Ханаан
греч. Cham,
араб. xam («горячий») — библейский персонаж, переживший Всемирный потоп, один из трёх сыновей Ноя, брат Сима и Иафета. Олицетворяет понятие «хамства», которое означает пренебрежительное отношение к культурным запретам. Необходимо учитывать, что в ветхозаветном обществе и других древних культурах почитание родителей было обязательным, а нагота считалась постыдной.
В соответствии с представлениями древних, взирая на гениталии обнажённого отца, Хам тем самым перенимал его власть, как бы отбирал его потенцию. В Талмуде существует две трактовки описанного события. Так, персидский раввин Рав (Абба бар Айбу) считал, что Хам кастрировал (или отнял его потенцию) Ноя, чтобы предотвратить появление четвёртого сына Ноя, которого тот хотел иметь. В ответ на это Ной проклял четвёртого сына Хама, Ханаана.
В свою очередь, раввин Самуэль полагал, что Хам содомировал своего отца по аналогии с другим библейским инцидентом, в котором была использована фраза «и увидел». «И увидел ее Сихем, сын Еммора евея, князя земли той, и взял ее, и спал с нею, и сделал ей насилие (Быт. 34:2)».
Существует также более поздняя версия, по которой Хам вступил в сексуальную связь не с отцом, а с матерью, так как выражение «открыть наготу» в некоторых частях Библии означает иметь связь с женой конкретного мужчины: «Наготы брата отца твоего не открывай и к жене его не приближайся: она тётка твоя»
(Лев. 18:14).
Если бы речь шла об инцесте, ему нечем было бы хвастать перед братьями, - возражают некоторые.
За грех Хама расплачиваться пришлось его четвёртому сыну Ханаану, которого Ной проклял, пророча ему рабское существование: «Проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих» (Быт. 9:25).
Косвенным подтверждением того, что проклятие Ноя распространялось лишь на Ханаана, является и пророчество пророка Исайи о Египте. Библия называет египтян потомками Мицраима, сына Хама.
Земли Ханаана были, согласно Библии, заселены потомками Хама. При этом в Библии особо выделялись семь ханаанских племён, которые являлись главными раздражителями для Бога Яхве. По Иисусу Навину (3:10) это ханаане (собирательное), хетты, хиввеи, периззеи (ферезеи), гиргаши, амореи, евусеи.
Основным занятием жителей побережья была торговля, составлявшая столь важную часть жизни ханаанеев, что в древнееврейском языке слово «ханааней» стало означать «купец» — именно такое значение оно имеет, например, в книге Притчей Соломоновых (31:24).
Главными портами были Тир, Сидон, Бейрут и Библ, расположенные в северной части Ханаана (на побережье современного Ливана). Отсюда в Египет, Грецию и на Крит везли кедровую древесину, кувшины с оливковым маслом и вином, другие товары. Привозили же сюда предметы роскоши и папирус из Египта, гончарные и металлические изделия из Греции.
Важной статьёй дохода ханаанеев была средиземноморская работорговля.
На севере ханаанского побережья (близ современной Латакии) лежал крупный город Угарит, население которого было близко ханаанеям по языку, культуре и достатку. Угарит был одним из важнейших и богатейших торговых центров Восточного Средиземноморья.
Положение страны на пути между Египтом и Азией и активная торговля делали ханаанеев открытыми для самых разнообразных культурных влияний. В городах, находившихся под властью египтян, дворцы и храмы возводились в египетском стиле, по соседству мог господствовать ассирийский стиль. В моде были египетские фигурки жуков-скарабеев и иные ювелирные изделия, вавилонские цилиндрические печати, хеттские золотые украшения из Малой Азии. Показательно, что ханаанеи использовали одновременно египетскую (иероглифы) и вавилонскую (клинопись) письменность.
Междоусобная вражда ханаанеев значительно облегчила израильтянам завоевание страны. Объединённым Ханааном овладеть было бы неизмеримо труднее.
Рассказы о богах ханаанеев известны как из собственно ханаанских (угаритских), так и из иноземных источников. Ханаанские божества были жестоки и кровожадны. Они находили удовольствие в бесконечных схватках друг с другом и в беспорядочных совокуплениях. В человеческие дела они вмешивались только ради удовлетворения собственных капризов, не задумываясь о причиняемых людям страданиях. Однако порой боги ханаанеев могли быть добрыми и щедрыми.
Естественно, подобная мифология и культура сформировали ханаанский культ. Религиозные празднества превращались в разгул самых худших свойств человеческой натуры. Греческие и римские писатели ужасались бесчинствам, которые ханаанеи творили во славу своей религии. Библия сурово осуждает эти традиции (Втор. 18:9; 3 Цар. 14:22—24; Ос. 4:12—14).
Для каждого царя было делом чести сделать храм своего божества возможно более величественным, покрыть изваяния богов и стены святилища драгоценными металлами, подавать богам пищу на золотых блюдах.
Кроме статуи бога или животного, его символа, (к примеру, символом Ваала был бык, символом Ашеры — львица), внутри храма имелись жертвенник для жертвоприношений, жертвенник для курений и несколько каменных столбов, которые считались обиталищами богов или духов. Наряду с храмами в Ханаане существовали и святилища, устроенные на открытом воздухе («высоты»).
Здесь тоже имелись каменные столбы, жертвенники и деревянный шест или ствол дерева. Народ приходил в такие святилища принести жертву или просто помолиться. Иногда местом почитания Ваала и Ашеры служили врытые в землю столбы (см. Втор. 12:3).
В жертву богам обычно приносили животных и пищу. По свидетельствам греческих и римских источников, у ханаанеев практиковались и человеческие жертвоприношения. Ханаанеи приносили детей в жертву Молоху. Рассказывается, что внутри громадного идола этого бога горела печь. Живых детей бросали в распростёртые руки этого идола, кидая детей через них в горящий внизу огонь. В «Библейском справочнике» утверждается, что археологи нашли в Мегиддо руины храма, посвящённого богине Астарте, жене Ваала:
Лишь в нескольких шагах от этого места было кладбище, где найдены в кувшинах останки детей, приносимых в жертву… Жрецы Ваала и Астарты были официальными убийцами маленьких детей.
Другой ужасный обычай назывался «жертвоприношением на основания». Когда заканчивалась постройка нового дома, то в жертву Ваалу приносился младенец, тело которого позже замуровывалось в стену.
К числу главных божеств принадлежали Шамаш — бог солнца, Решеф — бог войны, Дагон — бог хлеба (буквально «рыба», имевший изображение с рыбьим хвостом). Вокруг старших богов вращалось множество прочих, составлявших семьи и дворы верховных божеств. Эта общая картина варьировалась, ибо каждый город имел своего персонального покровителя или своё любимое божество, часто именовавшееся «Господином» или «Госпожой» этого места, места в Ханаане (Ливане).
Фото: картина Тиссо "Сим, Хам, Иафет"
Свидетельство о публикации №223060700231