Учредитель...

    История человечества устроена так, что человеку в ней приходится бороться, взаимодействовать и сопротивляться не только другим отдельным лицам, но и общественным явлениям.

     Общественные явления бывают, как минимум двух видов: 1) общественные явления, для осуществления которых нужно создавать какие-то учреждения: 2) общественные явления, которые существуют без создания и деятельности каких-то учреждений.

     Учреждения - это совокупности людей, выполняющих свои официальные роли или должностные обязанности в помещениях, расположенных между стенами материальных сооружений, зданий.

     Можно также те общественные явления, которые осуществляются с помощью создания учреждений, назвать материальными или хорошо материализуемыми, а те общественные явления, которые обходятся без создания для них учреждений, - очень плохо или даже совсем нематериализуемыми.

      В отличие от производственных предприятий, на выходе из которых находится материальная продукция, учреждения раньше, до того как они из реального пространства всё чаще стали уходить в пространство виртуальное, выпускали из себя только один материальный продукт, - бумаги с печатями, подписями и другими необходимыми реквизитами.

      Если материальность бумаги с реквизитами признать стремящейся к нулю, то на выходе из учреждений вообще нет ничего материального, но всегда от служащих учреждений требовали, чтобы их голоса и лица были бодрыми, а не вялыми, добрыми, а не злыми, внимательными, а не равнодушными.

      От лица и голоса работницы такого учреждения как ЗАГС (Запись Актов Гражданского Состояния), которая оформляла, а кое-где оформляет до сих пор,  брачные отношения, требовалось и требуется, чтобы они, лицо и голос, были ещё и торжественными.

     Хотя брачные свидетельства и записи в паспортах - это совершенно не обязательно. Люди давно привыкли считать семьёй сожительство женщины и мужчины, не требующее оформления в ЗАГСе. Так как семья - это  именно слабо или плохо материализуемое, то есть не требующее обязательного создания учреждений, общественное явление.

    Другое дело, - семейный бизнес. Для его оформления, если и  не нужно создавать специальные учреждения, можно довольствоваться учреждениями старыми, существующими, но вот законы о нём, семейном бизнесе,  рекомендуется принять и исполнять. Но только семейный бизнес, или семейное предприятие, создаётся не для того, чтобы возникла семья. Наоборот, семейный бизнес возникает тогда, когда уже существующая семья хозяйственно дозрела до ведения семейного бизнеса.

     Другими словами, даже законная возможность ведения семейного бизнеса не делает семью хорошо материализуемым общественным явлением, то есть явлением для осуществления которого нужно создавать какие-то официальные учреждения, - хотите жить, при обоюдном согласии, семьёй,  без всякого официоза и формальных записей? Живите!

     А вот общественно активные люди, - консерваторы, модернизаторы, реакционеры, ревайвалисты-фундаменталисты, революционеры, реформаторы, даже если они борются с нематериализуемыми общественными явлениями, вынуждены сталкиваться с определёнными учреждениями.

    Люди, как в  отношении материализуемых, так и нематериализуемых общественных явлений могут осуществлять 1)заменяющие (модернизаторы, революционеры, реформаторы), 2) запоздавшие (реакционеры), 3) преобразующие (реформаторы), 4) разрушающие (революционеры), 5) своевременные (консерваторы, модернизаторы, реформаторы), 6) сохраняющие (консерваторы), 7) захватывающие (узурпаторы) действия.

     Обычные люди часто путают учредителей и реформаторов, революционеров и узурпаторов, а поэтому неплохо было бы дать некоторые, не очень сложные определения.

     Учредитель - это субъект не преобразующих, какие-то учреждения и общественные явления, действий, а субъект создания каких-то учреждений.

     Реформатор имеет дело, как правило, не столько с нематериализуемыми, сколько с материальными общественными явлениями, с учреждениями, которые он преобразует, - вносит в них улучшающие изменения. Улучшающими являются такие изменения, которые повышают эффективность деятельности изменяемых учреждений.

     П.А.Столыпин был, одновременно, и  реформатором, и учредителем. 

