Глава 578. Эмануэль Бах. Концерт ля-минор
Концерт для клавира и струнных ля-минор
Камерный оркестр «Opus X» (Хельсинки)
Миклош Шпаньи (клавесин)
Петри Тапио Маттсон (дирижер)
alexa_minsk: Никем не замеченный ранее красивейший минорный концерт.
Sovet: Для Моцарта, Гайдна и их современников великим Бахом был Филипп Эммануил, а не Иоганн Себастьян. Моцарт даже написал кому-то:
«Мы всем обязаны ему, а кто этого не признает, так тот просто подлец»
Volovikelena: Не соглашусь по поводу великости только Карла Филиппа Эммануэля. Иоганн Себастьян был просто раскрыт Моцартом позднее. Вот его письмо:
«Каждое воскресенье я хожу к барону ван Свитену; мы играем там исключительно только Генделя и Баха. Сейчас я как раз составляю себе коллекцию из фуг Баха, причем в нее входят произведения как Себастьяна, так и Эммануила и Фридемана»
По свидетельству Рохлица Моцарт познакомился в Лейпциге с мотетом Баха «Споем Господу новую песнь» («Singet dem Herrn ein neues Lied»):
«Моцарт знал Баха скорее понаслышке, чем по его произведениям; по крайней мере, мотеты, которые никогда не были опубликованы, были ему незнакомы. Но едва хор пропел первый такт, как он взглянул вверх, потрясенный; еще несколько тактов — и он закричал: «Что это такое?» Как будто вся его душа сосредоточилась в слухе. Когда хор умолк, он с радостью воскликнул: «Вот та музыка, у которой человек может чему-то научиться!»
Ему рассказали, что в школе, где Себастьян Бах был кантором, еще хранят и берегут, как святыню, полное собрание его мотетов.
«— Очень правильно! вот славно! — закричал он. — Покажите-ка мне их!»
Так как партитуры этих песен не было, он попросил дать ему выписанные отдельные голоса. Для тихого наблюдателя было подлинной радостью смотреть, с каким рвением Моцарт сел и разложил листки вокруг себя, держа их в обеих руках, на коленях, на всех ближайших стульях; он забыл все на свете и не встал с места, пока тщательно не просмотрел все, что было из творений Баха. Он попросил себе копии и бережно хранил их».
Свидетельство о публикации №223060700271