевич Хандохин

Глава 2. ДЕД ФАДДЕЙ ЕВСЕЕВИЧ ХАНДОХИН

 



 
 Фото Хандохин Фадей (Фаддей) Евсеевич
03.09.1899 (по старому стилю) – 07.11.1944

О моем деде, отце мамы Хандохине Фаддее Евсеевиче было известно немного. Умер он рано, в возрасте 45-ти лет в 1944 году. Воспоминаний о нем практически не осталось, поскольку многие факты его биографии в советское время скрывались, а затем уже не стало тех, кто бы его знал и помнил.

Биографию деда помогли раскрыть историко-архивные материалы найденные, в том числе, в фондах Российского государственного архива современной истории (РГАСПИ).
Фамилия Хандохин (ранее чаще встречалось написание ХОндохин) была достаточно распространена в Уральском казачьем войске и встречается в переписях яицких (позже уральских) казаков уже с 1663 года. 


Жили Хандохины и в Уральске, и во многих крепостях, форпостах, станицах, поселках вниз по течению Урала вплоть до города Гурьева. В разных исторических источниках встречаются упоминания о гурьевских Хандохиных -  казаках, учителях, служащих.
В Гурьев семья Фаддея прибыла из станицы (ранее форпоста, затем поселка) Сарайчика (ранее Сарайшика). 


Станица Сарайчиковская относилась к числу т.н. "низовских" станиц, т.е. расположенных ниже (в 60 верстах от г. Гурьева, на острове, образуемом р. Уралом и р. Сарочинкой). относительно столицы войска – Уральска. В административно-военном отношении входила в состав 3-го военного отдела. Станичный поселок известен с 1734 г.

 
К 1915 г. станичный поселок Сарайчиковский насчитывал 283 двора, в котором проживало 1413 лиц войскового сословия и 125 иногородних. В нем располагались одна войсковая, одна церковно-приходская школы, одна церковь и две кузницы.
К станице относились поселки Сарайчиковский, Сорочинский, Редутский, Кандауровский (все четыре - на р. Урал), Ново-Богатинский (р. Баксай) .


Сарайчик некогда был столицей ногайского хана Золотой Орды и, судя по старинным надписям на монетах, найденных при раскопке древних татарских могил, был известен под именем Сараиль-Джадита, т. е. Нового Сарая.
Его завоевали и сожгли в 1580 г. воровские казаки, бежавшие после погрома их царскими войсками на устьях р. Яика (Урал). Раскопками древнего города подтверждено, что это был богатый город: здесь найдено много мраморных обломков, изразцов своеобразного кирпича, а в могилах большое количество украшений и монет золотых, серебряных и медных.


В 1918 году семья уже жила в Гурьеве. Это подтверждает запись в исповедных росписях Успено-Богородицкой Единоверческой церкви Гурьева за 1918 год, в которой указана вся семья, включая женившегося в этот год Фадея с женой. На основании этих записей можно вычислить приблизительный год рождения (добавлен автором в скобках), поскольку возраст зачастую указывался не точно.

Хандохин Евсевий Ефремов 41 год (1877 г.р.)
Жена его Елизавета Тимофеева 38 (1880 г.р.)
Дети их:
Анна 13 лет (1905 г.р.)
Пелагея 8 лет (1910 г.р.)
Анисия 5 лет (1913 г.р.)
Александр 2 месяца (1918)
Фаддей 19  (1899) и жена его Александра Акакиева 18  (1900).

Отец деда, прадед Хондохин Евсей (Евсевий) Ефремович родился 14 июня 1886 года, 28 июня крещен в церкви Покрова Пресвятыя Богородицы в форпосте Сарайшик.
 
Его отец Ефрем Алексеевич Хондохин записан раскольником, а мать Марфа Аверкиевна, принадлежащей к единоверческой церкви. В этот же день была крещена и пятилетняя сестра Фаддея Александра, видимо при рождении  окрещенная в раскольнической вере.
В 19 лет (в 1895 г.) в соответствии с Положением о воинской повинности Уральского казачьего войска, Евсей Ефремович Хондохин был поставлен в казаки.  А уже в 1897 в чине урядника назначен в 1-й полк Уральского казачьего войска.

