Мысли, заметки, зарисовки

Когда нам трудно, мы обращаемся мыслями к Богу: «Господи, помоги!» В минуту страха, опасности, отчаянья взываем к Его помощи. Или просим о чем-то. И, увы, далеко не всегда предметом нашей молитвы становится желание мира и благоденствия для страны и уж тем более для всего человечества. Просим о чем-то своем, зачастую мелком и меркантильном. А когда у нас все хорошо, о Боге как-то и вспоминать нет смысла, тем более благодарить за что-то.
А вы попробуйте сказать Ему спасибо просто за сегодняшний день. За то, что вы живы, здоровы и, по большому счету, особых проблем не испытываете. Да, неприятности на работе, да, машина сломалась, кран на кухне потек... Какие это мелочи! У вас две руки, две ноги, сами ходите, видите, слышите и говорите – уже хорошо! Уже за это надо благодарить. А остальное вам приложится вашими же силами, желанием и упорством. И, конечно, с Божьей помощью. Давайте помнить об этом каждый данный нам свыше день.

*****
Обожаю Серебряный век! Как хочу хотя бы на день оказаться в этом замечательном времени. Какое количество талантливейших людей жило в эту, увы, не очень продолжительную эпоху! В одном светском салоне можно было встретить Шаляпина и Рахманинова, послушать жестокие романсы набирающего популярность Вертинского. Творили художники Репин, Коровин, Малевич, Серебрякова. А какая россыпь поэтов блистала в ту пору! Тонкий эстет Блок и «последний поэт деревни» Есенин, Ахматова и Цветаева, а еще Гумилев, Бунин, Северянин, Брюсов, Волошин, молодой футурист Маяковский.
Запредельная концентрация талантов на одну единицу времени и пространства! Это был прощальный всплеск запредельно чистой творческой энергии доживающей свои последние годы Империи. Её лебединая песня. Приближалась роковая смена эпох. А далее…
«Велик был год и страшен год по рождестве Христовом 1918, от начала же революции второй.» Булгаков в «Белой гвардии» ведет хронику времен Второй Смуты.

*****
Концертмейстер на рояле аккомпанировал певице. Звучал старинный романс «Только раз бывает в жизни встреча». Народу в небольшом зале было немного, человек двадцать, но все слушатели, как бы извиняясь за свою немногочисленность, пытались после каждого номера аплодировать как можно громче и дольше, выражая этим свою поддержку и благодарность артистам.
В перерывах между романсами было слышно, как за стеной звенит посуда, убираемая со столов, – концертный зал располагался рядом со столовой санатория, где только что закончился ужин. А зрители в зале были отдыхающими этого санатория, которым после насыщения обычной пищей предложили отведать пищу духовную. И желающие предпочесть романсы вечерней прогулке по набережной нашлись. Зрители были благодарны артистам за обычный плановый концерт, артисты благодарили публику за оказанный им душевный прием. Ничего особенного, будничный курортный вечер. Но на душе и у тех, и у других стало теплее.

*****
Коллективный разум теряющего адекватность западного мира придумал диковатое понятие «культура отмена». Отмена всего российского. Всех достижений науки и искусства, так или иначе связанных с нашей страной.
Что ж, давайте отменять. Для начала оставайтесь без радио, телевидения и мобильной связи. Это ведь русские инженеры придумали – Попов, Розинг и Зворыкин, Куприянович. Выключите все электрические лапочки накаливания – это изобретение Лодыгина. Закройте наглухо космос, отмените все атомные электростанции и ледоколы. Забудьте периодическую систему Менделеева, вырежьте с глобуса Антарктиду. Парашют, нефтеналивные суда, электродвигатель, лазер и много чего другого изобрели опять-таки русские, откажитесь от всего этого. Американцам запретить летать на вертолетах фирмы «Сикорский».
В области искусства. Конечно, можно прожить без музыки Чайковского, Мусоргского и Прокофьева, не читать Толстого, Чехова и Достоевского, не знать и не видеть картины Репина, Шишкина и Айвазовского. Стать невежественным и недалеким обывателем, лениво потребляющим продукцию масс-культуры, рассчитанную на людей с интеллектом ниже среднего и кругозором размером с окно в дачном туалете. Впрочем, на таких людей «культура отмены» не действует: нельзя отменить того, чего для них и так не существует.

*****
Зачем я пишу эти строки, для кого? В общем-то, для себя. Чтобы не забыть какую-то важную мысль, не потерять ее в каждодневной суете, дабы потом можно было вернуться к ней, развить или переосмыслить. Просто разговор с собой. И еще с вами, с теми, кому не скучно читать эти мысли вслух. Насколько все это будет актуальным лет через десять, не знаю. Будем считать все вышенаписанное просто личным дневником.


Рецензии