начало сгущения

________________________    _______________________
                33
      Зима была сурова страшно . Мороз был так могуч ,
что переставал быть холодом в привычном качестве
и обжигал как в парилке , и , только вскочив в подъезд
или электричку , где было менее морозно , человек
чувствовал , что ему зябко .
      В паровом отоплении вода подавалась сверху ,
и в комнате скандинава было замечательно тепло .
Как-то возник малозубый и , сказав : " У вас тепло
как в раю ", стал в комнате быть постоянно .

      Рос он в детдоме ,
и ещё там ему выбили зуб и вставили железный .
Когда-то учился на факультете ,
но был отчислен без права восстановления .
Однако вот уже несколько лет ходил по девочкам ,
рассказывал несовершенство жизни и пьянствовал
в общаге .
      Возник он быстро , но незаметно и естественно .
Скандинав как-то в его отсутствие
выразил неудовольствие по поводу его приходов .
Щуплый однако возразил , что малозубый нормальный
парень . Малыш считал малозубого передовым человеком
и был доволен таким положением .
Скандинаву же оставалось быть довольным только тем ,
что тот хотя бы по ночам не загромождал пол .

      Из остального человечества бывали
дерьмо общества и одноглазый . Дерьму общества
охваченный странным беспокойством малыш изливал
о Силовом Начале . Тот , возможно , не слушал ,
но не перебивал , и малыш был доволен .
Одноглазый , переполненный Силовым Началом ,
источал его , светился , и успокаивал и был приятен
своим существованием .
      Отделённая от всех , комната
величаво плыла в пространстве-времени , и только
передовой человек временами омрачал чело своё
думами о проблемах , сего корабля не касающихся .
Впрочем , и он , пересекая порог комнаты , излагал
только философию жизни , не касаясь конкретности ,
и пробоиной ничуть не был . Однако именно он
первым нарушил волшебную уединённость .

      Приняв допинг , передовой человек пошёл к
второкурсницам , с одной из которых он спал когда-то ,
и высказал всё , что о них думает , разбив зеркало ,
опрокинув полку с посудой и оставив на двери
совсем чуть-чуть десятков следов своих ботинок .
Проведя очередную воспитательную беседу ,
малозубый успокоился и вскоре забыл о ней .
      Однако подлецы , сволочи и карьеристы ,
не выносящие свободомыслия малозубого
и злобно завидующие его успехам у женщин ,
насоветовали девушкам подать в суд .
Те по молодости лет не почувствовали
дикости такого действия ;
официальные органы ,
получающие план на заполнение лагерей бесплатной рабочей силой ,
обрадовались заявлению , и малозубый попал
в совершенно непредставимое положение .
      Ошарашенный повесткой , он вначале
удивлялся страшной комичности и искал сочувствия
и только потом начал подумывать , что делать .
Щуплый посоветовал сходить к девушкам и упросить их
забрать заявление , но это , естественно , не удалось .
Единственным реальным выходом оказалось лечь
в психушку , и малозубый исчез на несколько месяцев .

      Щуплый отчислился по собственному желанию ,
и в конце января его выгоняли из общаги .
Несколько раз приходили студсоветчики и комендант ,
ругались с щуплым . Музыку с чего-то вдруг почали
включать на всю мощь . Врывался парень из соседней
комнаты и буйно матерился ; было шумно , грубо и
неспокойно .
      Нежной , чувствительной , но сильной
в биении жизни , штормящей душе малыша было
с одной стороны жутко и беззащитно ,
с другой — интересно и азартно
буйной игрой Силового Начала .
Силовое Начало вздыбалось , билось , искрилось ,
ударяло девятым валом , вздымалось фонтаном ,
рассыпалось и билось вновь .
      Потом малозубый исчез , щуплый переехал в
рабочую общагу , и малыш с скандинавом остались одни .
На долгое время установились тишина , спокойствие и
затхлость .

      Сначала малыш побаивался ,
что скандинав выгонит за всё в отместку . Однажды
тот поймал взгляд с опаской малыша , полуприветливо
и горько усмехнулся и ничего не сказал .
" Он сам пригласил и считает себя обязанным
не выгонять меня ", — успокоился малыш .
      Скандинав был поглощён какими-то своими
проблемами и не замечал малыша . Жизнь шла молча .
      Где-то был источник , откуда на полку в углу комнаты
текли масло , хлеб , сыр , чай , сахар .
Однажды это истощилось , и малыш догадался , что он ,
работающий на приёмке товара в столовую ночью , должен
приносить хлеб и молоко ; источник забил вновь .