 
 
Прадед был участником Гражданской войны на стороне белоказаков. На 1919 год (ему было 42 г.) есть запись в списках 3 особой сотни 2-го Гурьевского учебного пешего дивизиона. Отчества в списке нет. Особая сотня представляла собой вид хозяйственного обоза, в которой состояли необученная молодежь и не годные к строевой старики.


Из анкеты партийной переписи 1926 года (архива РГАСПИ), стало известно, что Фадей Евсеевич проучился 3 года (до 1917 г.) в высшем начальном училище (бывшие городские училища до 1912 года).  Это были учебные заведения с 4-5 летним курсом обучения после 3-4-х летней начальной школы. Следовательно, сначала он окончил начальную школу, возможно церковно-приходскую еще в Сарайчике .
Отделение такого училища, преобразованного в 1857 г. из трехклассного в пятиклассное, существовало и в Гурьеве. В нем были введены новые, более совершенные, программы.  Были такие училища и в Уральске. Где именно учился дед требует уточнения.
 
Фото Русско-киргизское училище, (дом Пупина, (Союз металллистов рядом) на улице Революционной
В советское время начальная школа имени Крупской (недавно снесена).
За ней разрушенный постоялый (заезжий) двор и далее - дом купца Пономарева

В Гурьеве было еще и высшее начальное женское училище. Сохранились фотографии здания и учениц в этнических нарядах  с учителями.
 

 
Фото Ученицы в казацких нарядах

Учащиеся высших начальных училищ, прошедшие курс 1-го и 2-го классов, имели право поступить соответственно во 2-й и 3-й классы гимназий и реальных училищ. Выпускники обычно поступали в учительские семинарии или технические училища.
Прохождение курса уездного или городского училища было обязательным условием и для производства канцелярских служителей в первый классный чин коллежского регистратора.


У казаков-воинов в те времена не было принято гордиться образованием или стремиться к нему. Ведь их деды и прадеды были в основном малограмотными, но при этом уважаемыми людьми.

Поскольку понимание ценности образования не было достаточно распространено, факт учебы деда в училище может говорить либо о зажиточности семьи (обучение в городских училищах зачастую было платным), наличии образованных родственников, либо о способностях и желании учиться самого Фадея.  В памятных книжках Уральской области упоминается Георгий Минович Хандохин, учитель (заведующий) мужским училище. Но завершить образование деду помешала революция.

В 1917 году училища уже закрылись.
В анкете дед писал, что уже с 15 лет работал по найму в сельском хозяйстве, возможно сезонно, поскольку учился.  Следует сделать оговорку, трактуя данные партийной переписи. Конечно, дед сообщал только те сведения, которые не могли помешать его вступлению в партию.


В семье хранилось смутное воспоминание о том, что дед до брака с бабушкой уже был женат, но жена сбежала с белым офицером после разгрома белоказачьей армии генерала Толстого.
Этот замалчиваемый факт в жизни деда удалось подтвердить. Среди архивных документов Гурьевской Успенской единоверческой церкви встретился документ «Обыск брачный», в котором зафиксирован брак казака Хандохина Фадея Евстигнеевича (ошибка в написании отчества) в возрасте 18 лет 5 месяцев, проживающего в Гурьеве, единоверца, с девицей Кабанкиной Александрой - 17 лет 10 месяцев, из Сарайчика.
 
Фото 29 января 1918 года в брак вступили казак
Фадей Хандохин с девицей Кабанкиной Александрой из Сарайчика.

Обыск брачный содержит сведения о женихе и невесте (ФИО, сословие, возраст, приход церкви, в котором оба состояли, статус (холост, девица, вдовец, вдова), разрешения родителей или опекунов в случае первого брака. (Разрешения родителей на этой странице нет, но фигурирует справка от атамана).

Брачный обыск составлялся после троекратного оглашения в церкви, для установления отсутствия препятствий к совершению брака и предшествовал процедуре венчания и датирован, как правило, тем же днем, что метрическая запись о венчании. На этом бланке так же можно увидеть собственноручные надписи и подписи, сделанные рукой предка, что очень волнительно.

Венчание в единоверческой Гурьевской Успенской Богородицкой церкви указывает на принадлежность к ней. В этот же год вся семья, включая Фаддея с женой записаны в исповедных росписях как единоверцы.

