Глава 430. Мендельсон. Реформационная симфония

Феликс Мендельсон
Симфония №5 ре-минор «Реформационная»
Оркестр Нью-Йоркской филармонии
Леонард Бернстайн (дирижер)

MargarMast: ... — То есть, все наоборот? Вагнер взял этот знаменитый совершенно вагнеровский дух у Мендельсона? Михаил, я Вам страшно благодарна...

victormain: Да не мог Коллонтай такого написать.

MargarMast: То есть — не верь глазам своим? Я же его процитировала. Или Вы не верите цитатам, Виктор?

victormain: Я такой формулировки у Михаила не нахожу. Думаю, Вы его переосмыслили. Вагнер презирал Мендельсона, это общее место в истории музыки. И «брать» что-то сознательно никак у него не мог. А традицию общую, издалека идущую — это, разумеется, можно проследить. Только Вагнер застрелился бы на таком выводе.

MargarMast: Михаил Коллонтай: «Откуда дух Реформатской симфонии, потом-то он тому же Вагнеру очень пригодился, но у Мендельсона откуда?»

meister: Вагнер его взял абсолютно конкретно — в форме точной цитаты из Мендельсона.

MargarMast: Странно, что я, не впервые слыша эту симфонию, как-то не ассоциировала ее с Вагнером (первую часть, я так понимаю, в основном). Либо просто забыла. Жалко, что женские мозги такие маленькие — как говорила Максилена, на целых пятьдесят граммов легче мужских — ни черта не держат.

precipitato: Вагнер имел этот дух всегда. А похожесть на Реформационную симфонию — просто в природе немецкой музыки.

MargarMast: Как это? У Малера такого духа нет, хотя он обожал Вагнера, у Брамса нет, у Шуберта — нет, у Бетховена — нет.

precipitato: Есть, у всех у них есть.

MargarMast: Юрий, ну, конечно, у всех у них есть «немецкий дух» — особенно у романтиков. Хотя и у Баха, и у Генделя он тоже есть. На то ж они и немцы. Но мы говорили о «вагнеровском духе», который — особенный.
Вообще, все-таки хотелось бы услышать что-нибудь конкретное, ну, например, в каких именно произведениях Вагнера Вы можете услышать бетховенский дух, а в каких — шубертовский? Если можно — с примерами, как это делает Коллонтай. Вот тогда интересно в этом копаться.

victormain: Вот у Малера с Шубертом действительно нет и быть не могло: они не немцы, а чистые венцы, дунайцы. Совсем другая история. Моцарт хоть и не дунаец — но немецкого тоже мало, все мягче, изящней. Вообще, вода и лес смягчают: даже Вагнер тут выше себя прыгнул в «Зигфриде». Да, и для Бетховена и Шумана в наядах и дриадах много толку было. Но у природных венцев — особо. Тем и отличаются: Малер — это Шуберт конца XIX века.

MargarMast: Да, а в Германии — Рейн, а уж как природа участвует у Вагнера в его «Кольце Нибелунгов» — я вообще молчу. Конечно, австрийцы не немцы. Только на мой вопрос все-таки никто не ответил. Например, где у Вагнера бетховенский дух, и насколько Бетховен такой же воплотитель «немецкого духа», как Вагнер.

victormain: Верно, Рейн в среднем течении совершенно сказочно красив и свободен. Будто и Мировых войн не было.

Что до Вашей постановки вопроса, Елена, боюсь, на нее никто не ответит. Такие серьезные частности — не для поспешного форумного обсуждения. А насколько Бетховен такой же воплотитель, так какими весами тут мерить... Я вообще не думаю, что Бетховена — в отличие от Вагнера — этот вопрос занимал. Другое дело то, что само собой, по природе, получалось.


Рецензии