      Мелкие твёрдые частицы , в том или ином количестве
всегда присутствующие в воздухе , под действием
земного притяжения опускались на пол , слипались
друг с другом , скатывались в мягкие лёгкие комки ,
двигались по комнате , закатывались под кровати и
в углы , и малыш догадался , что должен подмести .
Он ожидал , что должна проявиться
какая-то иная , помимо него , сила , удаляющая комки ,
но сила не проявилась
и ему пришлось снова , а потом ещё и ещё .

      Однажды скандинав спросил малыша ,
почему тот не заправляет кровать ,
но больше не спрашивал , хотя она не заправлялась
и впредь .
      Когда малыш укоротил ножки стула ,
скандинав отнёсся почти совсем индифферентно :
спросил , зачем это , и узнав , что это раскрепощает ,
сказал только , чтобы малыш не вздумал портить
и другие стулья .
      Однажды малыш , встав на низкий стул ,
хотел достать до верхней полки , но не достал .
Поставил стул на две ножки и , встав на спинку и край стула , стал балансировать .
Скандинав хмыкнул ;
малыш оглянулся и поймал горькую , оскорбительно сочувствующую усмешку .
      С тех пор презрительная полуулыбка скандинава
преследовала малыша ; не выдержав позора мелочных
обид , малыш ушёл на чердак и целую неделю жил там .
Выгнали . Скандинав встретил горькой усмешкой
и ничего не сказал .

      Жили тихо . Малыш уже стал
привыкать к таким странно молчаливым отношениям
и находить отраду в них , но скандинав позволил себе
страшную бестактность .
      Бестактность пронзила малыша
и больно ударила в сердце . Обиженный и больной , он ,
оправившись от удара и опущенности рук , успокоившись
и собрав остатки сил в разбитой психике своей ,
пошёл к одному знакомому ,
поступившему в университет вместе с ним ,
но так и застрявшему где-то на третьем или четвёртом
курсе , спросить , нельзя ли пожить у них .
Знакомый сказал ,
что да , конечно , он не возражает , но сосед может быть против и пусть малыш зайдёт завтра .
Малыш испугался подумать , что
спросить соседа может быть не просто формальностью ,
и вечером следующего дня уверенно собирал вещи .
Приотпустив свою агрессивность , подошёл к скандинаву
и , сжав кулаки , :
— Я прошу извиниться !

      Скандинав взглянул на малыша ,
и тень испуга пробежала по лицу его .
— За что ? — холодно спросил он .
— За вчерашнее !
— Не припомню .
— Я прошу извиниться !!!
— Но как я могу извиниться за то ,
чего не знаю ? ! — уже приветливо и даже ласково
удивился скандинав .
— Ты что-то сказал о моей матери !
      Скандинав недолго вспоминал и вдруг повеселел ,
ему хотелось рассмеяться , но не рассмеялся .
— Извини , я больше так не буду , — серьёзно сказал он .
      В комнате отказали , и малыш вернулся .
Он и не подумал , что этот эпизод может иметь
серьёзные последствия .
      Однако в тот же день ему постучали на работу .

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _      _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
                34
      Малыш был на втором этаже
и не сразу услышал стук .
Стучали нетерпеливо и , видимо , уже долго .
Малыш спустился и увидел скандинава .
— Поесть пришёл ?
— И это тоже .
      Скандинав , видно было по нему ,
порывался что-то сказать и никак не мог решиться .
И , только медленно , тщательно пережёвывая
и как бы задумавшись ,
доев котлету и гарнир и выпив компот , :
— Я поговорить пришёл .
— О чём ?
— Ты сколько получаешь ?
— Сто пять .
— С вычетом всех налогов ?
— Да .
— Ну вот , а я за репетиторство — 80-90 .
Ты меня богаче ...
      Пауза .
— Дальше .
— Если бы ты снял комнату — обычно сорок в месяц
берут , — ты мог бы жить безбедно , почти как я .
Я готов подождать недели две , три , сколько тебе надо ,
чтобы найти подходящую комнату .
— Вот ты как ! А не ты ли меня пригласил !!! ?
Выходит , меня как собачку можно брысь ? !
— Я говорил , чтобы ты был как дома ,
но ты ведёшь себя не как дома .
— И что же такого я сделал ?
— Я пригласил , чтобы мы были как бы равноправны ,
как будто официально поселены вместе . Но ты ведёшь
себя совсем не так . Я обязан тебя кормить ? !
Парадокс : бедный кормит богатого .
— Я приносил молоко и хлеб , — прервал малыш .
— Ты месяц уже ничего не приносил . Не знаю , может ,
тебе сложно или стыдно ; покупай тогда чего-нибудь .
И вообще , бедлам в комнате , стыдно пригласить
кого-нибудь .
— Грязно ?