Единоверческой церковью называлось направление в старообрядчестве, сторонники которого при сохранении древних богослужебных чинов (двуперстие, служба по старопечатным книгам и др.) и древнерусского бытового уклада признавали иерархическую юрисдикцию Московского Патриархата.

Единоверие активно внедрялось в казачью среду при Столыпине, для усиления государственного контроля и управления казачеством. К нему призывали официальные власти и переходить в единоверческую церковь приходилось в первую очередь тем, кто был как-то связан с государственной властью по имущественным, служебным, образовательным и ли другим причинам.

С началом гражданской войны Фаддей Евсеевич, которому в 1918 г. исполнилось 19 лет, был призван на службу в Уральское казачье войско. Казаки как привилегированное сословие Российской Империи, имели определенные льготы и за это были обязаны несением военной службы. Поколениями они воспитывались в верности царю самодержавному. смотрели свысока не только на обычных мужиков, но и «иногородних» — переселенцев из других районов в казачьих областях. С последними у казачества были зачастую напряженные отношения и именно они, вместе с казачьей беднотой составят резерв для красных казаков.

Казачество как исторически сложившаяся уникальная военная каста, в штыки воспринимала любое вмешательство извне в традиционный многовековой уклад жизни, там более военное. Практически всё казацкое население охватили антибольшевистские настроения.


Два года - с 1918 по 1920 год дед служил рядовым в Белой армии. Сведений о его участии в боевых операциях пока не получено. Это были кровавые страницы истории гражданской войны, поскольку Гурьев еще и оказался ареной борьбы за Каспийскую нефть, в которой участвовали и англичане.  При штабе армии Толстова действовала английская военная миссия, которая в городе имела базу и радиостанцию. Уральская белоказачья армия снабжалась артиллерийскими орудиями, самолетами, обмундированием.

 
Фото Эпизод боев на реке Урал

Фотографий деда тех времен не сохранилось, хранить их было просто опасно, тем более в жизненной истории деда будет арест и соответственно обыск. В редких семьях фотографии смогли спрятать и сберечь, никому не показывая, старики. Сохранились фотографии в семьях эмигрантов белоказаков, покинувших родину с Гурьевским атаманом генералом Толстовым.

 
Фото гурьевских казаков в 1 мировую войну
Многие из них после поражения белоказаков перешли по амнистии в Красную Армию, затем снова поднимали мятежи против советской власти. …

 
Фото Усадьба Толстовых в Гурьеве
 
Фото Усадьба генерала Толстова наши дни

 В конце декабря 1919 г. Красная армия, выполняя указание Ленина, ускорили наступление на Гурьевском направлении, чтобы не допустить поджога нефти белоказаками.

Командующий Уральской армии Толстов со штабом отошёл в Гурьев. Советское командование предложило казакам капитулировать, обещало амнистию. Уральцы обещали подумать, было заключено 3-дневное перемирие. В это время белоказаки уничтожали имущество, которое не могли взять с собой.


В ночь на 3 января 1920 года в белогвардейском комитете обороны (в здании, где в 1938 году разместилось облоно) состоялось последнее заседание штаба генерала Толстова. Утром 4 января Гурьев покинули последние части белых.
Здесь остался только русско-сербский отряд, которому было поручено взорвать склады боеприпасов. В полдень белогвардейцы начали налет на склады, но атаки были отбиты.

 5 января Гурьев был освобожден от белогвардейцев кавалерийской бригадой 25-й Чапаевской дивизии под командованием И. Бубенца. Командир 25-й Чапаевской дивизии И.С. Кутяков впоследствии писал "...От сабель и пуль погибло меньше чапаевцев, чем за два месяца продвижения их от Уральска к берегам Каспийского моря. Из 60 тысяч бойцов осталось не более 25 тысяч".

Так как северная часть Каспия уже замерзла и эвакуироваться из Гурьевского порта было нельзя, генерал Толстов повел остатки уральской армии в Форт-Александровск (ныне г. Форт-Шевченко). К уральцам присоединились остатки многих отрядов, отступавших из-под Астрахани: русско-сербский, енотаевский, оренбуржский, астраханские пластуны и представители английской миссии. В нелёгкий путь вышло до 15 тысяч казаков, беженцев. Многие забрали свои семьи, так поступил и генерал Владимир Толстов. Поход длился два месяца. До Форта дошла лишь четвертая часть вышедших. Многие из выживших не захотели идти дальше.

