Пророк. Александр Сергеевич Пушкин. Комментарий
Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился,
Этот материальный мир подобен пустыне, в которой изнемогающий жаждой человек ищет воду и привлекается миражами, так и не найдя истинной воды истинного счастья. Истинной воды в пустыне нет, и не может быть, воду надо искать вблизи рек, морей и океанов. В пустыне лишь миражи иллюзорного счастья, в которых нет воды, нет истинного счастья.
Духовное знание сравнивается с водой, которая утоляет жажду путника в пустыне. Христос сказал женщине у колодца: «Я тебе дам воду, от которой ты не будешь жаждать вовек». Это он говорил о духовном знании.
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился.
По милости Бога душа встречается с чистыми преданными слугами Бога и получает в сердце семя преданного служения Богу.
Перстами легкими как сон
Моих зениц коснулся он:
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.
До того, как Бог явил свою милость, человек является слепым, духовно слепым. И только по милости Бога человек обретает духовное знание, и когда в сердце человека открывается духовное знание, тьма невежества рассеивается и духовное знание открывает человеку всё, подобно тому, как солнце освещает всё в дневное время. «Однако, когда человека озаряет знание, разрушающее неведение, оно открывает ему все, подобно тому, как днем все освещается солнцем». (Б.Г.5.16)
Моих ушей коснулся он,
И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.
Можно смотреть и не видеть, слушать и не слышать. Когда человек обретает духовное знание и поднимается в гуну благости, он начинает видеть в истинном свете, слышать в истинном свете, обонять, осязать в истинном свете и чувствовать истинный вкус. С его глаз снимаются цветные очки, он видит через прозрачное стекло. Когда Бог являет свою милость и открывает духовное знание, даёт духовный разум своему преданному, тогда человек, познавая мир с помощью познающих органов чувств, становится способен не только видеть, слышать и т.д., но и делать правильные выводы с помощью своего разума, во всём видеть Бога и понимать волю Бога.
И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.
Язык – это не только орган вкуса, но и орган речи. Здесь говорится о речи. Речь чистого преданного слуги Бога отличается тем, что он всегда говорит о Боге и о том, что связано с Богом и со служением Богу. Маха атма, великая душа, чистый преданный всегда прославляет Всевышнего Господа. Говорится, что глупца трудно определить пока он не заговорит, а хорошо одетого глупца ещё труднее определить. Но как только он открывает рот, всё становится ясно. Невежественный человек говорит о чувственных удовольствиях. А махатма, чистый преданный, говорит только о Боге и о том, что связано с Богом. Тем, кто с любовью и преданностью всегда служит Богу, Бог даёт духовный разум, с помощью которого они смогут вернуться к Нему.(Б.Г.10.10.) Такой человек с чистым духовным разумом становится проводником Божественной воли. Об Иисусе Христе все удивлялись: Откуда у него такая премудрость и знание. Ибо Он говорил, как власть имеющий.
И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул.
Семя преданного служения Богу, бхакти лату, сравнивают с огнём, который зажигается в сердце. Маленький огонёк сначала, если его бережно поддерживать и беречь, благодаря стойкой духовной практике, со временем разгорается в огромное пламя, которое сжигает всё нечистое в сердце йога, человека, идущего по пути к Богу. У искреннего преданного появляется искреннее, естественное желание поделиться этим духовным огнём, духовным знанием, с другими людьми.
Духовное знание подобно лекарству от смертельной болезни, и глядя, как другие люди страдают от этой болезни, преданный слуга Бога не может хранить это знание, это лекарство в себе. Его сердце горит желанием спасти всех людей от этой болезни невежества, незнания Бога.
Как труп в пустыне я лежал,
И Бога глас ко мне воззвал:
"Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей."
Человек, пока он не пришёл к духовному знанию и преданному служению Богу, сравнивается мёртвым человеком, с трупом. А когда он приходит к Богу и начинает преданно служить Ему, тогда этот человек оживает. В притче Христа о блудном сыне Отец говорит: «Твой брат был мёртв и ожил, пропадал и нашёлся». Если в сердце человека разгорается огонь преданного служения Богу, то он уже не может удержать духовное знание внутри. Естественно, что он хочет передать этот огонь другим, чтобы и другие могли спастись, как и он.