      Модернизатор больше, чем эффективностью работы учреждений, например, обеспокоен обновлением, осовремениванием каких-то отдельных видов человеческой жизни или всего образа, уклада жизни представителей какого-то народа или отдельного общества.

     В отличие от модернизаторов, консерваторы вносят изменения в деятельность каких-то учреждений не для того, чтобы их обновить, а для того, чтобы законсервировать, сохранить  что-то, существовавшее до пугающих консерваторов изменений, в общественной жизни.

     Особый случай представляют собой ревайвалисты-фундаменталисты, которые вместо того, чтобы заменить какие-то учреждения и модели осуществления нематериализуемых общественных явлений чем-то новым, выискивают в прошлом, часто очень глубоком, и не только своего народа, забытые образцы и модели. 

     Именно хорошо забытое старое, и не всегда своё,  ревайвалисты-фундаменталисты стремятся внедрить в современную им общественную жизнь.

     Если консерваторы действительно способствуют сохранению каких-то общественных явлений,  модернизаторы, - реальному обновлению, осовремениванию общественной жизни,  реформаторы, - повышению эффективности деятельности преобразованных учреждений, то это значит, что первым, вторым и третьим удалось осуществить своевременные действия.

     Революционеры, как  разрушители каких-то учреждений и моделей осуществления нематериальных общественных явлений, например, традиционной семьи, часто не успевают не только поучаствовать в замене разрушенного чем-то новым, но даже предложить образ того нового, чем можно было бы заменить разрушенное.

       Чаще всего, в истории человечества,  именно реакционеры не давали революционерам дожить до осуществления действий по замене старого, революционно разрушенного, чем-то новым.

     Как правило, реакционеры осуществляют, как в отношении учреждений, так и в отношении плохо материализуемых общественных явлений, запоздавшие, а не своевременные действия. Многим рекационерам не удаётся, в течение своей земной, материальной, телесной жизни стать консерваторами или ревайвалистам-фундаменталистами, и тогда в историю они входят, как палачи или кровавые диктаторы.

     Тем же реакционерам, которые успели, в своей земной жизни, стать консерваторами, реформаторами или даже  модернизаторами, как П.А. Столыпин, некоторые историки посвящают свои статьи или даже достаточно внушительные, своим объёмом, монографии!

     Узурпаторы, то есть те, кто в государстве незаконно захватили власть, вносят, в  облик и деятельность учреждений, изменения не для повышения эффективности  работы учреждений, не для их обновления или осовременивания. 

      Субъекты незаконно захваченной власти (узурпаторы) изменяют облик и деятельность  учреждений, чтобы приспособить их к выполнению своей личной задачи, -  к  как можно более длительному сохранению захваченной ими власти в своих руках и в руках своей собственной семьи. 

      И модернизаторы, и революционеры, и реформаторы, и консерваторы, и реакционеры, и даже ревайвалисты-фундаменталисты с узурпаторами, должны быть благодарны учредителям за то, что им всем, перечисленным, есть чем заниматься в своей общественно активной жизни.

     Именно учредители создают источник всех общественно значимых действий, то есть объект, на который направлены все виды общественно значимых действий, - 1)заменяющих, 2)запоздавших, 3)преобразующих, 4) разрушающих, 5) модернизирующих и сохраняющих, 6) узурпирующих и 7)своевременных.

     Автор данного эссе тоже благодарен учредителям, не только за то, что  они помогли ему выявить отличия в содержании понятий "реформатор"  и "учредитель", но и за возможность краткого пересказа, своими словами, довольно скучных учебников.

     Правда, автор данного эссе не может точно сказать, какие именно учебники, - или по государственному и муниципальному управлению, или по государствоведению, или  институционализации, или по обществоведению, он кратко пересказал, но разве это так уж важно, по каким наукам пересказанные автором учебники?

     Если это важно, читательницам и читателям,  по каким именно наукам учебники кратко пересказал, своими словами,  автор эссе, то пусть сами в этом и разбираются!..   

      


Рецензии