Небольшой отряд в 214 человек, во главе с В.С. Толстовым, отстреливаясь от набегов враждебно настроенных туркменов, через два месяца пробился в Персию .


Казаки устали от ужасов войны и хотели вернуться к мирной жизни. Амнистия и первые декреты большевиков склонили часть казачества, в первую очередь обездоленного, на сторону Советов. Большое влияние оказывала и агитация властей, угрожавших кровавой расправой за сопротивление, но обещавших не касаться внутреннего казачьего уклада, имущества и земель в случае непротивления.
Кто-то искренне приняли новые идеалы жизни, советскую власть. Вот такая агитационная заметка из газеты "Красный Прикаспий" за 1920 год описывает случай перехода казаков на сторону новой власти.

"Голос казака»

Почему я записался в Коммунистическую партию.

Как казак Уральской области, имея превратные ложные понятия о Советской Власти и Коммунистах, я боролся с красными.
Нам наши вожди генералы, попы и другие говорили о том, что Советская Власть — это кучка людей, самовольно захвативших власть в свои руки и грабящих страну беспощадно они говорили, что коммунисты превратили церкви в конюшни превратили, завели общность женщин и т.д. Теперь же обман рассеялся: Я ясно вижу, что Советская Власть действительно рабоче-крестьянская, что она без сомнения удовлетворила бы всех, если ей не мешала проклятая свора. Я вижу, что коммунисты, за исключением примазывавшихся, действительно сознательные борцы за народ и его свободу. Они везде и всегда впереди и на войне, и на фронте труда. Сознавая что РКП ведет к освобождению трудящийся класс и желая принять активное участие в строительстве новой жизни, я записываюсь в Коммунистическую партию.

Казак Щелоков".

После взятия Гурьева чапаевской дивизией и декрета об амнистии казакам, перешедшим в Красную армию, дед стал красноармейцем (мобилизован) и служил с 1920 по 1922 год в рядах Рабоче-крестьянской Красной Армии (Р.К.К.Ар.).

По семейным воспоминаниям, пока продолжалась гражданская война, он оставался на службе. Именно в эти годы в Гурьеве произошли два мятежа казаков против советской власти и попытки захвата города. Одна из них в 1921 году была успешной, бои шли прямо на улицах города.

Есть упоминания в рассказах родственников, что дед был комиссаром («работал в военкомате») получил ранение в живот, лечился в госпитале. 

После прохождения службы в Красной Армии Фадей Евсеевич по отношению к воинской повинности (по партийной переписи 1926 года), 4 года числился «в долгосрочном отпуске», тогда это входило в срок службы. При этом эти четыре года он по анкетным данным числился в подсобной отрасли нефтедобывающего производства по разведке и разработке нефтяных и газовых месторождений- объединения Эмба-нефть» матросом.

Эта отрасль занималась снабжением, обеспечением деятельности нефтедобычи, видимо и снабжением продовольствием, ловлей рыбы. Производственное объединение Эмбанефть создано в 1920 году на базе нефтепромыслов "Доссор" и "Макат" для управления нефтяными промыслами Урало-Эмбинского района; в 1922 преобразовано в трест "Эмбанефть", который до 1929 находился в Москве.

Эти промыслы были основаны еще до революции иностранными компаниями и были оснащены английским оборудованием, в том числе дизельными электростанциями. Возможно, на одной из них работал в годы ВОВ и приехавший с Украины на нефтепромысел Косчегыл мой дед по отцу Шматко Николай Иванович, репрессированный в 1944 году.

В это время произошли большие изменения в жизни Фаддея Евсеевича. В 1921 году он женился. В графе род занятий записан как рыбак, хотя числился на службе в армии. 
С его женитьбой связано следующее семейное воспоминание.

Это произошло, когда Настя с сестрами и братиком осиротели. Родители только что умерли от свирепствующего в городе тифа. В это же время был реквизирован и их дом, в нем был открыт детприемник, в который поместили 10 летнего брата. Вот тогда Настю приметила жившая неподалеку Елизавета Тимофеевна Хандохина. Сколько тебе лет? - спросила она. Шестнадцать - ответила Настя, -  а замуж ты хочешь?  - хочу, ответила сирота. Шла война, и Насте не приходилось выбирать.