Вот истинное значение, смысл, мифа о Прометее, который дал людям огонь. Огонь Прометея – это духовное знание. Прометей добровольно пошёл на великие муки ради того, чтобы передать людям духовное знание. Махатма, чистый преданный слуга Бога, готов пойти на любые муки, чтобы передать людям духовное знание. Одним из наиболее известных примеров является Иисус Христос. И Господу очень дороги такие Его преданные. Как Отец всегда хочет вернуть обратно Своих заблудших сыновей, так и Господь всегда хочет, чтобы заблудшие души, находящиеся в материальном мире, исправились и вспомнили о Нём и вернулись к Нему. И те проповедники, которые все свои силы отдают тому, чтобы распространить духовное знание о Боге, и даже не жалеют для этого своей жизни, очень дороги Господу.
В Бхагавад Гите (18.68-70) говорится: Тот, кто открывает эту высшую тайну Моим преданным, непременно поднимется до чистого преданного служения и в конце вернется ко Мне. Нет в этом мире слуги дороже для Меня, чем он, и никогда не будет. И Я провозглашаю, что изучающий эту нашу священную беседу
разумом поклоняется Мне».
Самое дорогое служение Богу – это распространение духовного знания. Бог-Отец хочет, чтобы Его заблудшие сыновья вернулись к Нему, и Его повеление - распространять духовное знание, этот духовный огонь всему миру, сеять в сердцах людей бхакти лату, семя преданного служения Богу.
«Господь Чайтанья сказал: «Призывай каждого следовать указаниям Господа Шри Кришны, изложенным в «Бхагавад-гите» и «Шримад Бхагаватам». Стань духовным учителем и старайся освободить каждого, кто живет в этой стране». (Чч, Мадхья 7.128)
«Шри Чайтанья Махапрабху призывал Своих последователей увеличивать число вайшнавов… Господь Чайтанья хотел, чтобы каждый стал вайшнавом и гуру. Следуя указаниям Шри Чайтаньи Махапрабху и авторитетов в цепи Его ученической преемственности, преданный может стать духовным учителем, поскольку метод чрезвычайно прост. Он должен идти к людям, неся им послание Кришны. Наставления Господа изложены в «Бхагавад-гите», поэтому долг каждого вайшнава – путешествовать и проповедовать «Бхагавад-гиту» как в своей стране, так и за ее пределами». (Чч, Мадхья, 24.277)
«Говоря о духовной деятельности, необходимо отметить, что преданного, который находит удовлетворение в самом себе и не проповедует славу Господа, нельзя считать совершенным. Его превосходит тот, кто старается проповедовать, движимый состраданием к невинным людям, которые ничего не знают о Кришне. В молитве к Господу Прахлада Махарадж говорил, что сам он не стремится к освобождению. Он не хотел уходить из материального мира до тех пор, пока не будут спасены все падшие души». (ШБ 4.17.26)
«Господь Чайтанья сказал: «Поскольку дерево преданного служения трансцендентно, каждая его часть способна выполнять функции всех остальных частей. Обыкновенное дерево всегда стоит неподвижно, тогда как трансцендентное дерево находится в постоянном движении. Все его ветви обладают духовным сознанием и потому, разрастаясь, распространяются по всему миру. Я – единственный ухаживающий за ним садовник. Много ли мест Я смогу обойти? Много ли плодов могу собрать и раздать людям? Чтобы собрать и раздать эти плоды одному, понадобится приложить немало усилий, и все же Я подозреваю, что одни получат их, а другие – нет. Поэтому каждому человеку во вселенной Я даю наказ присоединиться к Движению сознания Кришны и распространять его по всему миру. Я – единственный садовник, ухаживающий за этим трансцендентным деревом. Если Я не раздам людям его плоды, что Мне делать с ними? Много ли плодов смогу съесть Я один? Повинуясь трансцендентному желанию Верховной Личности Бога, вода щедро напоила это дерево, и на его ветвях созрело бесчисленное множество плодов любви к Богу. Так распространяйте же сознание Кришны по всему миру. Пусть люди вкушают эти плоды и навсегда избавятся от старости и смерти». (Чч, Ади 9.32-39)
1826
Свидетельство о публикации №223060700508