Глава 435. Бах. Итальянский концерт
Итальянский концерт для клавесина фа-мажор
Святослав Рихтер (фортепиано)
LAKE: Вот это — Итальянский концерт.
Andrew_Popoff: Нет, все-таки я не могу слушать Итальянский концерт на рояле. Пианисты не могут точно воспроизвести ступенчатую динамику, как на клавесине при смене мануалов. У Баха здесь в нотах выписаны forte и piano — это обозначения для смены мануалов. Никаких, даже минимальных крещендо или диминуэндо быть не должно. На рояле этого добиться практически невозможно.
victormain: Хорошо. Гульд играет пианистически совершенно, великолепно, и это Итальянский концерт. Но — на рояле! И что будем делать?
Andrew_Popoff: Гульд это вообще исключение из всех правил.
У него получается. Как — не знаю. Шифф играет чуть ближе к барочной манере, за что ему и плюс. Но пианистически неровно. Рихтер играет великолепно, но у него не Итальянский концерт.
LAKE: Исполнение Рихтера может, конечно, не нравиться, но в его игре присутствует определенный настрой и стиль, который адекватен понятию Итальянский концерт.
precipitato: Вы слишком прямолинейно понимаете это название. Оно касается только формы, никакого итальянского колорита здесь не предполагалось.
Andrew_Popoff: Конечно, речь идет о форме, о противопоставлении тутти с группой солистов, что впервые придумали итальянцы в форме кончерто гроссо. Этот прием хорошо имитируется на двухмануальном клавесине, когда на один мануал ставится громкий регистр, а на другой тихий. Вот и вся Италия.
Свидетельство о публикации №223060701489