— Ты устроил такой ... такую шизню , что грязь совсем
не самое главное ! ... — Скандинав долго и сбивчиво говорил ,
что
если у малыша никем не разделяемые представления
о порядке и уюте , то пусть выроет землянку и живёт там ,
что
если малыш хочет подражать англичанам в индивидуализме ,
то индивидуалист не только не помогает другим , но и не мешает никому ,
что
если люди открыто не возражают против чего-то ,
то это ещё не значит , что они на это согласны , :
например , щуплый кормит малыша по разным кафе , но совсем не хочет этого ,
что
скандинав пригласил малыша абсолютно бескорыстно ,
а тот не только не благодарен , а даже наоборот ,
и придерживается каких-то совершенно диких иллюзий ,
что даёт что-то скандинаву .

— А это не иллюзии , я и в самом деле даю , — засмеялся
малыш . — Хочешь , я платить тебе за угол буду ?
— Нет !!!
— Ты ставишь меня в сложное положение .
Теперь я накануне прорыва , имею то , что полгода
зарабатывал , путешествуя — под путешествиями
малыш понимал бесцельное хождение по Городу , —
пластинками и картинами , а ты всё это хочешь сломать .
— А есть ли что ломать ?
— Что ты этим хочешь сказать ?
      Пауза .
— Я боюсь тебя оскорбить , — неуверенно произнёс
скандинав .
— Говори !
— Открытие никогда не возникает на пустом месте .
Открытие всегда есть дооткрытие , доразвитие чего-то .
Ты же ничего не читаешь . Ну ладно , предположим ,
что ты читал раньше , хоть я сильно сомневаюсь ;
всё равно , в науке должна быть какая-то система ,
сознательная деятельность по обоснованию ,
систематике , статистической обработке .
Я понимаю , метод свободных ассоциаций , Сальвадор
Дали , но Дали создавал произведения искусства ,
а ты претендуешь на научную деятельность .
      Довольно долго молчали .
— Я накануне прорыва , потому что чувствую , и верю
своему чувству , — сказал наконец малыш . — Если тебе
что-то не нравится , то стоит договориться о каких-то
правилах . На самом деле я тебе нужен . Моя агрессия ...
— Самой лучшей защитой от неё было бы ,
если б я завтра тебя выгнал .
— Зачем же так примитивно ? — засмеялся малыш . — Моя
агрессия будит тебя . Тебе нужно уметь защищаться ,
сознавать свои права . Ты до сих пор не вышел
из-под власти родителей , не внешне , а внутренне : ты
ведёшь себя , как будто за тобой следят ... — Малыш
с ласковой поучительностью — как с пионером , подумал
скандинав — долго и подробно излагал ,
что
сентиментальная пацифичность есть слабость ,
что
скандинаву , может , не нравится его , малыша ,
закомплексованность , так все хорошие люди закомплексованы ,
что
малыш с щуплым много страдали ,
видели много людей и всех их носят в себе ,
что
они для скандинава целая вселенная
и в этом большая польза .

— Нет , ты будешь ненавидеть меня за то ,
что от меня зависишь . — Скандинав прошёл к окну
и долго смотрел в темноту . — Я ничем не могу
помочь в твоей проблеме .
— В какой проблеме ? Кто тебе сказал ? !
— Никто не говорил , я сам догадался .
Если б ты одевался приличнее , я мог бы тебе помочь .
Но только чуть-чуть , первый этап ;
у тебя какие-то внутренние сложности ,
которых я , наверно , не понимаю .

— Хватит ! Ты сам всегда говорил ,
что всё по-настоящему новое поначалу непонятно .
Я прошу только дать мне спокойно поработать
несколько месяцев . Или ты верховный арбитр ,
который всегда знает , что верно , что нет ?
Ты считаешь , что я тебя объедаю ?
Я буду приносить после каждого дежурства .
— Как я могу заставлять тебя воровать ?
И как можно ценить то , что тебе ничего не стоит ?
— Что ты предлагаешь ? — уже спокойно спросил малыш .

— Будем записывать , кто насколько накупил ;
в день получки будешь выплачивать разницу между
своим вкладом и половиной всех затраченных средств .
— Хорошая система , у нас на третьем курсе такая же
была .
— Из столовой , если хочешь , можешь приносить ,
но в реестр это входить не будет .
— Конечно , конечно .
— Денег ты получаешь достаточно , чтобы ,
особо их и не экономя , дожить до следующей получки .
Я принципиально не буду давать тебе ни копейки .
— Я тебе всегда отдавал .
— Да , ты всегда отдавал , но то ,
что ты берёшь хотя бы на время ,
может быть мне неудобно .