По рассказу самой бабушки был у нее был жених, но его расстреляли белоказаки.
Так Елизавета Тимофеевна сосватала жену своему сыну Фадею - Настя ей приглянулась, либо сначала приглянулась ее сыну, переживавшему предательство жены, сбежавшей с белым офицером.

Таким образом, второй раз Фадей женился уже при советской власти. Брак с моей бабушкой Анастасией Ефимовной Ермольчевой был зарегистрирован 30 ноября 1921 года в Подотделе записей актов гражданского состояния при Управлении ОГПУ. Жениху было 22 года, невесте – 7 ноября исполнилось 17 лет. О первом браке не упоминалось.

 
Фото Запись о браке
 
Фото Копия записи о регистрации брака из горархива Атырау (Гурьева)

Фадей и Настя поселились на улице Красноармейской, ближе к углу улицы Демьяна Бедного неподалеку от базара. 
Во дворе было два дома -  в одном жила его мать Елизавета Тимофеевна Хандохина с дочерями Анисьей (Антониной), Полиной и Надеждой. В другом доме обосновались молодые.

В июне 1924 года дед был принят в кандидаты Всероссийской коммунистической партии большевиков (ВКПб). Он также состоял членом профсоюза горнорабочих.
 
Фото Митинг на коммунарной площади в честь годовщины расстрела совдеповцев. Позже здесь разобьют городской парк

29 марта 1925 года в семье родилась старшая   дочь Лидия. В графе «Профессия отца» было записали «горнорабочий», так назывался профсоюз, в котором состоял Фадей Евсеевич. «Профсоюз горнорабочих» - по отрасли деятельности. К нему относилась и нефтедобыча, во вспомогательной отрасли которой он и работал.
Семья жила тогда по адресу – Гурьев, 1-й участок, улица Зиновьева … 18

После прохождения годичного кандидатского срока 21 августа 1925 года Фадей был принят в партию и получил партийный билет 21 июня 1927 года № 0948311.
С 22 декабря 1926 года (закончился срок долгосрочного отпуска?) он числился безработным.  В качестве дохода тогда указал только пенсию 8 рублей (за неполный месяц). Связано ли это с болезнью, или последствиями упомянутого выше ранения не выяснено.

29.06.1927 родилась вторая дочь Мария. Запись в архиве не найдена
Когда 20 ноября 1929 года родилась третья дочь Александра, в графе «профессия отца» было записано уже – «служащий».
 
Проживали они тогда по улице Самаркандской 7, это рядом с Красноармейской, тот же район старого города у Урала и Базара.
Дочь Римма  - моя мама родилась 08.08 1932 года. Запись в архиве не найдена.
13.07.1935 года Западно-казахстанским обкомом ВКПб был погашен Членский билет деда.  Это могло означать исключение из партии. (Поиски партийного дела не увенчались успехом)

Причины исключения могли быть разными – очередная партийная чистка, донос. Но последствия не бывали безобидными.

Когда 1 января 1936 года, родилась Анна, дед работал завхозом Комбазы Эмбанефть. Адрес места жительства не указан. По воспоминаниям родственников, он часто ездил в командировки на нефтепромыслы. Был он грамотным, активным человеком, занимался общественной, профсоюзной   работой.

Дочь Валентина родилась 21.02. 1939 года (Из архива ошибочно прислали не ту запись).

По воспоминаниям дочерей, Фаддей построил большой дом на Бухарской стороне. Место это называлось «Дворянская тоня». Там находилась Осетрова-водная станция, где еще до революции выращивали осетровую молодь.

Это была первая улица от Урала. Не зря называлась она Огородная - сады-огороды спускались к самой реке. По берегу стояли деревянные, похожие на мельницы. ветрянки, которые качали воду для полива. Воды знойным Гурьевским летом нужно было много.  Всей семьей работали в огороде, выращивали разные овощи, запасали их на зиму. Особенно много было тыкв. Мама сохранила любовь к тыквенной молочной каше с пшеном, печеной тыкве, пекла чудесные пироги с ней, пирожки с вороняжкой (пасленом).



