Глава 407. Моцарт. Десятая соната

Вольфганг Амадей Моцарт
Соната для фортепиано №10 до-мажор
Вальтер Гизекинг (фортепиано)
Запись — 1 августа 1953 — 31 марта 1954 г., Лондон.

sir Grey: Скажите, пожалуйста, как считается, вставить в радостный текст что-то грустное — это отличительная особенность именно моцартовской манеры или что-то общечеловеческое? Мы, дескать, не можем всегда радоваться, надо иногда и погрустить. Мне кажется, что это особенно характерно именно для Моцарта, как, например, здесь во второй части на 9:50.

rdvl: Это отличительная особенность Моцарта от таких прямонаправленных творцов как, скажем, Мендельсон. У того музыка открыта и ясна, как солнечный день: если радость — то до коды и далее; если грусть с начала пьесы, то до финала; открытое забрало, незамутненные сомнением эмоции. А Моцарт всегда переменчив, загадочен, флюиды грусти нет-нет, да и возникнут вдруг, а то внезапное просветление после ненасться; северный ветер несет такие внезапные перемены в погоде. Но на то он и Моцарт, постигнуть его до конца невозможно.

sir Grey: То есть переменчив. Нет такого, что именно вдруг появляется мрак, где все казалось безмятежно.

«Я весел… Вдруг: виденье гробовое,
незапный мрак иль что-нибудь такое…»

Volovikelena: У Бетховена сплошь и рядом. Самый простой пример — вторая часть Патетической сонаты.
Какое-то время думала, что Бетховен никогда не может радоваться от всей души, у него всегда есть скрытое напряжение, которое иногда вдруг прорывается. Возможно, потому что есть люди, которые не могут забыть о своих страданиях никогда. Но иногда у него получалось, как в «Весенней» сонате или «Пасторальной» симфонии.

Romy_Van_Geyten: Я тут все размышляю, чем же это Моцарт крут. Вроде бы Бетховен и Гайдн по всем статьям круче... А сейчас понял. Внезапные резкие перепады настроения. Ни у кого такого нет, как у него — ангельское пение, внезапно ныряющее в адскую бездну, как это происходит во второй части этой сонаты, в Двадцать третьем концерте, в ре-минорной «Фантазии», в «Дон Жуане»... да вообще практически везде!

victormain: Но еще — не менее важное — синтаксис. Причем, врожденный, с самого почти начала. У него невероятная система заявок, самоопровержений, автодискуссий в процессе одной фразы. Впрочем, с образной системой синтаксис неразрывен, является — скажем так — ее оформлением. Совершенно уверен, что в мимике, походке и разговорном интонировании Моцарт был таким же.

Andrew_Popoff: Абсолютно так. Ведь вроде все просто, иногда до тупости. И вдруг он, стервец, такое отчебучит, что весь рыдаешь. Не только глазами, а всем телом. Там такая мелодическая пластика, что просто невозможно же! Только Шопен иногда до таких вершин еще поднимался.

victormain: Представляешь себе, каким болваном в музыке и в эстетике был любимец народов Карл Барт, считавший (и внедривший этот образ среди современных умов) Моцарта звездным счастливцем, у которого ни тени сомнений и вообще никакой тени ничего никогда не видать, не слыхать. Забавные представления о божественном ребенке.

Romy_Van_Geyten: Как оперный композитор Моцарт кроет, конечно, всех без исключения. Абсолютный номер один.


Рецензии