— Я же прошу .
— Просьба есть насилие . Скинемся и купим наушники ,
будешь слушать в наушниках .
— В наушниках не комфортно .
— А я не собираюсь жить в постоянном грохоте !
Я проклинаю тот день , когда взял проигрыватель .
— Пойди да сдай , — удивился малыш .
      Скандинав не нашёлся , что ответить .
— Конечно , послушать , что хочешь , — большая помощь
во всём , — наконец сказал малыш .
— Ты не будешь слушать в моём присутствии
или купишь наушники , половину цены я заплачу . ...
Да , и поменьше выкрутасов типа сломанного — скандинав
имел в виду отпиленные ножки — стула .
— Хорошо , хорошо . Всё ?

— Да . Первые недели так , а там видно будет , — немного
помолчав , не совсем уверенно сказал скандинав . —
Только ... — Скандинав замолк .
— Что только ?
— Только я буду тебе благодарен ,
если ты меня покинешь .
— Ещё поесть хочешь ? — предложил малыш ,
хотя почувствовал , что хочется спать .
— Нет , спасибо . — Скандинав встал
и отнёс посуду в мойку .

— Потрясающий разговор , — обалденно сказал малыш ,
когда скандинав вернулся .
— Почему ? Откровенность — нормальное явление .....
— Извини , я спать хочу , — довольно грубо оборвал
малыш .
      Скандинав вышел ,
ругая себя за слабохарактерность . Впрочем , где
кончается слабохарактерность и начинается доброта ?
И ещё , малыш , конечно , больной , но Сальвадор Дали ,
например , тоже был того , и всё может быть .
К тому же , если выгонять , то придётся звать ДНД
и без скандала не обойтись . И как отнесётся щуплый ?
      Фрейд сказал бы , наверно ,
что имеет место рационализация мотивов .
Свои трусость и лень скандинав оправдывал
высокими соображениями ? Или наоборот ,
под бескорыстные побуждения , " слабохарактерность ",
подводил рациональные объяснения ?


_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _      _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
                35
      На следующий день ,
когда скандинав вернулся с факультета ,
малыш резко , нервно вырубил музыку
и испуганный взгляд скользнул по скандинаву .
" Как холоп ", — подумал тот , неприязненно
перекосив лицо .


________________________    _______________________
                36
      Столяр с уборщицей
и двумя дочерьми , десяти и восьми лет ,
жили в отдельном двухкомнатном блоке .
Малышу нравилось с девочками ,
и иногда он забегал с ними в комнату скандинава .
Заходили они и одни , к малышу .
Скандинав делал недовольные гримасы ,
но ни разу не выгнал и даже не попросил .
      Старшая была тонкая и гибкая и нравилась
малышу . А младшая — толстая и неуклюжая , симпатии
не вызывала , и малыш возился с ней , чтоб не обидеть .
Однажды старшая привела малыша к ним домой
и показала на кожаный диванчик : " Я здесь сплю ",
и где-то через неделю малышу приснился сон .

      Он прилёг днём немного отдохнуть
и увидел себя в своей квартире в родном городке , в
светлой , с большим окном и высоким потолком комнате .
Он , совершенно нагой , не стеснён и свободный ,
лежал на тахте , наслаждаясь прохладой и свежестью
воздуха . И вдруг , отдавшись сладостному порыву ,
воспарил и , охваченный пьянящей радостью сильного
и гибкого тела , некоторое время резвился в воздухе .
Потом спустился , пронырнул в дверной проём
и по коридору проплыл в крайнюю комнату.
Там был кожаный диванчик , такой же , как у девочки ;
малыш подлетел
и коснулся потолка как раз над диванчиком .
      " Но я не оставил никаких следов
и опять буду сомневаться , летал ли я ", — подумал он .
Нырнул , схватил со стола перочинный ножичек
и подлетел к тому же месту . Но ножичек оказался
последней пушинкой , не дающей рвануться вверх ;
спустился до диванчика и как пробка к потолку ,
удержался и сделал воронку .
Довольный и приятно уставший спустился и сел
на диван . Вошёл старший брат
и сразу приковал взгляд к воронке на потолке .
      — Я летал !!! — радостно и гордо воскликнул малыш
и вдруг понял всю необычность ситуации и подумал ,
что брат должен очень удивиться или даже
не поверить вовсе .
— Здесь нельзя , — сказал брат , просто и обыкновенно ,
как будто ничего не случилось .
— Я летал , — растерянно произнёс малыш .
— Нельзя , — повторил брат , повернулся и ушёл .

      Малыш проснулся свежий , радостный ,
хорошо выспавшийся , хотя спал минут пятнадцать ,
и в том спокойствии , в каком давно уже не был .
      Всё по Фрейду , но малыш знал только сущность ,
а явления не знал и растолковать не мог .


Рецензии