 
Фото Урал. Ветряки и бакенщица

С теплотой она вспоминала свои детские, еще довоенные годы. В доме были книги «с золотыми корешками» и вечерами, сидя на печи, слушали, как бабушка Елизавета Тимофеевна рассказывала библейские притчи, читала книги («тятя, тятя, наши сети притащили мертвеца…» - цитировала мама).
 
В доме было много икон, бабушка и мама Настя были верующими (для мужа члена партии - опасный момент). Целая стена была занята иконами. Известно, что после закрытия в 1939 году старообрядческой церкви, иконы были сохранены верующими -  разобраны и спрятаны по домам.

Было страшно, когда голодные волки выли у самого дома.  Они приходили по замерзшему Уралу из степи и однажды загрызли их маленькую собачонку.  Зато летом было можно вместе с соседской ребятней вволю купаться в Урале. Все сестры прекрасно плавали. Иногда устраивали набеги на шелковицу и яблони, коих было много в соседних садах. Это место просто было создано для счастливого детства.


Этот дом был утрачен семьей по причинам, о которых только можно догадываться. Мама говорила, что дом забрали в войну «под столовую».  По другому воспоминанию – «под административные нужды» -  школу. В те годы бывали случаи реквизиции имущества граждан для военных нужд, но почему был выбран дом многодетной семьи?
В нашем советском детстве многие факты, особенно политического свойства, были под запретом. Любая «опасная» информация могла повредить семье.


Таким фактом является арест Фадея Евсеевича, а затем его недолгое, около года, пребывание в тюрьме. (Требует выяснения, запрос дела деда через архив департамента полиции пока не сделан).
Возможно, с этим связана реквизиция дома. На руки деду выдали небольшую сумму денег. В семье было уже шестеро детей. На эти деньги купили домик на улице Большой (№38) тоже рядом с берегом Урала. Это была мазанка с земляным полом, русской печью посредине, столбами-подпорками и перегородкой.
Неподалеку была школа им. Молотова, (позже Крупской), там учились сестры. Когда в 1941 году началась война, Фадей Евсеевич не был призван на фронт, ему дали бронь (по болезни? как специалисту) Требует уточнения.


В ноябре 1941 года в Гурьев прибыл эвакуированный из поселка «Нью-Йорк», Донецкой области Украины, станкостроительный завод им. Петровского. На базе механического завода был создан Гурьевский машиностроительный завод им. Петровского.
С января 1942 года завод начал работать, дед был на нем электриком. Дочь Мария получила специальность слесарь-токарь и тоже пришла работать на этот завод.
Фото Гурьевские мазанки на бухарской стороне, основной вид жилья в городе тех времен, одна из таких и была куплена дедом

Младшая дочь Елизавета родилась в 12.07. 1943 года.
Всего. за 23 года семейной года жизни, были рождены 12 детей - 2 мальчика и 3 девочки умерли в младенчестве.

Как и было принято в казацких семьях авторитет отца, был непререкаем. Он крепко держал в своих руках дела всей семьи.
По воспоминаниям дочерей, очень его любивших, при всей строгости он был справедливым и заботливым отцом. Будучи уже тяжело больным, узнав о том, что дочь Мария, отправленная с группой на заготовку кормов, заболела малярией, сам отправился за ней и привез домой.
Дед умер 7 ноября 1944 года от рака желудка. Похоронен на Гурьевском православном кладбище на семейном участке.


Приложение 
 

 




 


Рецензии
Читаю Ваш рассказ, Людмила, а представляю своего деда, который умер от ран в 1946 году. Судьбы уральских казаков во многом схожи, хотя, ваши родственники проживали в Гурьеве, а мои под Уральском. Та же мазанка с земляным полом, которую я ещё успел застать в начале 1960-х годов. Помню по центру было бревно (матица), которое подпирали три стойки. Русская печь с лежанкой. Плоская мазаная крыша, где мы, дети, любили играть в догонялки. Вы правы, Людмила, авторитет отца в семье был непререкаем. И, как правило, многодетные семьи. Удачи Вам в поисках и творческого вдохновения в написании семейной истории.
С уважением, Николай.

Николай Панов   13.06.2023 20:17     Заявить о нарушении
Спасибо, Николай за Ваш воодушевляющий отклик и пожелания.

Людмила Хайбулаева Шматко   14.06.2023 15:31   Заявить о нарушении