Человек и общее

Мир расколот сегодня, и как минимум двойственность выбора цивилизационного для человечества показывает ситуация крупнейшего за последние годы европейского военного конфликта. Что можно сделать в мыслях и устремлениях во имя сохранения мира и порядка, можно ли, способен ли кто-то отнять свободу у этих строптивых существ - современных людей? Начнем с географии.

Чеслав Милош утверждал, что конфликт Восток-Запад — это конфликт двух концепций человека. Доказательством может быть, что что в Античности, «Аристотелевская мера» (золотая середина), много позже   совпала с  христианским умоположением расколотости человека.

Священное Писание убеждает в первородности греха человеческого, и возможного к искуплению. Человеческое возвышение может быть произойти лишь для сотворенного по образу и подобию Бога. Просвещение отринуло эту идею своими действиями и устремлениями.

И это не будет сюрпризом, если обратиться к истории Европы, мы можем вспомнить еще крупнейший раскол между протестантским европейским севером и католическим югом.
Среди протестантов были богатые и бедные, но еще были сильны ростовщики, умеющие считать, и, следовательно, копейку берегли, -деньги направлялись в торговлю, пускались менялами в оборот.

Производство было сосредоточено не только на продуктах роскоши, но и все чаще на массовых и поэтому дешевых товарах (что, в свою очередь, уничтожало традиционную статусную иерархию). А выгоды рискованных вложения в финансовые операции, направленные за океан, обеспечивало текущее покрытие издержек мануфактур, прибыли вложений в промышленность.

Собственно, и переселение на американский континент, во многом было обеспечено таким способом.  В этих краях богатство не было сконцентрировано в семьях «благородного происхождения», а распределялось абсолютно непредсказуемым образом среди мещан.

По кальвинистской религиозной версии, бедность была очевидным признаком отсутствия милости. Бедный человек не был избран Богом, следовательно, и не заслуживал милосердия. У потомков протестантов хорошо сохранились убеждения, унаследованных ныне прагматичным строем США.
 
Не забудем и о том, что на Востоке, в Древнем Китае, хорошо знали о двойственности человека – сына Неба, и необходимости благонравного выбора «Срединного пути». Китай - в своем срединном пути сегодня собирает мир по своим лекалам.

Страдания людей, кризис геополитических надежд, крах надежд построения справедливого мира дорого обходится людям. Особенно тем, кто был совсем недавно рожден и жил в одной стране. Советских людей больше нет, а те, кто стали гражданами других государств – кто они?

Пико делла Мирандолы создал манящее виденье человека, связанное с идеями античности и тайнами каббалы. Человек может стать скульптором и материалом одновременно для создания восхитительной скульптуры. Человек - «часть своей судьбы». Великий европейский мыслитель, вдохновлённый потенциалом человека-творца убеждал, что Человек способен превратить себя в растение, и даже в камень.

Можно добиться почти полного замедления жизненных процессов и остановить само движение потребление вегетацию, саму встроенную агрессию живого.

Человек способен опустить себя на уровень животных, погружаясь в мир инстинктов, а может сформировать свой духовный мир, развить интеллект. Но человек способен возвыситься и превратиться в Ангела, стать всесильным, лишь созерцая Бога.

Биологи не смогли доказать то, что мы получаем в генах от наших предков навечно в жизни. В просвещенном европейском обществе главным атрибутом, признаком истинного мышления является не эмоция, а способность создавать знания.

Конечно общество, состоящее из людей, может создавать знания, а отдельный человек практически их не может. Но отдельный от общества человек – не абстракция, каждый из нас живой и теплый. Человек получил пластичную натуру и возможность саморазвития. Но люди не ограничены неизменным поведенческим шаблоном.

Сумму знаний создает общество, и оно наделяет ими людей по мере необходимости. Мы видим два уровня мышления: индивидуальное создание и индивидуально-общественное использование знаний.

Каждый человек использует знания, но далеко не каждый создает. Но если бы знания не были созданы ранее, то и использовать их было бы сейчас невозможно. Что ж тогда, тогда большинство людей не являются мыслящими существами. Может ли общество ныне изменять порядок происходящих событий? Или может стоить подумать о пути восхождения к Ангелам?


Рецензии