Глава 284. Кабалевский. Фантазия на тему Шуберта

Дмитрий Борисович Кабалевский
Фантазия для фортепиано с оркестром фа-минор на тему фантазии Шуберта D940
Переложение для фортепиано с оркестром Д. Кабалевского
Симфонический оркестр Итальянского радио в Милане
Эмиль Гилельс (фортепиано)
Франко Караччoло (дирижер)

precipitato: По-моему — чудовищная обработка, понимаю, почему ее не играют — музыка убита на корню, а за барабан — отдельное спасибо. Каденция кошмарная. — Роми, тем не менее, спасибо, познавательно.

Romy_Van_Geyten: Ну, мне тоже было любопытно. Я до упоминания здесь, никогда о ней не слышал. Так что Вам спасибо за наводку.

musikus: Я тоже не увлечен. Чудесная фортепьянная фактура Шуберта утонула в оркестре, остались какие-то огрызки. Кстати говоря, листовская оркестровая транскрипция «Скитальца» тоже ничего не добавляет к оригиналу Шуберта. Слушать не интересно.

precipitato: «Скиталец» Листа — вообще чудовищная вещь!

sir Grey: Нет слов. Но здесь много профессионалов. Может, кто знал лично Кабалевского? Или просто знает, зачем он это сделал?

musikus: Вопрос — «Зачем?» — наивен. Другой вопрос — «Как?».

childcomposer: Мне кажется, что советский композитор захотел исправить задним числом историческую несправедливость: и впрямь, как же так получилось, что великий и прогрессивный композитор Франц Шуберт так увлекся сочинением мелких форм (как то: песен, вальсов, музыкальных моментов), что совсем не затронул в своем обширном творчестве столь популярный жанр, как фортепианный концерт.

balaklava: Мне всегда была очевидна советскость главной темы этой фантазии. Кабалевский великолепно это обыграл, превратив безобидную бюргерскую фантазию в революционную сюиту...

Volovikelena: Мне она больше тяготеющей к Моцарту кажется. А в середине уже Шопен намечается, хотя не думаю, что Шопен знал эту Фантазию. В Вене он бывал в юности, конечно. Но с шубертовским наследием было так сложно, особенно, в первые годы после его смерти.
Однажды слышала Фантазию в спектакле по письмам Чехова и его жены. Там на стареньком пианино в четыре руки играли два артиста. Их и было всего-то два. Они не были профессиональными актерами, скорее, музыкантами. Но играли спектакль удивительно пронзительно.
У Кабалевского здесь не так много кондовых фрагментов в духе советской музыки к кинофильмам, как в полемике сказано. Я пока только три услышала.
Может быть, и не самая лучшая идея, и не Кабалевскому бы в советское время воплощать, но в целом интересная работа. Он, мне кажется, больше на концерты Шопена и Бетховена ориентировался.
А играет Гилельс потрясающе. Даже учитывая минусы переложения, сама идея дать исполнить именно ему была гениальной. Он минусы минимизировал. По аплодисментам приняли сдержанно — знатоков в зале чувствуется много. Но исполнение великолепное.

Nameless: Ладно, про мотивы Кабалевского понятно, так ему захотелось. Но вот вопрос: зачем такой крупный музыкант, как Эмиль Григорьевич Гилельс решил это сыграть?

musikus: Дело в том, кстати говоря, что Кабалевский благоволил Гилельсу, который, соответственно, играл разные штучки Дмитрия Борисовича, и хорошо играл. Когда начали давать Ленинские премии музыкантам, а кухня здесь сложная, чреватая разным пакостями, Кабалевский говорил про Гилельса: ему я дал бы спокойно. А его голос имел изрядный вес, он бонза был еще тот. Попробовал бы Эмиль Григорьевич не сыграть...


Рецензии