Глава 276. Хассе. Реквием

Иоганн Адольф Хассе
Реквием
Ансамбль «Il Fondamento»
Поль Домбрехт (дирижер)
Грета де Рейгере (сопрано)
Ян Ханиман (тенор)

op132: У меня сегодня беззаботное настроение, поэтому я целый день слушаю реквиемы.

Этот получает приз за лучшее начало!
Вот таким должно быть stimmung любой заупокойной мессы, я считаю.

рrecipitato: Правда, начало — просто блеск. Такой же веселый реквием есть у Бибера.

samlev: Не только начало, вся служба выдержана в бодром духе. У солистов даже каденции есть и весьма жизнеутверждающие. С настоящей верой реквием и не должен, наверное, считаться с реальностью смерти. Идеал — спокойная уверенность.

Aelina: Если у Моцарта — самый светлый и гениальный, у Сальери — самый безутешный и заурядный, у Зеленки — сострадательный и «земной», у Дворжака — загадочный и гармоничный, у Керубини — тяжелый и мрачный, то у Хассе — наконец-то мажорный и не слезный...

op132: А мне нравится реквием Сальери!
Еще очень достойный у Форе.
«Земной» реквием не столько у Зеленки, сколько у Верди: по подаче материала он родственен «Аиде».
Мой любимый — Военный реквием Бриттена, а самое эффектное просветление — крещендирующее фугато D-dur в Реквиеме Брамса: все целиком на органном пункте D.

Aelina: Реквием Брамса послушаю обязательно. А нравится ли Вам Реквием Сен-Санса?

op132: И Сен-Санс нравится, я вообще фанат этого жанра.
Да, я забыла помянутого уже тут Бибера — он тоже совершенно прекрасен.
И Стравинский, конечно — Requiem canticles.

Только Лист — категорически не...

victormain: И у меня Лист — нет, а Сен-Санса не слышал, любопытно. Видимо, к сожалению, шумановский тоже — нет. Хотя — дело вкуса. Это у Форе самая же начальная темповая ремарка — Andante Adagio? Кажется, да; очень мне нравится, из Бетховена такой привет.
аlexshmurak: Реквием Лигети уже упоминали?
 
op132: Ну как же я забыла, конечно!!
Но на этом перечень любимых точно заканчивается.

victormain: С Бриттеновским у меня лично сложные отношения, а со всеми остальными согласен, Стравинского только забыли: у меня, пожалуй, любимый именно он. Я согласен насчет некоторой «аидовости» Реквиема Верди, но там временами настолько сумасшедшего качества материал, что — и Бог с ним. И масса потрясающих акустических идей в придачу. В храмовых условиях вой Dies Irae дает вибрирующий хроматический кластер, явно сознательно сделано. Ну и так далее. Я бы так сказал: это самый лучший ОПЕРНЫЙ Реквием. У Брамса — да, много замечательного. Хотя там столько оркестровых коварностей (в той же второй части), что хорошо звучит он редко. А у Зеленки разве один Реквием? Я, вроде, два слышал, и оба отличные...

alexa_minsk: У Зеленки четыре Реквиема, три из них есть в нашем Архиве.

Aelina: В архиве пока только два.

victormain: Верно, вот их я и слушал, оба превосходно написаны.

Нидерландцев мы не вспоминаем почему-то...

аlexshmurak: Реквиемы Шнитке, Сильвестрова…

op132: Леша, мы тут, вроде, говорили о любимых — всех ведь не перечислить. К этим я спокойнее отношусь, хотя и с уважением.

AFlmnv: Я очень люблю реквием Слонимского. Там замечательная лакримоза. Kyrie тоже очень хорошая. Очень приятная Tuba mirum.

childcomposer: А еще Реквием Артемова нужно упомянуть. Он, кстати, в числе моих любимых.

yarunskiy: Реквием Алемдара Караманова — не воспринимаю, а вот «Реквием для Ларисы» Сильвестрова меня в свое время приятно удивил.

AFlmnv: Батюшки светы! Это ж сколько реквиемов понаписано!!
Даже уже в XXI веке — 379!!!

victormain: Может, за них снова стали деньги давать?

karapyzik: Хлебосол

Буркнул утром мне сосед,
морщась от рассола,
мол, затмил во мне поэт
славу хлебосола.

Что недюжинный мой дар,
круче, чем у Фета,
и «должон давать навар
звонкою монетой».

Словом, дескать, не серчай,
но ко штофу «Русской»,
вермишель и сладкий чай —
хлипкая закуска.


Рецензии